Санкционная война против России продолжается и в финансовой сфере тоже. В этой связи интересно посмотреть на то, какие ответные меры принимаются в самой РФ. Одной из таковых, несомненно, является девалютизация экономики страны.
Если взглянуть на действия Центробанка по девалютизации, можно отметить, что организационные мероприятия, касающиеся населения, по факту уже завершены, и всё, что будет предпринято дальше, коснётся компаний.
С начала осени выдача наличной валюты, переведённой на валютный счёт, будет осуществляться по текущему банковскому курсу. Произошло давно заявленное ЦБ фактическое превращение валютных счетов граждан в рублёвые с привязкой их к текущему курсу валют.
Будет происходить принудительная конвертация валютных средств, принадлежащих гражданам, когда они окажутся в банке. Более того, прозвучало даже одобрение от представителей ЦБ заградительных комиссий ряда банков по выдавливанию клиентов из сферы сбережений в валюте «экономическими мерами», которые ранее критиковались.
Говорится о необходимости в принципе принудительной конвертации валютных вкладов свыше 10 тысяч долларов. Вклады ниже, наоборот, трансформировать не рекомендуют. Стоит проговорить, что на валютных счетах граждан РФ хранятся около 74 миллиардов долларов, что составляет 4,5 триллиона в рублях. Но очевидно, что в ситуации роста официального валютного курса и оставшиеся счета также будут конвертироваться.
Тем не менее 85 миллиардов долларов валютной наличности на руках у россиян, хоть она и «токсична», всё же обеспечат обращение. Но и здесь под влиянием госполитики у граждан рано или поздно появится осознание необходимости её продажи. Так что запрещать оборот наличной валюты вряд ли целесообразно. Как минимум чисто технически — из-за невысокой возможности контроля. Однако при этом ограничение её вывоза всё же можно реализовать (что, в принципе, частично делается уже сейчас).
В то же время призывать к отказу от валют враждебных стран малоэффективно: жизнь показывает, что сейчас они по факту не работают и население уже после начала санкционной войны приобрело «токсичной» валюты почти на 450 миллиардов рублей (320 миллиардов рублей — евро, 96 миллиардов рублей — долларов). Приобретаемые валютные средства переводились преимущественно на счета за рубежом. Но к данным операциям причастен весьма малый процент населения, и вряд ли это меняет общую картину.
Завершив девалютизацию населения, очевидно примутся и за юридические лица. В первую очередь госкомпании, для которых уже сейчас разрабатывается директива, осуществляющая так или иначе ликвидацию валютных средств на счетах.
Прочим компаниям будет рекомендован перевод средств в «токсичной» валюте в рубли или другие валюты. Пока что это широко не делается только из-за необходимости расширять экспорт при одновременной невозможности централизованного параллельного импорта. Но со временем это всё же произойдёт.
Вопрос лишь, когда.
Павел Кухмиров