Регионы и центр: автономия или саботаж?
Особенно наглядно ситуация с недостаточным уровнем контроля за деятельностью чиновников на местах проявилась во время пандемии коронавируса. В целом ряде случаев пришлось вмешиваться лично президенту, чтобы обеспечить исполнение поставленных федеральной властью задач. Так, в ряде регионов возникли проблемы с выплатами вознаграждений медицинским и социальным работникам, хотя президент ясно и внятно дал понять: деньги должны быть выплачены каждому медику, задействованному в борьбе с коронавирусом.
Постановления федеральной власти и региональных руководителей часто противоречили друг другу: президент говорит об одних мерах, а губернаторы в регионах вводят другие. А ведь вплоть до последнего времени центральная власть всячески боролась с излишней самостоятельностью регионов.
В современной России губернаторы куда менее автономны в своих действиях, чем в 1990-е годы. Но при этом у них есть прекрасная возможность едва ли не игнорировать постановления центральной власти. Президент дает распоряжение, но в регионах его никто и не думает выполнять, как нередко случается.
Кстати, и сам Владимир Путин уже обращал внимание на то, что вертикаль власти часто не доходит до низового уровня, особенно если говорить о муниципальном уровне, и это становится препятствием для реализации принимаемых решений. Но сделать со сложившейся системой что-либо, похоже, не под силу даже такому сильному лидеру как Путин. Ведь одним силовым давлением на чиновников эту ситуацию не разрешить.
Как проявляется и с чем связан кадровый голод в органах власти
Одна из главных причин сложившейся ситуации – кадровый дефицит в современной российской власти. Нет, чиновников в России очень много, как много и тех, кто ими желает стать, но значительная часть мелких и не очень начальников просто не соответствует занимаемым должностям. Если среди рядовых исполнителей можно найти много толковых профессионалов, то с руководителями все обстоит куда хуже. Зачастую они попадают на свои позиции благодаря пресловутому кумовству и личным связям, в лучшем случае – в силу лояльности к вышестоящему руководству, которая часто синонимична отсутствию инициативности, близка к трусости и неумению принимать решения самостоятельно и отвечать за них.
Такие чиновники тянут до последнего и не решаются принимать меры без приказа «сверху», а затем точно также не решаются и эти меры отменять. Нерешительность является следствием жизненной парадигмы таких людей: важен не реальный результат работы, а занимаемый пост во властной иерархии. То есть, служат такие «государевы люди» не народу, не государству, а самим себе или лидерам клана, к которому они принадлежат.
Когда-то социолог Майкл Янг ввел термин «меритократия» - власть достойных. Итальянский политолог Вильфредо Парето считал, что именно самых достойных людей и стоит продвигать на руководящие посты. Но на практике речь об этом не идет. У президента сегодня отсутствует не только полноценный кадровый резерв, отсутствует сама система производства такого резерва. Несмотря на всевозможные конкурсы для лидеров и о лидерах.
В советское время были партия и комсомол, сейчас единственными, кто может поставлять чиновников, являются силовые структуры. Не случайно бывших силовиков становится все больше на управленческих должностях и в крупнейших компаниях, и в регионах, и в муниципальных образованиях. Безусловно, среди них много достойных людей, но можно ли считать их полицейский или военный опыт достаточным для того, чтобы управлять отраслями хозяйства, корпорациями, городами или сельскими районами? Тут нужна команда профессионалов, людей с ответственным подходом к делу, готовых работать и брать на себя ответственность за свои действия.
Другой источник кадров для российского чиновничества – выходцы из семей тех же чиновников или предпринимателей, как правило, с юридическим, экономическим или управленческим образованием, которые начинают взлет по карьерной лестнице едва ли не со студенческой скамьи и уже к тридцати годам оказываются на очень хороших должностях. Реальный управленческий опыт и стремление служить людям, за редкими исключениями, отсутствуют.
Сложившаяся ситуация в кадровой сфере усугубляется и практическим отсутствием социальных лифтов, которые бы позволяли достойным и квалифицированным кадрам, не встроенным в систему клановых и корпоративных связей, продвигаться по иерархической лестнице. Лишь единицы могут "пробиться" во власть, что называется, от станка, плуга или после вывода своего собственного малого бизнеса на достойный уровень.