На днях в Тегеране премьера Армении Никола Пашиняна принял новоизбранный президент Ирана Ибрахим Раиси. По данным ТАСС со ссылкой на пресс-службу совмина Армении (6 августа), стороны
Армяне «ставят» на Иран?
«...обсудили обеспечение активной деятельности свободной экономической зоны «Мегри» (приграничный с Ираном южно-армянский район. – Прим. авт.) и возможность применения режима свободной торговли Ирана с ЕАЭС (этот режим действует с ноября 2019 года. – Прим. авт.) в качестве стимула для развития сотрудничества в этой сфере».
Особо отмечено, что Пашинян (на фото):
«приветствовал иранский интерес к проекту строительства автомагистрали «Север – Юг» (Сисиан – Мегри: в центральной и южной Армении. – Прим. авт.), а правительство Армении готово обсудить участие иранских компаний в международном тендере по участку Сисиан – Мегри».
Также они обсудили и реализацию ряда региональных проектов с участием двух стран и косвенно возможность деблокады армянских магистралей, по которым могут пойти грузы из Ирана. Хотя никаких официальных документов в ходе переговоров по решению этих вопросов не было подписано.Насколько сейчас реально оперативное снятие блокады транспортных маршрутов на юге Закавказья в Турцию? Это никто пока оценить не в силах – слишком свежа память о Нагорном Карабахе. Пути-то есть – и через Армению, и в Иран через Нахичеванский регион Азербайджана. Но, похоже, задача их использования лишь теоретически обозначена всеми сторонами. Во внешнеторговом транзите России и в международном грузовом транзите – через РФ и Закавказье – сделана ставка на повышение роли Турции и Азербайджана с Грузией, дружественных Анкаре. Что, в свою очередь, усилит политическую роль Турции и в регионе, и в отношениях России со всеми странами Закавказья. Однако ещё 24 мая 2021 года в Ереване был подписан «Меморандум о взаимопонимании» между министерством экономики Армении и министерством дорог и городского развития Ирана. Этот документ примечателен нижеследующим: по данным информагентства АРКА (Ереван, от 25 мая),
«…в ходе переговоров главами этих ведомств были обсуждены тарифы на транзит иранских грузов через Армению». Сообщалось также, что «в рамках визита в Ереван министра дорог и городского развития Ирана г-на Эслами проведены переговоры об использовании армянского маршрута по части транспортного коридора Север-Юг в направлении на порты Грузии».
В свою очередь, информагентство Jam-News (Ереван) 15 июля сделало ссылку на заявление министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада два месяца тому назад в Ереване:
«министр подчеркнул необходимость формирования новой транспортной архитектуры в регионе. Рассматривая в её основе, по словам министра, действующую железную дорогу Иран – Нахичевань – Армения – Грузия: Тегеран – Тебриз – Джульфа – Нахичевань – Ерасх – Ереван – Тбилиси – порты Грузии».
Но все эти планы и намерения остаются теоретическими. Дело в том, что железнодорожная артерия БТК: Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (Турция – Грузия – Азербайджан), действующая с 2017 года, вышла к 2021-му за пределы региональной значимости: в направлении на Россию. Напомним, наша страна является участницей договоренностей 2020 года о разблокировании стальных магистралей на Юге Кавказа, в том числе и транзитных. А именно: в Анкаре 6 мая 2019 года главы железнодорожных администраций России, Турции и Азербайджана подписали соответствующий трёхсторонний меморандум. Он предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных льготных тарифов и привлечение новой грузовой базы (к документу в конце 2019 года присоединилась Грузия).
Первым номером – Анкара
«В этом ключе – как сообщает азербайджанское информационное агентство «Haqqin. Az» от 24 июля, – обсуждается проект «строительства второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм в 76 км на участке вблизи Карса и терминально-логистического центра в Карсе. Но РЖД идёт дальше, предлагая турецким коллегам доставлять через РФ грузы из Южной Кореи, КНР и других стран АТР».
Что касается транзитной альтернативы в Южном Закавказье, то, по оценкам «International Alert» и ряда российских профильных экспертов (2019–2021 гг.), восстановление «Закавказского Транссиба» – турецко-армяно-азербайджанского железнодорожного коридора Карс – Гюмри – Ереван – Нахичевань – Джульфа – Мегри – Минджеван – Горадиз – Алят – Баку (проходит вблизи границ с Турцией и Ираном) – обойдётся минимум в 430 млн долларов.Из этой сумм на восстановление участков в Азербайджане требуется до 280 млн долларов, Армении – свыше 115 млн, Турции – около 55 млн. Эти цифры включают расходы на восстановление транзитного погранперехода Джульфа азербайджанская – Джульфа иранская. То есть, оставляя за скобками известные проблемы Армении с Азербайджаном и Турцией, разблокирование южно- и транскавказских стальных магистралей в этом регионе упирается ещё и в финансирование восстановительных работ.
Армения – даже не вторым
В то же время маршрут БТК – реально действующий. И, скорее всего, российской стороне выгоднее «наращивать» его использование, чем вкладываться – пусть и частично – в упомянутые восстановительные расходы. Может, именно поэтому не предпринимается до сих пор никаких «коллективных» мер по отмене уже почти 20-летней турецкой транспортной блокады Армении? Тогда каковы же реальные перспективы железнодорожного коридора РФ – Азербайджан – Иран вдоль каспийского побережья? Тем более что создание здесь соединительного азербайджано-иранского участка (Астара – Решт) – всего лишь около 100 км, застопорилось с 2020 года? Во всяком случае, упомянутое железнодорожное соглашение 2019 года с российским участием по использованию БТК предопределяет такие вопросы. Те же вопросы обусловлены и разъяснениями первого замдиректора ОАО «РЖД» Сергея Павлова для центрального турецкого информагентства Аnadolu 17 февраля:
«Отправка первого контейнерного состава из Турции в Россию по железной дороге Карс – Тбилиси – Баку – Карс (см. карту), завершившего свой маршрут 9 февраля, стала важным шагом на пути к расширению железнодорожной торговли, а также будет способствовать дальнейшему росту товарооборота между двумя странами. Российская сторона готова предпринять все необходимые шаги для обеспечения регулярных грузоперевозок по железнодорожному маршруту Баку – Тбилиси – Карс».
Схожую оценку перспектив БТК высказал в турецкой Star (Стамбул) 10 апреля 2021 года Адыль Караисмаилоглу, министр транспорта и инфраструктуры Турции:
«Грузоперевозки по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс в первой четверти 2021 года выросли почти в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Проект Баку – Тбилиси – Карс, по которому проходит маршрут Турция – Россия, способствует развитию транспортного коридора Север – Юг. Прогнозируем, что поставки по маршруту БТК и впредь будут расти».
По предварительным оценкам того же турецкого ведомства, грузовой транзит в Россию, а с в 2022 году – и в страны Центральной Азии, будет в обоих направлениях – основным транзитным товаропотоком по БТК. Тем временем менее протяженный железнодорожный маршрут РФ – Турция – через азербайджано-армянский участок Акстафа – Иджеван, около 50 км, – поныне не разблокирован. При том, что до 90 % закавказской протяженности этой магистрали сегодня в рабочем состоянии.Судя по всем признакам, «транзитная» (только ли транзитная?) зависимость России от Турции, Грузии и Азербайджана только усилится. А деблокада Еревана – реальное разблокирование железных дорог в Южном Закавказье будет, скорее всего, отложено. Под предлогом того, что так и не урегулированы политические вопросы в «треугольнике» Турция – Армения – Азербайджан.