Сегодня мы закончим рассказ, начатый в статье «Неистовый» Роланд в литературе и жизни
, а также поговорим об исторической основе событий, описанных в эпической поэме «Песнь о Роланде». Итак, заключив мирный договор с Карлом, Марсилий приказывает своему сыну атаковать арьергард французской армии, которым командует Роланд. В состав армии Сарагосы, помимо мавров, согласно «Песни», входили воины, собранные со всего света. В их числе были славяне и отдельно русы, ливы, печенеги, хананеи, персы, евреи, авары, гунны, нубийцы, негры и многие другие. Это великое войско и настигло французов в Ронсевальском ущелье.
Битва в Ронсевальском ущелье
Далее начинается рассказ об «эпическом сражении», значение которого для Франции так велико, что в этой стране начинается ураган с громом и молниями. Главным образом повествуется о героическом поведении Роланда – настолько глупом и неадекватном, что начинаешь испытывать желание, чтобы аватары этого персонажа неизменно находились на командных должностях в стане противников и ни в коем случае не в собственной армии.Роланд, конечно, идеальный воин:
«Прекрасен телом, ликом смел, к лицу ему оружье и доспех».
Враги сразу узнают его по статности и красоте лица. Острие копья Роланда, украшенное белым значком, «грозно поднимается к небу». Но силы сторон явно не равны, а основная армия Карла находится совсем рядом. Чтобы позвать ее на помощь, Роланду требуется подать условный знак – всего лишь протрубить в рог, имеющий собственное имя – Олифан (от французского olifant – слон).
Мудрый Оливье и предлагает Роланду подать сигнал перед началом битвы. А потом ещё два раза призывает его использовать рог для вызова подмоги – уже в ходе сражения. Роланд высокомерно отвечает:
«Позор и срам мне страшны – не кончина».
Видимо, потому что фраза «слабоумие и отвага» была настоящим (хоть и неофициальным) девизом этого рыцаря. Его не смущает даже то обстоятельство, что в ходе сражения к маврам подходит подкрепление – ещё одна армия, которую ведёт сам Марсилий (в ней, если верить автору «Песни» – отборные соединения турок, армян, оксианцев и какой-то Мальпрозский полк). А ещё Марсилий послал за помощью к эмиру Балигану Седому, обещая отдать ему Сарагосу. Французы сражаются, как львы, а главные герои врагов валят не хуже русских былинных богатырей. Роланд лично убивает племянника Марсилия Аэлрота и отрубает руку самому Марсилию.
От руки Оливье погибают брат этого короля Фальзарон и великий калиф. Архиепископ Турпин сражает берберийского короля Корсаблиса (и еще 400 человек).
Эти победы не мешают героям то и дело падать в обморок при виде раненых или убитых друзей. Французы отбивают четыре атаки, но пятая схватка особенно жестока, из всего отряда Роланда в живых остаются только 60 человек. И в этот момент даже до великого героя начинает доходить: что-то пошло не так, как задумывалось. И он спрашивает Оливье: а не воспользоваться ли, наконец, рогом Олифан? Но Оливье, который понимает, что Роланд напрасно погубил вверенный ему отряд, битва проиграна, спасения нет, впадает в депрессию и меланхолию. Он говорит, что звать на помощь уже поздно и начинает упрекать друга:
«Не вняли вы, когда я к вам взывал,
А ныне поздно нам на помощь звать.
Бесчестьем было б затрубить сейчас…
Быть смелым мало – быть разумным должно,
И лучше меру знать, чем сумасбродить.
Французов погубила ваша гордость».
Но жив ещё и мудрый архиепископ Турпин, который произносит речь в стиле героя советского фильма «Служили два товарища»: мол, «пусть эти гады не радуются, потому что мы умрем сегодня, а они – завтра». И даёт дельный совет: для того чтобы враги завтра (а лучше – сегодня) умерли, надо бы всё-таки, наконец, протрубить в рог Олифан. Тогда армия Карла вернётся, отомстит за павших, ну и похоронит с отданием воинских почестей, как полагается.
«Никто уже не может нас спасти,
Но все-таки должны вы затрубить.
Услышит Карл, неверным отомстит,
Французы маврам не дадут уйти.
Сойдут они со скакунов своих,
Увидят нас, изрубленных в куски,
Оплачут нашу смерть от всей души,
Нас приторочат к мулам на вьюки
И прах наш отвезут в монастыри».
Карл и его рыцари слышат рог Роланда, но Ганелон говорит им: да что вы, ребята, моего пасынка не знаете? Балуется малой, не обращайте внимания.А в это время Оливье уже убит, тяжелораненый Роланд едва дышит, из живых в отряде лишь Турпен и Готье де Л’Он.
Роланд по очереди приносит к истекающему кровью Турпину павших пэров Франции, архиепископ благословляет их и умирает. Затем Роланд прощается со своим мечом и безуспешно пытается сломать его о камни.
Роланду является архангел Гавриил, перед которым он «в грехах покаялся творцу, в залог перчатку протянул».И почему-то утверждается, что «граф погиб, но победил в бою».
Карл между тем не поверил Ганелону и развернул армию. В Ронсевальском ущелье он увидел поле битвы, на котором нет места, «где б не лежал убитый на земле». Многие из сопровождавших его рыцарей по старой доброй франкской традиции упали в обморок:
Возвращение христианской армии
«Без чувств там двадцать тысяч человек (!)».
Придя в себя, король, обнажив меч «Жуаёз», в который было вплавлено острие копья Лонгина и который 30 раз в день менял цвет, сам повел в бой свою армию.Мавры Сарагосы бегут, но подходит войско Балигана. В новую битву французы вступают с кличем «Монжуаз» (Mont-joie Saint-Denis). А их противники почему-то идут в бой с криками «Пресьоз». Это что? Précieuse!? «Жеманный», «вычурный» и так далее? Оригинально. Ну, ладно, допустим, что так услышали французы какое-то, неведомое нам словосочетание на арабском языке. Карл сошёлся в личном поединке с Балиганом, который едва не одолел его, нанеся удар в голову. Но на помощь христианскому монарху приходит архангел Гавриил, ещё недавно принимавший покаяние от умирающего Роланда.
Раненый Марсилий умирает в Сарагосе, его жена Брамимонда сдает город и крестится, получая новое имя Юлиана. Французы крестят мавров в захваченной Сарагосе.
Победив мавров, Карл начинает разбираться в том, что произошло. Нужно назначить кого-то виновным в поражении и гибели арьергарда. Ведь в Ронсевальском ущелье нашли свою смерть не только простые воины, но также архиепископ Реймса и 12 пэров Франции. А это уже скандал, и члены семей погибших как-то нехорошо и косо смотрят на своего короля. Главный антигерой здесь, безусловно, Роланд, который из-за глупого тщеславия вступил в неравный бой, не сообщив о нападении на свой отряд. Но обвинение Роланда бросает тень на самого Карла, который назначил командовать арьергардом абсолютно неподходящего человека. Хотя в его распоряжении был тот же «мудрый Оливье», например. Вероятно, поэтому Роланд и был объявлен героем, полностью выполнившим свой долг. Оставался Ганелон, который, скорее всего, не предавал Францию маврам, а лишь хотел подставить пасынка. Хорошо зная характер Роланда, он потому и добился его назначения командиром арьергардных частей, что был уверен: молодой рыцарь обязательно полезет добывать себе славу, не справится и потеряет расположение короля. Да и кто бы в Сарагосе поверил Ганелону – человеку, который только что очень жёстко вел переговоры и заставил эмира заключить невыгодный договор? Решили бы, что хитрый француз готовит ловушку для мавританской армии.Ганелон предстал перед судом, на котором простодушно заявил:
После битвы
«Не стану лгать:
Лишил меня моих сокровищ граф.
Вот я Роланду смерти и желал.
Нельзя изменой это ведь назвать»!
Вот, оказывается, в чем глубинная причина их конфликта: обычный спор «хозяйствующих субъектов». Пользуясь расположением короля, любимчик Карла Роланд, видимо, присвоил часть имений отчима. Впредь справедливее надо королю быть, выступая арбитром в тяжбах между своими вассалами.Мнения придворных Карла разделились. Родственник Ганелона Пиннабель принял сторону обвиняемого. Ещё 30 человек выступили поручителями Ганелона. Тьерри и Жоффруа с ними не согласились, и потому было решено провести судебный поединок. Тьерри удалось одолеть Пиннабеля, после чего казнили и Ганелона, и 30 человек, выступивших в его защиту. Ганелона, привязали к четырем диким коням, которые буквально разорвали его на части. Людей, поручившихся за него, просто повесили.Невеста Роланда Альда (сестра Оливье) умерла, услышав о его смерти.
Впрочем, возможно, больше ее поразило известие о судьбе мудрого брата, который напрасно погиб из-за безрассудства ее жениха. Карл же, стеная, слышит голос архангела Гавриила, извещающий, что впереди его страну ждёт новая тяжелая война с сарацинами (а как же великие победы, только что одержанные над маврами?).
На самом деле
В 778 году один из эмиров Пиренейского полуострова, который вел изнурительную войну со своим кордовским «коллегой», решил найти подмогу у франкского правителя Карла (Великого). За военную помощь он обещал отдать ему Сарагосу, но вот мнение жителей этого города спросить забыл (а может, и сразу так было задумано?). В общем, те открывать ворота перед Карлом не пожелали. Покрутившись вокруг и сообразив, что его обманули, Карл направился на родину. Однако по пути к Сарагосе его армия разграбила баскский город Памплону. Жаждавшие мести баски атаковали и разбили арьергард его армии, в котором находился бретонский маркграф Хруодланд. В «Анналах королевства франков» говорится:
«Возвращаясь, Карл решил пройти через ущелье Пиренейских гор. Баски, устроив засаду на самом верху того ущелья, привели в большое смятение всё войско. И хотя франки превосходили басков, как оружием, так и храбростью, однако превосходство то было побеждено благодаря неровности места и невозможности для франков вести сражение. В той битве многие из приближенных, которых король поставил во главе своего войска, были убиты, обоз был разграблен; враг же, благодаря знанию местности, тотчас рассеялся в разные стороны».
Эйнхард (Эгингард) в «Жизни Карла Великого» («Vita Caroli Magni» датирована началом IX века) сообщает:
«При возвращении, Карлу пришлось пострадать от басконского вероломства. Ибо, когда он двигался растянутым строем, как того требовали условия местности и ущелий, басконцы, расположив засаду на самой вершине горы (места же эти из-за густых лесов, там находящихся, весьма благоприятны для засад), напали сверху, сбрасывая в долину обоз и тех, которые, идучи в арьергарде, охраняли передних. И, завязав с ними сражение, всех до одного перебили, а сами, расхитив обоз, с превеликой быстротой разбежались во все стороны под покровом уже наступившей ночи. В этом деле басконцам помогли легкость их оружия и расположение той местности, где сие произошло; напротив того, тяжесть вооружения и неудобство местности делали франков во всем неравными басконцам... В сражении этом были убиты вместе со многими другими Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф, и Хруодланд, начальник Бретонской марки».
Друг Роланда Оливье на полях рукописи Nota Emilianense (текст на латыни, написанный около 1065 года) упоминается в числе 12 племянников Карла Великого. Он также является героем «жесты» «Жирар де Вьенн», написанной Бертраном де Бар-сюр-Об около 1180 года. В этой поэме рассказывается о семилетней войне Жирара против Карла Великого, которую было решено прекратить по итогам поединка между лучшими бойцами противоборствующих сторон. От Карла на поединок вышел Роланд из Бретани, от Жирара – Оливье из Вьенна. После того, как победить не удалось ни одному из этих рыцарей, они поклялись в дружбе и выступили посредниками при заключении мира между Жираром и Карлом. В Galiens li Restores утверждается, что у Оливье был сын Галиен, родившийся от византийской принцессы Жаклин. С отцом он видится лишь однажды – в Ронсевальском ущелье, успев лишь обменяться парой фраз с умирающим рыцарем. После этого он возвращается в Константинополь и становится императором. Архиепископ Реймский Турпин – личность вполне историческая. Согласно пометкам на полях той же Nota Emilianense, он также является племянником Карла Великого. Некий монах Жак Дублет писал в 1625 году, что меч Турпина, с которым тот воевал против мавров, хранится в сокровищнице аббатства Сен-Дени. На самом деле Турпин был первым и очень авторитетным архиепископом Реймса, в 769 году присутствовал на заседании Римского Синода, где обсуждались отношения между папой Римским и Патриархом Константинополя. Предание об его участии в Ронсевальском сражении появилось лишь в XI столетии.
А кто же мог послужить прототипом «предателя Ганелона» (иногда его называют Гвенилоном)?Многие исследователи полагают, что таковым стал клирик Венилон (Wenilo или Guenilo), служивший совсем другому монарху – Карлу Лысому. В 837 году он стал архиепископом Сансским, а в 843-м – даже короновал Карла в церкви Святого Креста города Орлеан. В 858 году в государство Карла вторглась армия его брата – Людовика Немецкого, которого призвали мятежники во главе с Робертом Сильным, графом Тура и Анжера. Роберта поддержали графы Эд Орлеанский и Адалард Парижский, а также архиепископ Венилон. В 859 году на соборе в городе Савоньер Карл обвинил Венилона в измене, но вскоре сменил гнев на милость и помиловал опального иерарха. Вернемся к Карлу Великому, который после неудачного похода 778 года стал укреплять Аквитанию, направляя в нее франкских поселенцев. В 781 году статус Аквитании был повышен до королевства, трон которого занял трехлетний сын Карла Людовик. Тогда же было создано графство Тулуза. В 790-е годы состоялись новые, хоть и кратковременные походы на Пиренейский полуостров. Их результатом стало появление Испанской марки с городами Жирона, Урхель и Вик. В 801 году король Аквитании Людовик сумел захватить Барселону, которая стала столицей Испанской марки. В 806 году была взята Памплона. Эти события, разумеется, гораздо более значительны, чем неудачный поход Карла Великого за Пиренеи, состоявшийся в 778 году. Но сердцу поэта не прикажешь. Именно поражение в Ронсевальском ущелье дало толчок к написанию одной из самых великих героических поэм, а потом – и знаменитых рыцарских романов, которыми зачитывались дворяне всей Европы. Жан-Батист Люлли, Антонио Вивальди и Георг Фридрих Гендель на этот сюжет написали оперы.
В XIX веке были написаны поэмы, которые сейчас изучают на уроках литературы все школьники Франции: «Рог» Альфреда де Виньи и «Легенда веков» Виктора Гюго. В XX столетии Роланд стал героем некоторых фильмов.
След в мировой культуре, оставленный «Песнью о Роланде», так велик, что уже не имеет особого значения ни истинная историческая канва, ставшая основой ее сюжета, ни сомнительность поведения главного героя.