На проведшей неделе председатель правительства РФ Мишустин сделал ряд весьма громких заилений. В числе них было в частности и заявление о готовности провести реформу государственного управления. При этом на ее реализацию предполагается отпустить не более трех-четырех месяцев, до апреля 2021 года (правда не ясно до начала месяца, или конца). В любом случае беспрецедентно быстро в условиях традиционно неповоротливой государственной машины.
На самом деле, было очевидно, что завершение конституционной реформы (а предложенные президентом законопроекты проходят одну стадию законотворческого процесса за другой, и сомневаться в завершении данного процесса не приходится), с новыми полномочиями органов власти, новым Госсоветом и т.д. не обойдется без продолжения.
В качестве продолжения избрана реформу управления (иначе административная реформа, или реформа исполнительной власти). По-хорошему, она была необходима, как минимум вследствие изменения объема компетенции правительства России. Если есть новые полномочия. Значит должны быть и новое их распределение, и те структуры, которые за это будут отвечать. Тем более, что прошлая административная реформа середины 00-х за авторством Козака уже несколько обветшала и требовала дополнения.
Очевидно, что триумвират из министерств, агентств и служб уже не могут удовлетворить темпам решения важнейших задач в контексте развития России. Государственный аппарат громоздок, противоречив, не всегда эффективен (тут. Правда. Нужно смотреть на конкретику органа, кому-то удается работать более-менее качественно, ну а кому-то, видимо, этого не достичь никогда). В любом случае система органов исполнительной власти нуждалась и нуждается в изменении.
Кроме того, в условиях, когда весь мир бодро идет в сторону цифровых технологий управления не обустроенность с этой точки зрения российских властных процедур и механизмов просто преступна. Да и у Мишустина есть опыт внедрения информационных технологий в контексте его работы в налоговых органах. Многие комментаторы, кстати. давно говорили, что Мищустин поставил для проведения полномасштабной информационной реформы и внедрения полномасштабных цифровых технологических комплексов в механизм государственного управления.
И, судя по доносящимся сведениям о происходящих изменениях, речь идет об очень быстрой и весьма масштабной реформы, после которой российская власть должна стать более структурированной и нацеленной на результат, не забывая и о прошлых достижениях, например, об административных регламентах.
Реформа управления
Первое из названного – это реформа исполнительной власти (реформа управления, административная реформа). Собственно, она назрела уже давно. Назрела на фоне постепенного разрушения стройного механизма министерств-агентств-служб.
По реформе Козака – министерства занимаются выработкой политики в сфере совей деятельности, агентства управляют подотчетными организациями, а службы все что нудно контролируют и проверяют. Вот только такое разделение зачастую стало основанием для противодействия между министерствами и агентствами. Порой это приобретало драматический формы. Например, ликвидация агентства по делам образования и науки в свое время под давлением министерства образования стало тормозом для эффективного управления ВУЗами на несколько лет. С другой стороны, С. Шойгу, придя в Минобороны ликвидировал сразу несколько агентств, сосредоточив их в Минобороны. Потому что некоторые сферы, административная реформа не укрепила, а наоборот разделила. А это иногда крайне нежелательно.
Сейчас предлагается иное. Во-первых, будет осуществлено полное изменение структуры управления. Есть вероятность слияния некоторых министерств, упразднения многих (если не всех) агентств (и уже есть первые ласточки в лице Россвязи и Роспечати. которые ликвидированы), объединение некоторых надзоров. Более важно то, что видимо, за министерствами закрепят только базовое управление. К проектам, имеющим важное значение для страны, судя по всему, они отношения иметь не будут.
Как на федеральном, так и на региональном уровне. Будет выстраиваться работа в рамках проектного управления. Будут созданы структуры. Которые будут являться бюрократическим хабом проектов (что-то типа национального центра развития и в регионах, центров регионального развития) и дирекций, созданных для каждого конкретного проекта с персональной ответственностью того, кто возглавляет эту дирекцию.
Такая схема управления позволит с одной стороны сохранить управляемость всеми без исключения важными процессами в государстве, а с другой сосредоточить внимание конкретных исполнителей на том или ином отдельном проекте, от реализации которого будет зависеть дальнейшее его карьерное продвижение. В качестве живого примера такой схемы – вице-премьер Дмитрий Чернышенко, успешно проведший Олимпиаду – 2014 и по праву ставший одним из чиновников высшего ранга. Кстати, говорят, что реформу управления будет вести как раз он и другой вице-премьер - Дмитрий Григоренко.
При любых обстоятельствах эта реформа необходима, и даже не из-за соображений экономии о чем говорил Мишустин (тут более работа на публику), а из-за того, что новые вызовы требуют новых решений. В том числе и в работе государства.
На встречу инновациям
Еще одна сфера в которой изменения пошли уже сейчас не дожидаясь нового 2021 года – это сфера инновационного развития. Видимо на этой модели как раз и собираются опробовать схему «управляющий модуль - дирекция» для всех остальных направлений.
Речь идет о создании, по сути, единого центра инновационного развития. По словам Мишустина «По поручению президента правительство проведет оптимизацию институтов развития, чтобы они в полной мере могли работать на достижение национальных целей развития, которые определены указом президента».
По словам премьера, в новой структуре сохранятся стратегически важные организации, в том числе «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» и «Росавтодор», «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. При этом акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму.
При этом функции восьми институтов развития перераспределят между ВЭБ.РФ и ФОИВ, а сами эти институты ликвидируют. ВЭБ-Лизинг и ГТЛК преобразуют в единую лизинговую компанию, корпорация МСП, РЭЦ, ЭКСАР и «Роснано» будут переданы под управление ВЭБ.РФ, МСП банк и банк ДОМ.РФ будут объединены, РВК будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Это значит, что формируются узел комплексного решения инновационных задач в лице ВЭБ. Конечно вопрос может вызвать почему именно ВЭБ. Но вероятно руководство страны до сих пор считает, что может быть создан банк инновационного развития с привлечением частных инвестиций, а во-вторых, денежные средства (чем и будет заниматься эта структура) лучше пропускать через банк, в силу его профессиональной направленности. Для решения же конкретных задач будет создаваться в каждом конкретном случае дирекция, способная решать именно эту задачи, не занимаясь иными несвойственными проектами.
При этом. разумеется, есть риск, что некоторые наработки объединяемых структур будут утрачены. Но, явно, не самые значимые, так как все значимое и успешное имеет свойство сохраняться. Так что данное изменение можно встретить со сдержанным оптимизмом.
Однако помимо сферы инновационного развития (как первой ласточки) видимо мы будем иметь и еще некоторое число управляющих центров, которые опять же будут строится по аналогичному принципу, обслуживая дирекции по реализации конкретных проектов.
Цифровизация всего и вся
Еще одно направление реформ – это полная цифровизация управленческого проекта. Данная тема является болезненной. Начало цифровизации было положено давно. Однако, даже самые благие начинания, типа сайта «Госуслуги» развивались ни шатко, ни валко, с переменным успехом, как бы продираясь сквозь тернии.
Сейчас десятилетию плавной цифровизации (завершившейся арестом экс-министра Абызова) должна прийти на смену взрывная цифровизация, срок которой – один год. Конечно можно отнестись к этому со скепсисом. Однако, судя по всему, особо много времени на раскачку попросту нет. Россия нуждается в быстрых шагах в сфере развития, а ждать уже, в общем то некогда, 2024 год не за горами, а все реформы, о которых говорят сейчас не более чем пролог перед более крупными и значительными задачами. И без того на конституционную реформу, на которую отводилось не более чем полгода (голосование в апреле, законодательная реализация до осени 2020 года) пришлось затратить практически целый год, попутно занимаясь темами коронавируса и проблем в экономике.
В сфере цифровизации планируется завершить создание цифрового контура обмена данными между органами государственной власти, реализовать идею внедрения биометрических паспортов и единой базы данных граждан России, упростить предоставление государственных и муниципальных услуг за счет перевода части информации в режим автоматического получения данных из государственных реестров, автоматизировать процесс управления по некоторым направлениям, в том числе в части межведомственных согласований.
Собственно, наработки все те же, госуслуги, базы ФНС, реестры Роскартографии, порталы правовой информации и т.д. собственно, только больше, масштабней, единообразней и целостней.
Увы, вряд ли России удастся продвинуться к цифровым решениям в области прямой демократии, хотя электронные выборы уже апробируются и. видимо, будут постепенно внедряться все шире и шире. Угрожает ли эта цифровизация гражданам? Да. Тем из них, кому есть что скрывать от государства. Большинству же цифровизация принесет упрощение жизни, а в своем апофеозе – цифровую валюту в качестве шага к устранению наличных денежных знаков.
Год в данном направлении будет очень насыщенным работой, новыми решениями, предложениями, исправлениями и корректировками каких-либо недоработок, рационализацией, внедрением опыта. При условии благоприятного развития данного процесса уже через год цифровая сфера станет доминирующей во всей государственно-управленческой деятельности. Но это – прогресс, от него не денешься.
А что дальше?
Но все предложенные реформы и в сфере управление органами исполнительной власти, и в сфере инноваций, и в рамках цифровизации на самом деле не являются самоцелью. Все они создаются, собственно, для того, чтобы обеспечить необходимый управленческий инструментарий для само серьезной задачи, стоящей перед Россией.
Эта задача – комплексное развитие промышленности, в том числе и по наиболее технологичным и наукоемким направлениям. Собственно, вполне очевидным является, что подготовительная работа вице-премьеров Белоусова, Новака, Хаснуллина, Борисова должна привести к определенным результатам и для старта их направлений необходимо решение как раз тех задач, о которых и говорит Мишустин, а именно адекватная задачам система государственного управления (от министерства до муниципалитета) и внедрение цифровых форматов деятельности (повсеместно).
Собственно, в рамках предполагаемой реформы развития нудно выделить три базовых блока: развитие производства, развитие жилищного строительства, развитие ТЭК. В ближайшей перспективе нас ожидает два периода в решении данных вопросов. Первый – до 2024 года (стартовый), второй (завершающий) до 2030 года. К 2024 году все процессы должны быть уже запущены в исполнение и начать реализовываться, к 2030 году – активно работать все планируемые элементы развития. Не слишком ли оптимистично. Если судить по гособоронпрограмме нет.
Собственно, что скрывается под элементами программы развития? В сфере ТЭК - это плановая газификация страны, ввод в эксплуатацию новых энергетических мощностей (всех типов), внедрение водородной энергетики, создание энергетически благоприятной среды на всей территории России. Реализация этой программы – энергобезопасность России на десятилетия.
В сфере строительства, это выход на плановые мощности реновации жилья, которая должна коснуться не только Москвы, но и всех городов России, дав при этом прирост ВВП в несколько процентов в год.
В сфере промышленного производства это с одной стороны создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест по передовым производствам (Белоусов) и внедрение в производство критически важной продукции ВТК, ТЭК. приборостроения, измерительной техники. Внедрения разработок науки и т.д. (Борисов).
Собственно, эти три кита должны завершить процесс модернизации России и сделать ее передовой державой не только в части вооруженных сил, но и в других сферах, от которых критически зависит благосостояние граждан и обеспечение конкурентоспособности страны на международной арене в условиях увеличивающейся конкуренции между отдельными государствами.