Зрада или перемога?
Первый вопрос, который приходит в голову: откуда такие деньги у Соединенного Королевства, которое крупно "встряло" с "Брекситом" и которому не хватает денег даже на собственную армию в ее нынешнем крайне урезанном виде? И которое планирует очередное урезание по полумертвому телу своей захиревшей военной машины? Одной из вишенок на будущем торте станет, скорее всего, триумфальное освобождение от "устаревших и ненужных" танков "Челленджер-2" и БМП "Уорриор".
Но, видимо, дать денег украинской верхушке представляется правительству Бориса Джонсона более важным, чем своим вооруженным силам. Тем более что денежки-то в итоге попадут в карманы британских же корпораций, для чего, видно, все и затеяно. Так что это за катера и не стоит ли украинцам плясать гопак на радостях по поводу очередной "перемоги"?
Давно подмечено, что цикл оборота беспощадного колеса судьбы, постоянно обращающего очередную украинскую "перемогу" в украинскую же "зраду", постепенно сокращается. Но в данной ситуации даже записные сказители и акыны украинских "перемог" в СМИ и блогах как-то приуныли. Уж больно неоднозначная информация просачивается.
Катера от старьевщика с Бонд-стрит
Дело в том, что катера, как сообщают на Украине, будут длиной 50 м и стандартным водоизмещением в 400 т, и под эти показатели подходит проект, разработанный компанией "Воспер Торникрофт" (затем вошла в состав VT Group и ныне контролируется BAE Systems Surface Ships) еще во второй половине 80-х, специально на экспорт. Он называется Vita (или же Barzan-class), и такие катера были проданы Катару числом 4 штуки в конце 80-х. Такой катер вооружен 76-мм артустановкой "Ото Мелара Супер Рэпид", 8 дозвуковых ПКР "Экзосет" ММ-40, ПЗРК "Мистраль", зенитным артиллерийским комплексом (ЗАК) "Голкипер".
У этого проекта "Воспер Торникрофт" хватало родственников. ВМС Омана были поставлены 4 ракетных катера типа Province (названные именами провинций Султаната), с очень похожими характеристиками — 390 т, 56 м длиной, вооруженные той же итальянской артустановкой, тоже 8 (на части только 6) ПКР "Экзосет" ММ-40, 40-мм зенитной артустановкой "Бреда" итальянского производства. Эти катера были поставлены еще в первой половине 80-х, а сами основаны на проекте катеров типа "Рамадан" для ВМС Египта, которые поставлялись с 1981 г. То есть проект совсем древний. Еще 2 катера такого же проекта, как для Омана, были проданы в 1987 г. Кении, и они отличаются вооружением: 4 ПКР "Отомат", другой набор малокалиберной артиллерии.
Есть и более крупная модификация, Super Vita, также известная как Roussen-class, такие корабли строились и продолжают строиться для ВМС Греции. Эти корабли в 580 т стандартного (668 т полного) водоизмещения и 62 м длиной у нас на флоте, скорее всего, назывались бы малыми ракетными кораблями, МРК. Водоизмещение чуть меньше строящихся сейчас массово "Каракуртов". А с вооружением там примерно так же, как у вышеперечисленных катеров. Те же 8 дозвуковых ПКР "Экзосет" ММ-40, та же итальянская артустановка, две 30-мм пушки, но зато есть ЗРК самообороны типа RAM с 21 ЗУР малой дальности RIM-116. С этими катерами вышла занятная история. Катера строились в Греции, конечно, с постепенно возрастающей степенью локализации, двумя партиями в 3 и 4 штуки. И если первую тройку ввели в строй быстро — в 2002-2004 гг. спустили на воду, а в 2005-2006 гг. ввели в строй, то со второй партией вышло плохо — первую пару спустили в 2005-2006 гг., ввели в строй в 2010 и 2015 г. соответственно, третий катер, заложенный вместе с остальными, на воду спустили в 2018 г., а ввели в строй два месяца назад! Последний катер спустили на воду через неделю после ввода в строй его предшественника — 5 августа этого года, в строй же введут неизвестно когда.
В общем, какие-то из этих "чудесных" и "современных" кораблей предложили (или не особенно и спрашивали их согласия) недалеким киевским бонзам. Учитывая, как Зеленский стелился перед Джонсоном и даже главой разведки МИ-6, с которым президенту страны встречаться как-то не по чину, вероятно, их согласие получить было несложно. "Патриоты" в связи с этим припоминают Зеленскому и виртуозную игру на рояле, и рассказы о том, что он в его возрасте, оказывается, "не лох".
Грусть-тоска козака обуяла
В околовоенных кругах небратских соседей как-то сразу загрустили. Покупать древний проект, не имеющий ничего общего с технологиями малозаметности и вообще современными технологиями, как-то не хочется, особенно по такой цене. Возможно, обводы этим катерам осовременят, борта, как водится, завалят, но в основе это будет все тот же проект. Который той же "Молнии-М" пр. 12411 будет лучше только тем, что новый, и что будет под руками, если будет, а во всем остальном он ему уступит. А ценник получается солидный, и даже утверждение, что только первые 2 катера построят британцы, а остальные якобы построят на украинских верфях, "патриотов" не утешает. Во-первых, наиболее адекватные из них понимают, что данная сделка вкупе с поставкой из США патрульных катеров типа Мк-VI и продажей древних "Айлендов" ставит крест на украинских попытках построить что-то самим. Конец и вечной эпопее распила грошей на "строительстве" корвета "Володимер Великий", и порошенковским (с верфи "Кузня на Рыбальском") ракетным катерам типа "Лань", которые тот проталкивает. Чтобы строить эти катера на украинских верфях, их придется поднимать из руин, набирать и учить рабочих и инженеров, закупать оборудование. Сколько времени это займет? Как бы греческий антирекорд с катерами не был побит, причем многократно. Или просто забросят проект.
К тому же Украину вряд ли допустят до полного цикла сборки кораблей, а поручат сварить корпуса, ну и там что-нибудь еще, по мелочи. А все прочее придется закупать, а потом тратить немалые деньги на обслуживание и запчасти. С интеграцией украинских агрегатов и систем, о которой мечтают в Киеве, тоже выйдет "зрада": англичане не будут заниматься этим, им нужно деньги своим предприятиям отдать, а не украинским. Да и какие такие системы-то? Те, которые существуют только в мечтах Порошенко для установки на его желаемые "Лани"? Там и ЗРК какой-то выдумали, например, которых нет и не будет. Хотя украинцы надеются, что вместо "Экзосетов" будут ПКР "Нептун". Мы тоже надеемся, что будут именно они. Учитывая, как проводились "испытания" этой системы, за свои корабли и катера можно будет быть спокойными. Пуски проходили в идеальных условиях штиля (ЭПР цели от волнения на море может меняться скачкообразно в 10-15 раз), строго в борт по нормали (от ракурса цели ЭПР меняется на порядок и более), причем в цель весьма солидного размера, утыканную почти десятком уголковых отражателей, создающих ЭПР, наверное, танкера типа "Афрамакс" или "Суэцмакс". Подобное "изделие" разве что мимо берега не промажет. Но, скорее всего, британцы не захотят, что их деньги забрали какие-то аборигены. Пусть уж лучше французы с "Экзосетами".
Правда, утверждения "патриотов", что, если дать эти деньги своим верфям, он построят за эти деньги и катера, и корветы, конечно, тоже не имеют под собой никакой почвы. Вот "освоить" эти деньги они точно смогут. Вероятно, часть этого шума вокруг предполагаемой сделки режиссируется теми, кто лучше всяких англичан сможет "освоить средства". Например, Петр Алексеич точно сможет, мы в него верим.
А вы, друзья, как ни садитесь, но в моряки вы не годитесь
Да и устаревшие катера ничего не дадут ВМС Украины в противостоянии с КЧФ ВМФ РФ. Как, впрочем, ничего не дадут и ультрасовременные. В бассейне, где каждый угол простреливается сверхзвуковыми русскими ПКР, где господствует наша авиация, эти катера ничего не навоюют. Да и, учитывая настоящий "козацкий" боевой дух "мокряков", ярко проявившийся в "победной" для ВМСУ "керченской баталии", все сведется к тому, что потом, получив очередные корабли из плена, украинцы будут обвинять моряков-черноморцев в краже теперь уже британской сантехники.
Но это в лучшем случае. Потому что куда более вероятен вариант, что с более крупными и вооруженными корабликами в случае очередного столкновения с ВМФ РФ возиться и цацкаться никто не будет, их попросту утопят без затей и игр в "Дави его" и предложений сдать корабли. Подспудно это понимают даже "патриоты", кроме самых отмороженных, вот и грустят. Наиболее безопасный тип корабля для украинских ВМС — "козацкая чайка". Над ней просто посмеются и трогать не станут. Правда, могут реконструкторы напасть.