Последний конфликт между Израилем и Палестиной также не обходится без использования беспилотных систем. Очевидно, что израильские военные применяют собственные БЛА для разведки и доразведки целей для нанесения последующих ракетных ударов по объектам, расположенным на территории сектора Газа.
Одной из ведущих стран в области разработки, производства и применения беспилотной авиации долгие годы остаются США. В настоящее время американская армия обладает всем спектром БЛА: от небольших тактических разведывательных аппаратов до ударных беспилотников и стратегических разведчиков RQ-4 Global Hawk, которые периодически появляются у российских границ.
В США экспериментируют с пусковыми установками для беспилотников
В настоящее время в США продолжаются эксперименты с пусковыми установками для легких тактических беспилотников. Не так давно американские военные провели испытания, целью которых был запуск небольшого по размерам беспилотника Agile-Launch Tactically Integrated Unmanned System, известного под аббревиатурой ALTIUS, с базы сверхлегкого тактического транспортно средства.
В качестве носителя беспилотников выступил легкий многоцелевой полноприводный автомобиль DAGOR с колесной формулой 4х4. Как минимум некоторое количество подобных боевых машин ранее находилось в опытной эксплуатации в составе американской 82-й воздушно-десантной дивизии.
Запуск беспилотника ALTIUS с борта автомобиля DAGOR, фото: армия США
Известно, что ранее запуск беспилотников ALTIUS уже производился с борта вертолета UH-60 Black Hawk, а также других более крупных БЛА – в частности, с борта разведывательно-ударного беспилотника MQ-1C Grey Eagle. Проводились экспериментальные запуски и с борта малозаметного БЛА XQ-58A Valkyrie, который и сам по себе является экспериментальной разработкой. Также известно, что пуски проводились и с самолетов C-130, AC-130J.
При этом запуск небольшого беспилотника ALTIUS с армейского автомобиля был продемонстрирован общественности впервые.
На опубликованных в «Твиттере» фотографиях можно было заметить, как военные проводят запуски беспилотников ALTIUS из двухтрубной пусковой установки, состоящей из пневматических интегрированных пусковых систем (PILS), с борта сверхлегкой тактической машины DAGOR.
Данные фотографии в начале мая 2021 года были опубликованы в аккаунте, напрямую связанном с армией США. При этом ранее компания Area-I, которая и занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов ALTIUS, публиковала материалы, где можно было рассмотреть аналогичную двухтрубную пусковую установку, но на базе гражданского пикапа. По заверениям представителей компании Area-I, подобные испытания, но с колесной гражданской техники, проводятся уже около года.
Военные же провели последние испытания в рамках масштабных учений Edge 21, которые прошли на полигоне Дагвей в штате Юта. Экспериментальные демонстрационные учения в пустынной местности продемонстрировали возможности различных новинок и технологий, которые американские военные рассчитывают использовать для эффективных действий в будущем.
Запуск беспилотника ALTIUS-600 с борта вертолета UH-60 Black Hawk, фото: areai.com
Использование в будущем в значительном количестве небольших, запускаемых с транспортных средств, беспилотников позволит американской армии существенно расширить свои возможности для решения разного рода миссий. От разведки и радиоэлектронной борьбы до оперативного запуска беспилотников-камикадзе для атак наземных целей, в том числе с возможностью объединения их в рой.
При этом у компании Area-I действительно есть планы и возможности превратить свой компактный беспилотник ALTIUS-600 в барражирующий боеприпас. Данный БЛА, по мнению журналистов американского издания The Drive, может быть кандидатом для нового семейства армейских многоцелевых беспилотных летательных аппаратов.
Версия данного БЛА в виде барражирующего боеприпаса может пересекаться с реализуемой в США программой исследований и разработок малоразмерных крылатых ракет LCCM. В любом случае, шанс размещения пусковых установок и беспилотников на колесном шасси даже легких автомобилей может существенно повысить возможности тактических подразделений. В том числе их ситуационную осведомленность о действиях противника, разведывательные и ударные ресурсы.
Возможности БЛА ALTIUS-600
На продемонстрированных кадрах запуска беспилотников с борта военного многоцелевого автомобиля DAGOR американские журналисты опознали беспилотник ALTIUS-600, созданный инженерами компании Area-I. По заверениям компании-разработчика, данный БЛА может эффективно запускаться с борта вертолета, самолета или с наземных (морских) пусковых установок.
На сайте производителя приводятся следующие габаритные характеристики устройства: диаметр корпуса 6 дюймов (15,24 см), размах складных крыльев – 100 дюймов (254 см), максимальная длина – 40 дюймов (101,6 см). Заявленный вес беспилотника составляет 20– 27 фунтов (9–12,25 кг), при весе полезной нагрузки 3–7 фунтов (1,36–3,18 кг).
Беспилотник ALTIUS-600, фото: areai.com
Пневматическая интегрированная система запуска и размещение в пусковых контейнерах, напоминающих увеличенные тубусы, обеспечивает автономным БЛА быстрый запуск и готовность к работе в считанные минуты. Вся линейка ALTIUS – это модульные беспилотники с заменяемой носовой частью. Такое решение обеспечивает широкую вариативность доступной полезной нагрузки и решаемых боевых задач.
По заверениям разработчиков, беспилотный летательный аппарат ALTIUS-600 в состоянии находиться в небе более четырех часов, решая различные боевые задачи. Возможно, все беспилотники серии получили гибридную силовую установку с толкающим воздушным винтом, обеспечивающую аппаратам улучшенную выносливость и большую продолжительность полета. Максимальная дальность полета для модели ALTIUS-600 заявлена в 440 км.
Многоцелевой легкий автомобиль DAGOR
Многоцелевой легкий полноприводный автомобиль DAGOR с колесной формулой 4х4, с борта которого производились пуски беспилотников в рамках учений Edge 21, в американской армии массовым пока так и не стал. Как пишут журналисты онлайн-издания The Drive, у автомобиля есть все шансы так и остаться штучным товаром. Разработка оборонной компании Polaris, по сведениям американских журналистов, проигрывает в конкурсе Infantry Squad Vehicle (ISV), который должен подарить армии новый легкий вездеход.
DAGOR разрабатывается и выпускается компанией Polaris с 2014 года. Этот армейский автомобиль изначально создавался для обеспечения максимальной мобильности частям легкой пехоты, спецназа и экспедиционных сил. Машина идеально подходит для действий в пустынной местности, а также в районах, в которых требуется обеспечение максимальной проходимости.
Многоцелевой легкий автомобиль DAGOR, фото: military.polaris.com
Разработчики пожертвовали бронированием машины в пользу скорости и маневренности. Корпус максимально простой и ремонтопригодный, выполнен по типу багги. Несмотря на сравнительно небольшие размеры: длина – 4520 мм, ширина – 1880 мм, высота – 1840 мм, автомобиль в состоянии перевозить до 9 пехотинцев с вооружением. При снаряженной массе в две тонны, грузоподъемность автомобиля высокой проходимости составляет 1814 кг. При полной загрузке автомобиль в состоянии преодолеть до 805 км.
Автомобиль также отличается модульной конструкцией, позволяющей задействовать его в самых разных миссиях. Большая грузоподъемность и хорошие буксировочные способности (до 2950 кг) позволяют использовать DAGOR для размещения различных систем вооружений: крупнокалиберных пулеметов, автоматических гранатометов, ПТУР или применять для транспортировки артиллерийских систем.
Как показали последние учения, данная база легко может стать и колесной пусковой установкой для беспилотных летательных аппаратов ALTIUS.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!