Контуры второй холодной войны: кто против кого?
Запад давно проявляет агрессию по отношению к странам «третьего мира». В 90-е годы его действия были несмелы и малозаметны – проба силы. Но в течение последних нескольких лет США заметно активизировали свою политику в разных уголках мира, а особенно – в тех государствах Ближнего Востока и Восточной Европы, которые непосредственно прилегают к российским границам.
Но почему холодная война началась именно сейчас? Ведь конфликт между Россией и США существовал всегда, и периодически переходил в острую стадию.
Холодная война предполагает не только политическое, но и экономическое противостояние. Ни Оранжевая революция, ни война в Грузии не стали отправными точками второй холодной войны потому, что не наметилось серьезного экономического конфликта. Датой начала новой глобальной борьбы нужно считать тот день, когда Запад ввел санкции против России. Причем – обратите внимание – первыми противостояние начали западные лидеры, как и в далеком 1946 году.
В ходе первой холодной войны в один противоборствующий лагерь входили социалистические страны, в другой – капиталистические. Сейчас деление происходит по другому критерию: с одной стороны баррикад находятся мировые агрессоры, стремящиеся к воссозданию своих утерянных империй, с другой – государства, обороняющиеся от западной агрессии и желающие сохранить свой суверенитет. Причем последних явно больше, чем первых. Фактически, Соединенные Штаты вместе со своими европейскими союзниками в одиночку бросают вызов всему миру.
Цель Вашингтона и Брюсселя – новое переформатирование мира, «откат» в эпоху колониальных империй. Не зря США проявили такое упорство во время военной интервенции в Ливию, а Франция провела операцию «Сервал» в Мали. Европейские столицы активно вмешиваются во внутреннюю политику и других африканских стран, и распоряжаются на Черном континенте как у себя дома.
В свою очередь, цель России и стран, готовых встать на ее сторону – создание многополярной системы международных отношений. Мир сильно изменился, и Соединенные Штаты больше не могут претендовать на безусловное лидерство на всем земном шаре. Они должны уступить место новым игрокам. Такие региональные силы представлены в неформальных клубах БРИКС и Большая двадцатка.
Интересно, что большинство из этих государств поддерживают Россию, несмотря на попытки США склонить их на свою сторону. Например, стало известно, что Вашингтон «работает» над Индией и Китаем, пытаясь их отказаться от сотрудничества с Россией. Напомним, они воздержались от голосования по антироссийской резолюции. Америка выразила разочарование действиями Индии и Китая, которые пока никак не проявили себя в глобальном конфликте.
Да, сложную задачу поставили перед собой Соединенные Штаты: исторически обширное евразийское пространство является неделимым, и невозможно изолировать одну из его частей. Россия – важный торговый партнер Индии и Китая, и те вряд ли согласятся на крайние меры, предлагаемые американскими посланниками.
Кроме Индии и Китая, от голосования воздержались многие другие государства. Представители некоторых стран даже не явились на заседание: очевидно, это было сделано в знак протеста против очередной экономической войны, развязанной Западом.
Эти государства в будущем могут либо примкнуть к России, либо остаться нейтральными. Идти на поводу у США никто из них не хочет: пример Египта, когда исламисты свергли лояльного Америке правителя, заставляет задуматься. Всего от голосования по антироссийской резолюции воздержались 58 стран. По своему потенциалу развития они заметно превосходят западный блок и составляют ему серьезную конкуренцию.
Чем сильнее Барак Обама с европейскими лидерами стараются пристыдить Россию, тем больше эти нейтральные страны склоняются на ее сторону. Более того, государства Западной Европы выступают категорически против санкций против России, и пока только по инерции идут за Соединенными Штатами. Скорее всего, стоит одной из таких стран отказаться от конфронтации с Россией, как западный блок развалится. Союзниками США останутся только восточноевропейские страны, где традиционно сильны русофобские настроения.
Первые последствия глобального противостояния
Новая холодная война едва началась, а ее краткосрочные последствия заметны уже сейчас. Кроме политических изменений, эксперты ожидают экономических издержек, выраженных, прежде всего, в ослаблении национальных экономик государств, вовлеченных в конфликт.
Так, по прогнозам экономистов, состояние европейской экономики ухудшится. Снижение товарооборота между Россией и Европейским союзом приведет к тому, что российский рынок окажется закрытым для западных производителей. Как следствие, многие западные компании потерпят убытки, исчисляемые в одиннадцатизначных числах: на сегодняшний день товарооборот между РФ и ЕС составляет около 335 миллиардов евро.
Пострадают и экономики стран, не причастных к конфликту. Нейтральные государства начнут вооружаться – на всякий случай. Безусловно, оборонные расходы вырастут и в противоборствующих лагерях. Раскошелиться на армию придется, сократив финансирование социальной сферы и некоторых отраслей экономики.
Но современные западные государства и так живут в долг. Дефицит бюджета стал привычным для Европы явлением, а правительства с трудом находят деньги для того, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Не факт, что страны Запада справятся с бременем холодной войны. Начало массового обнищания населения в связи с сокращением социально-экономических программ неизбежно приведет к появлению масштабных протестных движений. И это будет не жалкое «Occupy Wall Street»: вспомним о парижском мае 1968 года или о походе пацифистов на Пентагон.
Возникнут сложности и с перемещением капиталов через границы. Понадобится приложить максимум усилий для того, чтобы купить акции, выпущенные в другом государстве. Это приведет к медленному угасанию таких крупных международных фондовых рынков, как, допустим, Лондон, Нью-Йорк или Токио.
Зато повезет тем странам, которые имеют стратегическое значение. Например, Запад с радостью профинансирует расходы киевской хунты, связанные с борьбой против сторонников евроазиатского вектора развития. Богатые вливания ожидаются в бюджеты балканских республик. Греция, после окончания холодной войны оказавшаяся на обочине мировой политики, снова воспрянет: в условиях, когда в Афинах на волне массовых протестов к власти могут прийти антизападные партии, Европейский союз быстро разберется с долговым кризисом. Ба, еще и даст взаймы – лишь бы стратегически важная Греция не вышла из зоны влияния Брюсселя.
Запад вспомнит и о Ближнем Востоке. Наверняка там вновь появятся режимы, лояльные Соединенным Штатам и финансируемые из американского бюджета. Правда, Вашингтон пока находится в растерянности и не знает, на кого делать ставку: правители в странах региона меняются слишком быстро.
Также Америка постарается сделать все возможное для того, чтобы переманить на свою сторону могущественные региональные государства. Или, в крайнем случае, хотя бы не допустить их сближения с Россией.
При этом Запад не оставляет надежду, что на Москву получится надавить дипломатическим путем. Конечно, перед этим российскую экономику попытаются задушить санкциями, а вдоль границ России разместят элементы системы ПРО и несколько эскадрилий американских истребителей. Но такова дипломатия в понимании американских и европейских лидеров.
России же остается защищаться и рассчитывать на благоразумие региональных держав всех континентов мира: пойдут ли они в пропасть вслед за Западом или изберут качественно новый вектор развития? Согласятся ли они находиться в подчинении у Белого дома либо постараются обрести максимальную самостоятельность для того, чтобы самостоятельно распоряжаться своим будущим?