Третий летный опытный образец (ОП-3, бортовой номер "623") вертолета Ка-62, - фактически совершивший первый полет вторым в августе 2019 года (с) пресс-служба АО "Вертолеты России"
«Всего расследуется три уголовных дела, общий ущерб по которым может составить до 3,6 млрд рублей. В настоящее время следствие находится в активной стадии и устанавливает всех соучастников преступной группы, среди которых пока еще не установленные должностные лица [компаний] “Вертолеты России”, “Камов” и Минпромторга», — отметил он.
По словам источника, первое из трех уголовных дел о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) возбудили в июле 2019 года, второе — в конце октября того же года в ГСУ СК по Московской области на основании материалов проверки прокуратуры Подмосковья и службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России.
Как следует из материалов дел, с которыми ознакомился ТАСС, неустановленные должностные лица АО «Камов» (подрядчик) в период с 2012 года по 2014 год сдали как выполненные в полном объеме опытно-конструкторские работы заказчику АО «Вертолеты России».
Они включали в себя изготовление двух фюзеляжей и окончательную сборку опытного вертолета Ка-62, создание натурного стенда Ка-62 и его транспортировку в ОАО «КумАПП», а также разработку и изготовление стартеров-генераторов для Ка-62.
Следствие считает, что данные работы были сделаны не в полном объеме. «Таким образом Российской Федерации был нанесен ущерб в размере 162,7 млн рублей», — говорится в документах.
Во втором деле речь идет о периоде с 2013 по 2016 год. В это время, согласно материалам дела, неустановленные должностные лица из АО «Камов» заключили контракты с Минпромторгом России, которому сдали те же самые вертолеты и стенды, что и «Вертолетам России», а также не выполнили сборку двух вертолетов.
Общий ущерб в данном случае составил более 700 млн рублей. Потерпевшей стороной по делу признано АО «Вертолеты России».
Третье дело возбудили в сентябре этого года. Его фабулу источник не привел.
Официальными комментариями органов следствия, «Вертолетов России» и АО «Камов» ТАСС пока не располагает.
Выявленные хищения
Бывший заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по безопасности генерал-лейтенант Николай Грязнов [с 2014 года являлся руководителем службы безопасности компании, был прикомандирован от ФСБ России, уволился по собственному желанию в марте 2020 года] подтвердил ТАСС информацию о возбуждении дел по факту мошенничества и сумму предполагаемого ущерба. «Я считаю, что те служебные расследования, которые проводила наша служба безопасности, материалы, которые мы получали, говорят о том, что там [в «Вертолетах России"] были колоссальные хищения при строительстве и конструировании вертолетов», — сказал он.
Грязнов пояснил, что практически не были выполнены те государственные задания, которые были даны, хотя деньги за это заплатили.
«Более того, вертолет построили, но он не соответствует техническим характеристикам и нормам, которые закладывались изначально, [выявлена] куча нарушений при проектировании, строительстве, эксплуатации, вертолет постоянно попадает в чрезвычайные ситуации», — добавил Грязнов.
По его словам, в ходе служебной проверки в 2015—2016 годах провели независимую экспертизу проектирования Ка-62, которая показала, что 3 млрд рублей бюджетных средств либо истратили не на те цели, на которые нужно было, либо похитили. Он уточнил, что документально трата этих денег не была подтверждена.
Ка-62 — средний многоцелевой вертолет, в настоящее время проходит испытания. В конце мая 2017 года совершил первый испытательный полет на площадке Арсеньевской авиационной компании «Прогресс». Полет продолжался 15 минут на скорости 110 км/ч и показал, что все необходимые доработки вертолета успешно завершены. Минпромторг РФ планирует продать 365 Ка-62 к 2030 году. В число основных сфер применения Ка-62 входят транспортировка пассажиров, спасательные операции, а также работы в нефтегазовой области.
"Холдинг "Вертолеты России" взаимодействует с правоохранительными органами по вопросам создания в 2011-2016 годах вертолета Ка-62, однако комментировать детали до выводов правоохранительных структур было бы некорректным, тем более, что в холдинге нет официальной информации о возбуждении уголовных дел в отношении конкретных (бывших или нынешних) сотрудников и не обладают информацией, позволяющей подтвердить сумму ущерба", - сказали ТАСС в холдинге.
Как сообщил ранее ТАСС источник в следственных органах, Следственный комитет возбудил три уголовных дела о мошенничестве в особо крупном размере при строительстве и конструировании Ка-62 в отношении должностных лиц "Вертолеты России", "Камов" и Минпромторга. По его словам, сумма ущерба бюджету РФ может достигать до 3,6 млрд рублей.
Собеседник агентства уточнил, что в настоящее время следствие находится в активной стадии и устанавливает всех соучастников преступной группы, среди которых должностные лица "Вертолеты России", "Камов" и Минпромторга.
Со стороны bmpd напомним, что программа создания вертолета Ка-62 продвигается крайне медленно, продолжая печальные традиции этого рекордного долгостроя отечественного вертолетостроения - работы по изначальному проекту В-60 были начаты в ОКБ Камова еще в конце 1970-х годов. Первый первый летный опытный образец вертолета Ка-62 под обозначением ОП-1 (регистрационный номер RA-00000, осенью 2017 года замененный на RA-621), построенный ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина» холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию «Ростех»), выполнил первое висение 28 апреля 2016 года и совершил первый полет по полному профилю в Арсеньеве 25 мая 2017 года. Однако затем полеты на ОП-1 не производились девять месяцев из-за доработок и заводские летные испытания были возобновлены только 15 февраля 2018 года, продолжаясь весьма вяло.
Вторым фактически был поднят в воздух в августе 2019 года построенный ААК «Прогресс» третий летный опытный образец вертолета ОП-3 (бортовой номер "623").
Второй же построенный летный опытный образец вертолета ОП-2, изготовленный ААК «Прогресс», был впервые публично продемонстрирован на Восточном экономическом форуме на острове Русский во Владивостоке в сентябре 2017 года, однако в воздух был поднят только 27 декабря 2019 года.
Кроме того, были построены два нелетных опытных образца Ка-62 - натурный ресурсный стенд Ка-62 № 01РС (НС-762) для испытаний трансмиссии и несущей системы, находящийся в Кумертау, и построенный еще в 2013 году нелетный экземпляр (заводской номер 97876210102, регистрационный номер RA-62002), который с 2014 года используется для прочностных и ресурсных испытаний, проводимых на подрядной основе на предприятии Aviatest LNK в Риге (Латвия).
Вертолет Ка-62 оснащен двумя французскими турбовальными двигателями Safran Helicopter Engines (бывшая Turbomeca) Ardiden 3G. Первые летные опытные образцы Ка-62 оснащались редукторами и трансмиссиями несущего и хвостового винтов разработки австрийской компании Zoerkler Gears GmbH & Co. КG. Серийные вертолеты предполагается оснащать редукторами российского производства.