В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?
USS Donald Cook (DDG-75)
Иджис-эсминец с управляемым ракетный оружием — 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки — 1996 год, спуск на воду — 1997, принятие в состав флота — 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).
Кораблик невелик — 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж — 280 человек. Стоимость эсминца — миллиард долларов в ценах 1996 года.
Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.
Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.
Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.
Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.
И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») — боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.
Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи — обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.
В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 — эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.
Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.
В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.
А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.
Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль — это несерьезно.
Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП
Су-24
Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»
В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 — не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.
Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море — сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.
Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.
Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, — это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно — пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.
Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» — это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме — обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» — красивый, но не самый благоразумный поступок
Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.
В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета — 3,6 Маха).