Наличие в составе боекомплекта зенитных управляемых ракет разных типов позволит МфРТ бороться воздушными целями, летящими на скорости до 1000 метров в секунду, на высотах порядка 5-10 километров, на дальности порядка 10-15 километров.
Наличие управляемых и неуправляемых боеприпасов с осколочно-фугасной (ОФ) боевой частью (БЧ) с возможностью дистанционного подрыва и термобарической боевой частью в сочетании с высокой скоростью разворота и большими углами наведения пусковой установки обеспечит высокую вероятность поражения живой силы — как открыто расположенной, так и находящейся в укрытиях.
Тем не менее, МфРТ также нуждается в поддержке, и вот с чем это связано.
Несовершенство технологий
Одним из ключевых недостатков бронетехники является плохая обзорность у экипажей. Получается ситуация, когда, с одной стороны, габариты и шумность бронетехники позволяют обнаружить её на значительном расстоянии, а с другой стороны, способность пехоты к маскировке затрудняет её обнаружение экипажами бронетехники. В сочетании эти два фактора зачастую позволяют пехоте первой нанести удар по бронетехнике.
Боевая машина поддержки танков (БПМТ) в первую очередь должна быть предназначена для повышения защищённости существующих ОТБ от танкоопасной живой силы противника, поскольку с бронетехникой ОБТ способен справиться сам, а от воздушных угроз его прикрывают ЗРК/ЗРПК.
Как мы рассмотрели в статье Огневая поддержка танков, БМПТ «Терминатор» и цикл OODA Джона Бойда, БМПТ «Терминатор» не обладают какими-либо существенными преимуществами ни по обнаружению, ни по уничтожению танкоопасной живой силы. Их средства обнаружения аналогичны используемым на ОБТ, скорости наведения вооружения БМПТ «Терминатор» также аналогичны тем, что имеются у вооружения ОБТ.
Из плюсов БМПТ можно отметить лишь большие углы возвышения вооружения, позволяющие обстреливать танкоопасные цели на верхних этажах зданий и на склонах гор, но это преимущество есть и у обычных боевых машин пехоты (БМП), в том числе и тяжёлых (ТБМП), способных не только действовать в одном строю с танками, но при этом ещё и перевозить пехотное отделение.
Более того, уменьшение габаритов дистанционно-управляемых модулей вооружения (ДУМВ) позволяет создавать относительно компактные ДУМВ, оснащённые пушкой калибра 30 мм, которые могут быть размещены на ОБТ вместо пулемёта калибра 12,7 мм.
Для повышения защищённости бронемашин от танкоопасной живой силы необходим комплексный прорыв в части создания интегрированных систем обнаружения целей, включающих многоспектральные датчики, интеллектуальных системы предварительного анализа изображения на базе нейросетей, высокоэффективных средств отображения и интерфейсы взаимодействия «экипаж-машина». Эти вопросы рассматривались автором в статьях Повышение ситуационной осведомлённости экипажей боевых бронированных машин и Эргономика рабочих мест и боевые алгоритмы перспективных бронемашин.
Помимо этого, необходимо радикально увеличить скорость реакции вооружения бронемашин на угрозу, что может быть достигнуто как установкой высокоскоростных приводов наведения, так и оружия на новых физических принципах, что рассматривалось в статье Бронетехника против пехоты. Кто быстрее: танк или пехотинец?.
Безусловно, оснащение ОБТ и МфРТ подобными комплексами позволило бы им действовать без поддержки специализированных БМПТ, но насколько реально их создание в ближайшей перспективе?
Осознание того, что разработка излишне продвинутых перспективных систем может затянуться, привело к отказу рассмотрения концепции МфРТ на базе платформы с электродвижением, а также к отказу от применения на МфРТ лазерного оружия и малогабаритного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) сопровождения. Не рассматривалось и применение вышеупомянутых интегрированных систем обнаружения целей.
Можно предположить, что на текущем уровне создания систем технического зрения и интеллектуальных алгоритмов поиска и анализа целей в России, а, возможно, и в мире, нельзя создать адекватную замену человеческим глазам и способности человека анализировать, искать и распознавать цели, принимать решение об открытии огня. Возможно, что-то сравнимое удастся создать в ближайшие 20-30 лет на базе продвинутых нейросетей или квантовых компьютеров. При этом задача повышения выживаемости бронетехники в условиях города стоит уже сейчас.
Упор в концепции МфРТ сделан на существующие технологии, что позволяет реализовать эту машину уже сейчас. Но такому МфРТ необходима защита от танкоопасной живой силы, и для этого нужна специализированная БМПТ.
БПМТ Т-18
До тех пор, пока не будут созданы перспективные системы поиска и анализа изображения, способные автоматически осуществлять обнаружение танкоопасной живой силы и наводить на неё вооружение, есть только одно надёжное средство решения этой проблемы – глаза человека. На существующих БПМТ «Терминатор» количество членов экипажа и приборов наблюдения аналогично таковому у ОБТ, вследствие чего возможности обнаружения танкоопасной живой силы у ОБТ и БМПТ сопоставимы. Хотя на первом образце БПМТ «Терминатор» присутствовали ещё два члена экипажа, осуществляющие стрельбу из двух 30-мм курсовых гранатомётов, их возможности по обнаружению целей были крайне ограничены, поэтому изменить ситуацию с поиском целей они вряд ли смогли бы, и в дальнейшем от установки курсовых гранатомётов на БМПТ «Терминатор» отказались.
Поэтому повысить возможности условной БМПТ Т-18 предлагается за счёт увеличения количества членов экипажа, соответствующего увеличения количества приборов наблюдения и дистанционно управляемых модулей вооружения.
По сути, БМПТ будет представлять из себя ТБМП с неспешивающимся пехотным отделением, оснащённую средствами наблюдения и модулями вооружения, позволяющими вести огонь «из-под брони».
Как это будет выглядеть на практике?
Верхняя панель БМПТ должна включать в себя четыре посадочных места с интерфейсами для подключения ДУМВ различного типа. Размещение посадочных мест должно обеспечивать непересечение стволов вооружения ДУМВ, а также минимальное влияние ДУМВ друг на друга с точки зрения перекрытия секторов стрельбы. Как и в случае с унификацией боеприпасов для МфРТ, посадочные места и интерфейсы подключения ДУМВ для БМПТ Т-18 должны быть унифицированы. Это обеспечит конкуренцию между производителями и возможность эффективной последующей модернизации БМПТ. Кроме того, возможность опциональной установки ДУМВ позволит конфигурировать вооружение БМПТ Т-18 исходя из характера местности и предполагаемых противников.
Одним из основных критериев к перспективным ДУМВ должно стать увеличение скоростей разворота и наведения вооружения, до 90-180 градусов в секунду в режиме переброса.
В ДУМВ, устанавливаемых на БМПТ Т-18, могут быть использованы следующие образцы вооружений:
— ПТУР «Корнет» или перспективный боеприпас для МфРТ;
— пушка 2А42 калибра 30 мм;
— пушка 2А72 калибра 30 мм;
— пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм;
— пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм;
— пулемёт «Печенег» калибра 7,62 мм;
— автоматический гранатомёт калибра 30 мм.
Перечень возможных образцов вооружений, размещаемых на БМПТ Т-18, предварительный и не исчерпывающий. Также некоторые типы вооружений могут быть объединены в составе одного модуля, к примеру, 30-мм пушка может быть объединена с ПУ «Корнет», а пулемёт калибра 7,62 мм с 30-мм гранатомётом. В конечном итоге выбор того или иного ДУМВ будет зависеть от его массогабаритных характеристик и совместимости с другими модулями, а также от характера местности и типа противника.
Как видно из вышеприведённого изображения, состав вооружения БМПТ Т-15 может включать один ДУМВ с пушкой калибра 30 мм и три ДУМВ с вооружением меньшего калибра, к примеру:
— ДУМВ 1 – пушка калибра 30 мм + два ПТУР «Корнет» (два перспективных боеприпаса для МфРТ);
— ДУМВ 2 – пулемёт калибра 12,7 мм;
— ДУМВ 3 – пулемёт калибра 7,62 мм + автоматический гранатомёт калибра 30 мм;
— ДУМВ 4 – пулемёт калибра 7,62 мм + автоматический гранатомёт калибра 30 мм.
В некоторых случаях может возникать перекрытие секторов стрельбы ДУМВ. Для исключения возможности повреждения одного ДУМВ стрельбой из другого ДУМВ в зонах пересечения стрельба должна блокироваться автоматически.
При стрельбе по целям, расположенным на возвышенности, все ДУМВ большую часть времени смогут работать без ограничений, за счёт превышения траектории стрельбы над соседними ДУМВ.
При этом в любом случае большую часть времени несколько ДУМВ (как минимум два) смогут одновременно работать в одном направлении.
Бойцы, осуществляющие наведение ДУМВ, должны размещаться в десантном отсеке, который достанется БМПТ Т-18 в наследство от тяжёлой БМП Т-15. В зависимости от габаритов рабочих мест экипаж БМПТ Т-18 будет составлять шесть (2+4) или десять (2+8) человек.
Первые два — это командир с водителем, ещё четыре — операторы ДУМВ. Зачем же нужны ещё четыре члена экипажа в варианте «2+8»? Они могут выполнять функцию «второго номера» для операторов ДУМВ. Получая изображение с нескольких приборов наблюдения панорамного обзора они должны искать потенциальные цели, указывая их на сенсорном планшете, после чего цели выделяются рамкой на экране операторов ДУМВ. Таким образом, «вторые номера» выполняют только функцию «поиск», а операторы функцию «поиск и уничтожение». Впрочем, вариант «2+8» вряд ли будет реализован из-за нехватки места в отсеке БМПТ Т-18. А даже если место и будет, то, скорее всего, его лучше использовать для размещения запасных боекомплектов для ДУМВ.
Функция водителя понятна: командир осуществляет общую координацию, определяет направление движения БПМТ и может в любой момент перехватить управление одним или несколькими ДУМВ.
Как и в случае с МфРТ, на БМПТ Т-18 может быть рассмотрено как применение «классического» бронирования, с мощной лобовой бронёй, так и равномерно распределённой бронезащиты. Причём, в отличие от ОБТ и МфРТ, где целесообразность ослабления лобовой брони может быть оставлена под сомнение, характер целей, поражаемых БМПТ Т-18, склоняет чашу весов скорее в пользу равномерно распределённой бронезащиты.
Как и на ОБТ или МфРТ, на БМПТ Т-18 может быть установлен комплекс активной защиты (КАЗ). Считается, что КАЗ «Афганит», устанавливаемый на боевых машинах семейства «Армата», обладает возможностью управления штатным ДУМВ с пулемётом калибра 7,62 мм для уничтожения подлетающих боеприпасов. Сопряжение КАЗ «Афганит» с четырьмя ДУМВ БМПТ Т-18 позволит существенно повысить вероятность уничтожения некоторых типов атакующих боеприпасов на значительном удалении от атакуемых боевых машин.
Кроме того, сопряжение КАЗ ОБТ Т-14 или МфРТ с КАЗ БМПТ Т-18, позволит последней расстреливать подлетающие боеприпасы, обнаруженные, соответственно, ОБТ Т-14 или МфРТ, и атакующие любую из боевых машин программно связанной группы.
На первый взгляд, при рассмотрении концепции БМПТ Т-18 может возникнуть аналогия с многобашенными танками, не прошедшими «естественный отбор» в ходе эволюции этого типа боевой техники, но сравнивать их с концепцией БМПТ Т-18 нельзя по нескольким причинам:
— на многобашенных танках наличие нескольких башен мешало установке максимально мощного орудия. На БМПТ не требуется установка максимально мощных орудий, способных обеспечить поражение бронетехники противника, поскольку её основной целью является живая сила противника;
— наличие нескольких башен снижало защищённость и увеличивало массу многобашенного танка. На БМПТ Т-18 должны применяться компактные ДУМВ, не проникающие в корпус, и не ослабляющие бронезащиту;
— башни многобашенных танков существенно перекрывали обзор и секторы стрельбы друг для друга. ДУМВ на БМПТ Т-18 будут подвержены этому в гораздо меньшей степени из-за своих компактных габаритов, высокой скорости наведения и компьютерного ограничения секторов стрельбы.
В какой-то степени все существующие ОБТ можно считать многобашенными, поскольку, помимо основного вооружения, на них обязательно установлен ДУМВ. Принципиальная разница в том, что на современных танках настоящая «многобашенность» невозможна по причине огромной массы башни и габаритов пушки, а вот в варианте БМПТ «многобашенность» вполне уместна, поскольку позволит радикально увеличить количество глаз и рук «работающих по противнику».
Выводы
Предложенная концепция БМПТ Т-18 позволяет существенно увеличить вероятность обнаружения и поражения танкоопасной живой силы противника за счёт увеличения количества независимых средств разведки и поражения в составе боевой машины, а также за счёт увеличения количества членов экипажа, осуществляющих поиск и уничтожение танкоопасных целей.
Применение БМПТ Т-18 совместно с МфРТ, ОБТ Т-14 и ТБМП Т-15 позволит сформировать высокоэффективные наземные подразделения, обладающие максимальной защищённостью от всех типов возникающих угроз и способные эффективно уничтожать все типы целей на поле боя.
Когда речь заходит о платформе «Армата», возникает два полярных мнения. Одни говорят: плохо, что до сих пор выпускают Т-90 и модернизируют Т-72, надо брать «Армату», другие говорят: зачем нужна дорогая и «сырая» «Армата», куда торопиться, надо полностью выбрать возможности надёжных модернизированных машин.
Истина, как всегда, лежит где-то посередине: нужно разрабатывать и принимать на вооружение новые машины, потому что без войсковой эксплуатации они останутся «сырыми» навсегда, никакие испытания не заменят реальную эксплуатацию. Но нужно и закупать модернизированную технику — как для уменьшения эксплуатационных рисков, так и для снижения нагрузки на бюджет. Во многом качественно модернизированная техника может не уступать новой. В одном из следующих материалов рассмотрим, как может выглядеть эффективная БМПТ на базе танка Т-72.