Как сообщила 27 апреля 2022 года чешская группа OMNIPOL, крупнейший производитель гражданских транспортных самолетов в Чешской Республике завод Aircraft Industries (бывший LET Kunovice) возвращается в чешскую собственность спустя 14 лет. 21 апреля 2022 года российский владелец и группа OMNIPOL договорились о продаже 100% акций Aircraft Industries чешской компании OMPO Holding (дочерней структуре OMNIPOL).
Самолеты L-410UVP-E20 в цеху окончательной сборки чешского авиационного завода Aircraft Industries (бывший Let Kunovice), 2018 год (с) Tomas Skoda
Пресс-релиз OMNIPOL гласит:
Интенсивное сотрудничество между группой OMNIPOL и Aircraft Industries было возобновлено в ноябре 2021 года подписанием Соглашения о стратегическом сотрудничестве на зарубежных рынках. Данное соглашение было подписано при участии представителей министерства промышленности и торговли Чехии на международной выставке в Дубае.
Интенсивное сотрудничество между группой OMNIPOL и Aircraft Industries было возобновлено в ноябре 2021 года подписанием Соглашения о стратегическом сотрудничестве на зарубежных рынках. Данное соглашение было подписано при участии представителей министерства промышленности и торговли Чехии на международной выставке в Дубае.
Компания Aircraft Industries с гордостью произвела более восьми тысяч самолетов и экспортировала их в шестьдесят стран мира. Целью соглашения является сотрудничество и координация деловой активности и выход на рынки третьих стран. Основной продукцией являются транспортные самолеты серий L-410 и L-410NG.
«Aircraft Industries является признанным производителем самолетов с 1936 года, поэтому в нынешней кризисной ситуации для нас было само собой разумеющимся сделать все возможное, чтобы спасти последнего чешского производителя самолетов. На рынке не так много традиционных чешских компаний-производителей, поэтому мы обязаны поддерживать и развивать их производство. После успешного спасения одной легенды в области авиации, компании Aero Vodochody, мы хотим помочь спасти еще одного великого представителя чешской авиационной промышленности», — заявил президент OMNIPOL Йиржи Подпера.
Благодаря сильной позиции Aircraft Industries и ее важности не только в регионе, но и в чешской авиационной промышленности, приобретение направлено на стабилизацию компании и сохранение производственных мощностей.
«Мы очень приветствуем вновь заключенное соглашение, так как в текущей ситуации оно, несомненно, поможет обеспечить нашу компанию, и особенно наших сотрудников, надежными и безопасными условиями для продолжения их большой работы. Мы сотрудничаем с некоторыми из производственных компаний группы OMNIPOL в течение длительного времени, и прямое участие в группе еще больше углубит нашу совместную деятельность. Наше доверие подтверждается тем фактом, что хорошо управляемые и процветающие компании уже входят в состав группы OMNIPOL", - заявила генеральный директор Aircraft Industries Илона Плшкова.
Aircraft Industries оказалась в очень сложной ситуации после введения санкций против Российской Федерации, которая сформировала основной рынок компании. В сотрудничестве с OMNIPOL после подписания договора о сотрудничестве начало успешно развиваться деловое сотрудничество по замещению поставок за пределы РФ. Обе компании планируют заключить новые контракты на поставку самолетов для клиентов на третьих рынках в ближайшие месяцы этого года. Холдинг OMNIPOL / OMPO — это пражская инвестиционная и торговая группа, которая входит в традиционные чешские компании аэрокосмической отрасли. На данный момент последней инвестицией стала покупка доли в компании AERO Vodochody Aerospace, производящей самолеты L-39NG.
Со стороны bmpd напомним, что чешский самолетостроительнвй завод Let, в 2005 году ребрендированный в Aircraft Industries, в Куновицах, с начала 1970-х годов осуществлявший производство турбовинтовых самолетов серии L-410, находился в состоянии упадка с 1992 года. С 1992 по 2002 годы на предприятии были построены лишь 29 самолетов серии L-410, в 2003-2005 годах - ни одного, а в 2006-2007 годах - суммарно шесть. Возрождение завода произошло только с приобретением в 2008 году контрольного пакета (51%) Aircraft Industries российской АО "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК) олигарха Искандера Махмудова. Осенью 2013 года УГМК консолидировала 100% акций чешского завода.
УГМК смогла организовать продвижение самолетов L-410UVP-E20 на российский рынок, в том числе Министерству обороны России, что привело к росту выпуска этих машин в Куновицах с четырех в 2008 году до 15-16 в год на пике в 2013-2014 годах. С 2013 года был начат выпуск самолета L-410UVP-E20 с новыми двигателями General Electric (GE Aviation Czech) Н80, а с 2019 года - модернизированного самолета L-410NG с двигателями H85-200 и новым крылом. По соглашению 2015 года была начата сборка самолетов серии L-410 в России на АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) в Екатеринбурге. Всего с 2008 по 2021 годы завод Aircraft Industries построил, по известным данным, 131 самолет L-410, включая собранные на УЗГА.
В декабре 2018 года номинальным владельцем Aircraft Industries стало российское ООО «Остов», зарегистрированное в Верхней Пышме (учредитель - Андрей Козицын), которому УГМК передала акции чешской компании (номинальная стоимость пакета составляла около 336 млн руб. по курсу на тот момент).
Давление европейских санкций по украинскому вопросу в отношении поставок в Россию чешский завод испытывал с 2015 года, однако введение сверхжестских санкций Запада против российской авиационной отрасли и внешней торговли в марте-апреле 2022 года, окончательно поставило крест на основном российском направлении деятельности предприятия, так что избавление российского владельца от этого бизнеса стало неизбежным.
В результате теперь завод Aircraft Industries выкуплен чешской оборонно-промышленной группой OMNIPOL, контролируемой бизнесменом Рихардом Хавой. Напомним, что в июне 2020 года OMNIPOL выкупила у чешской группы Penta 49% Акций другого известного чешского авиационного предприятия - Aero Vodochody Aerospace, изготовителя известных учебно-тренировочных самолетов семейства L-39 (остальные 51% Aero Vodochody были приобретены венгерским бизнесменом Андрашем Томбором). Отметим, что OMNIPOL имеет долгую историю партнерства с Aero Vodochody, выступая практически весь постосоциалистический период в качестве главного посредника-трейдера по продаже выпускаемых заводом самолетов и запчастей и сервисных услуг для них. С 2015 года OMNIPOL участвовала в прямом инвестировании в Aero Vodochody, в частности, на 50% профинансировав программу создания модернизированного учебно-боевого самолета L-39NG, вложив в нее более 1 млрд крон.
Веб-ресурс ATO.RU в свою очередь, опубликовал по данной теме материал "Производитель региональных самолетов L-410 больше не принадлежит России", в котором говорится, что чешская компания Aircraft Industries — производитель региональных турбовинтовых самолетов L-410 — сменила владельца: у российской УГМК производителя выкупила чешская OMPO Holding. Теперь самолетостроитель не сможет осуществлять какую-либо поддержку этого типа ВС и поставлять запчасти российским эксплуатантам из-за международных санкций. В РФ надеются, что смогут самостоятельно производить самолет по лицензии.
OMPO Holding — предприятие, принадлежащее оборонному холдингу Omnipol, который также владеет долей в другой чешской авиастроительной компании, Aero Vodochody.
Aircraft Industries оказалась в сложной ситуации из-за санкций, введенных Евросоюзом в ответ на специальную военную операцию России на Украине, так как собственником производителя на тот момент являлась Уральская горно-металлургическая компания (УГМК).
В Omnipol сообщили, что договоренность о продаже достигнута 21 апреля, о ней было публично объявлено 27 апреля, но сумму сделки не раскрыли.
Из-за санкций чешский производитель не сможет осуществлять какую-либо поддержку самолетов L-410 и поставлять запчасти российским эксплуатантам. Также в чешских СМИ появились сообщения, что двигателестроитель GE Aviation Turboprop приостановил поставки двигателей Aircraft Industries.
Россия — ключевой рынок для двухдвигательного турбовинтового самолета, эксплуатируемого на местных авиалиниях, а также в ВКС РФ.
В ноябре 2015 года Aircraft Industries и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписали договор (действует до 2035 года), по условиям которого частное екатеринбургское предприятие получает лицензию на организацию сборочного производства L-410UVP-E20. В последнее время российская компания вела работы по увеличению локализации производства L-410 и замене иностранных комплектующих на местные аналоги. Одна из основных задач — замена двигателей H80-200 компании GE Aviation Czech (бывшее чешское моторостроительное предприятие Walter, приобретенное в 2008 году американской компанией GE Aviation) на российские моторы ВК-800С. В компании надеются на продолжение производства этих самолетов.
Несколько L-410 состоят на службе европейских воздушных сил. Сейчас производителю придется заново отстроить логистику компонентов и найти новые рынки сбыта.
Aircraft Industries и Omnipol в прошлом году в рамках салона Dubai Airshow подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве на международных рынках.
"Aircraft Industries строит самолеты с 1936 года, поэтому в сложившейся ситуации для нас естественно спасти чешского авиационного производителя", — прокомментировал президент Omnipol Йижи Подпера, добавив, что теперь обязанность Omnipol "поддерживать и развивать деятельность" Aircraft Industries. Для последней это возможность продолжить работу и сохранить штат. После введения санкций руководство компании опубликовало открытое письмо, указывая на неопределенность своего положения. В штате компании трудятся чехи, словаки, украинцы, белорусы и русские, говорилось в сообщении.
Меняя владельцев c 1970-х годов, компания построила в общей сложности более 1 тыс. самолетов L-410, большая часть которых была продана в Россию. В 2019 году первый полет совершил L-410NG с двигателями General Electric H85-200 и авионикой Garmin G3000. Также разрабатывается версия самолета на поплавках.
В декабре 2018 года номинальным владельцем Aircraft Industries стало российское ООО «Остов», зарегистрированное в Верхней Пышме (учредитель - Андрей Козицын), которому УГМК передала акции чешской компании (номинальная стоимость пакета составляла около 336 млн руб. по курсу на тот момент).
Давление европейских санкций по украинскому вопросу в отношении поставок в Россию чешский завод испытывал с 2015 года, однако введение сверхжестских санкций Запада против российской авиационной отрасли и внешней торговли в марте-апреле 2022 года, окончательно поставило крест на основном российском направлении деятельности предприятия, так что избавление российского владельца от этого бизнеса стало неизбежным.
В результате теперь завод Aircraft Industries выкуплен чешской оборонно-промышленной группой OMNIPOL, контролируемой бизнесменом Рихардом Хавой. Напомним, что в июне 2020 года OMNIPOL выкупила у чешской группы Penta 49% Акций другого известного чешского авиационного предприятия - Aero Vodochody Aerospace, изготовителя известных учебно-тренировочных самолетов семейства L-39 (остальные 51% Aero Vodochody были приобретены венгерским бизнесменом Андрашем Томбором). Отметим, что OMNIPOL имеет долгую историю партнерства с Aero Vodochody, выступая практически весь постосоциалистический период в качестве главного посредника-трейдера по продаже выпускаемых заводом самолетов и запчастей и сервисных услуг для них. С 2015 года OMNIPOL участвовала в прямом инвестировании в Aero Vodochody, в частности, на 50% профинансировав программу создания модернизированного учебно-боевого самолета L-39NG, вложив в нее более 1 млрд крон.
Веб-ресурс ATO.RU в свою очередь, опубликовал по данной теме материал "Производитель региональных самолетов L-410 больше не принадлежит России", в котором говорится, что чешская компания Aircraft Industries — производитель региональных турбовинтовых самолетов L-410 — сменила владельца: у российской УГМК производителя выкупила чешская OMPO Holding. Теперь самолетостроитель не сможет осуществлять какую-либо поддержку этого типа ВС и поставлять запчасти российским эксплуатантам из-за международных санкций. В РФ надеются, что смогут самостоятельно производить самолет по лицензии.
OMPO Holding — предприятие, принадлежащее оборонному холдингу Omnipol, который также владеет долей в другой чешской авиастроительной компании, Aero Vodochody.
Aircraft Industries оказалась в сложной ситуации из-за санкций, введенных Евросоюзом в ответ на специальную военную операцию России на Украине, так как собственником производителя на тот момент являлась Уральская горно-металлургическая компания (УГМК).
В Omnipol сообщили, что договоренность о продаже достигнута 21 апреля, о ней было публично объявлено 27 апреля, но сумму сделки не раскрыли.
Из-за санкций чешский производитель не сможет осуществлять какую-либо поддержку самолетов L-410 и поставлять запчасти российским эксплуатантам. Также в чешских СМИ появились сообщения, что двигателестроитель GE Aviation Turboprop приостановил поставки двигателей Aircraft Industries.
Россия — ключевой рынок для двухдвигательного турбовинтового самолета, эксплуатируемого на местных авиалиниях, а также в ВКС РФ.
В ноябре 2015 года Aircraft Industries и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписали договор (действует до 2035 года), по условиям которого частное екатеринбургское предприятие получает лицензию на организацию сборочного производства L-410UVP-E20. В последнее время российская компания вела работы по увеличению локализации производства L-410 и замене иностранных комплектующих на местные аналоги. Одна из основных задач — замена двигателей H80-200 компании GE Aviation Czech (бывшее чешское моторостроительное предприятие Walter, приобретенное в 2008 году американской компанией GE Aviation) на российские моторы ВК-800С. В компании надеются на продолжение производства этих самолетов.
Несколько L-410 состоят на службе европейских воздушных сил. Сейчас производителю придется заново отстроить логистику компонентов и найти новые рынки сбыта.
Aircraft Industries и Omnipol в прошлом году в рамках салона Dubai Airshow подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве на международных рынках.
"Aircraft Industries строит самолеты с 1936 года, поэтому в сложившейся ситуации для нас естественно спасти чешского авиационного производителя", — прокомментировал президент Omnipol Йижи Подпера, добавив, что теперь обязанность Omnipol "поддерживать и развивать деятельность" Aircraft Industries. Для последней это возможность продолжить работу и сохранить штат. После введения санкций руководство компании опубликовало открытое письмо, указывая на неопределенность своего положения. В штате компании трудятся чехи, словаки, украинцы, белорусы и русские, говорилось в сообщении.
Меняя владельцев c 1970-х годов, компания построила в общей сложности более 1 тыс. самолетов L-410, большая часть которых была продана в Россию. В 2019 году первый полет совершил L-410NG с двигателями General Electric H85-200 и авионикой Garmin G3000. Также разрабатывается версия самолета на поплавках.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю