Так почему же Греция все никак не потонет? А ведь действительно, почему? Ведь должны были уже в прошлом году — сразу после парламентских выборов. Потом в апреле этого года. Затем — в мае. И все никак.Может быть, аналитики куда-то не туда смотрят и что-то не то анализируют?
Нечто подобное, в разной степени ироничности, все чаще высказывается в комментариях на экономических форумах. Людей вполне можно понять. Вот уже на протяжении полугода Греция демонстрирует поистине феноменальную финансовую непотопляемость. Какой такой волшебный секрет узнали Афины? А в том, что он есть, уже мало кто сомневается. И он действительно существует. Только секрет находится не в Афинах. Греки лишь пользуются удачно подвернувшейся золотой жилой. Надо отметить, что делают они это с неподражаемым нахальством.
Тройка кредиторов от греков требует программу реформ. Они ее представляют. В Брюсселе хватаются за голову. Кроме повышения налога на богатство, насчет чего там нисколько не возражают, все остальное идет прямо в разрез с рекомендациями кредиторов. Вместо нового сокращения штатов госсектора, наоборот планируется вернуть на работу 15 тыс. ранее уволенных госслужащих. Афины отказались от всех прежних договоренностей по созданию в стране прозрачной для Тройки системы электронных госзакупок и социальных платежей. Министр финансов Варуфакис однозначно дал понять, что Греция страна суверенная и сама разберется, без какого-либо контроля со стороны, что она будет делать в плане «экономии». Тройка отказывается выделять очередной транш согласованной ранее программы финансовой помощи до предоставления Афинами реального плана. Добро — говорят греки, и не спеша все переделывают. Ну, как, в мелочах. В главном план Афин остается прежним. Тройка его снова отклоняет. Потом эта история повторяется.
А пока длится этот бюрократический волейбол, тихо тикает время, приближая сроки очередных выплат по кредитам. «Платить не будем» — грозятся греки. «А вот шиш вам» — возражают в ЕЦБ. «Вы и так на нас слишком много поимели печенек», — не унимаются в Афинах, — теперь вы должны поиметь совесть и долги нам списать. Хотя бы половину». «Это вы на солнце перегрелись, — немедленно включились в диспут едва не подавившиеся от такой наглости немцы. «Ни о какой реструктуризации долгов не может быть и речи», — отрезают в руководстве МВФ. Очевидный логический тупик происходящего как раз и порождает многочисленную аналитику неизбежных последствий сложившегося тренда.
События развивались по все более предсказуемому сценарию ровно до конца второй декады апреля 2015 года, когда Греция выложила на стол свой самый убойный козырь:"Господа кредиторы, денег в казне нет. Предстоящий через неделю транш нам выплачивать нечем. Или дайте еще денег или как хотите".
Именно с этого момента становится ясно, что все алармистские прогнозы на счет распада еврозоны, судя по всему, оказались даже еще весьма щадящими. Ибо вопреки всем своим предыдущим жестким заявлениями, Тройка новых денег Греции дала. Афины получили дополнительные 1,4 млрд евро, которые тут же полностью ушли в погашение «апрельских долгов». Официально переговоры греков с Тройкой о рефинансировании текущей задолженности и выделении стране новой программы в объеме 7 трлн. евро закончились ничем. Греки опять выложили сработавший козырь — денег нет. Дальше платить нечем. И… 12 мая греки получают новые деньги, чтобы заплатить 774 млн евро по долгам перед МВФ.
Греки выкрутились, а аналитики обмишурились? Очень едва ли. Дело в том, что все ранее упомянутые цифры, по сути, являлись семечками. Так, мелкой сдачей, по сравнению с будущими платежами. Ибо до 5 июня Афинам предстоит где-то изыскать 310 млн евро, до 12-го июня — 348 млн евро, до 16 — 581 млн. и до 19 июня — 348 млн евро. В сумме на погашение долгов перед МВФ в июне стране необходимо 1,587 млрд евро. Примерно столько греческий Центробанк сумел наскрести по всей стране. Но это все деньги, которые есть в их финансовой системе. Вообще все. И на экстренные программы помощи грекам больше рассчитывать не приходится. Срок их действия истекает 30 июня. А с 13 по 20 июля Греция должна погасить всяких долговых обязательств на рекордную величину в 4,268 млрд евро. Из них 3,5 млрд евро — это долг перед ЕЦБ, и 465 млн. — перед МВФ. Таких денег из своего карманаГреция ни при каких обстоятельствах найти не сможет.
Собственно, если по июню проблему с большими совместными усилиями еще и можно будет закрыть, то конец июля это и есть тот роковой дедлайн, после которого события в европейских финансах начнут развиваться в критическом ключе. Накопившиеся глобальные экономические, финансовые и политические проблемы в Европе напоминают состояние, когда сход лавины перешел из категории вероятности в стадию неизбежности. Причем неизбежности, довольно точно просчитываемой по времени. Так вот, Тройка позволяет грекам столь демонстративно своевольничать и продолжает ссужать их деньгами именно для того, чтобы своим суверенным дефолтом они не обрушили лавину раньше времени. Потому что, вот уже третий месяц, в европейских финансовых кулуарах идет лихорадочный процесс «запасания консервами».
Европейскийцентробанк форсирует программу QE. Только в течение первого месяца ее реализации ЕЦБ срочным порядком приобрел госбондов, а также бумаг наднациональных эмитентов, на сумму в 47,4 млрд евро. Помимо того, в марте на выкуп германских облигаций израсходовано 11,1 млрд., 8,75 млрд. — на выкуп французских, 7,6 млрд. — итальянских, 5,44 млрд. — испанских, 2,49 млрд. — нидерландских, 1,07 млрд. — португальских. По данным на 3 апреля ЕЦБ европейских госбумаг за месяц приобрел на 52,5 млрд евро. Плюс еще ипотечных — на 64,7 млрд. и по ABS — на 4,89 млрд.
По некоторым оценкам за неполные пять месяцев текущего года ЕЦБ скупил всевозможных долгов на сумму, превышающую 224 млрд евро! Почему так быстро? Как раз потому, что июнь Греция, с помощью Тройки, еще устоит. На фоне такой авральной работы европейского печатного станка, подкинуть ей каких-то полтора миллиарда особого труда не составляет. А вот в июле всю еврозону тряхнет не хуже, чем при извержении Йелоустоуна. Если к этому моменту ЕЦБ не успеет перетянуть на себя львиную долю долгов государств Евросоюза и надгосударственных банковских образований, то массовый их сброс текущими держателями похоронит не только евро, как общую валюту, но, скорее всего, обрушит и всю политическую структуру Единой Европы.
Наиболее емко вероятную перспективу описал в своем аналитическом докладе GoldmanSachs: «Мы считаем, что переговоры могут затянуться на весь май и продолжаться даже в июне, но жестким дедлайном станет 20 июля, когда грекам предстоит выплатить 3,5 млрд евро ЕЦБ. Нам кажется, что у Греции таких денег не найдется. С течением времени волатильность на долговых рынках периферийной Европы будет возрастать, поскольку с каждым днем инвесторы будут осознавать, что вероятность дефолта и выхода Греции из еврозоны растет. Мы уверены, что спреды доходностей облигаций Италии и Испании к доходности по немецким бундесам расширятся на 200−250 базисных пунктов».
Последнее предложение наиболее примечательно. В переводе на обычный русский оно означает вероятность того, что государственный долги Италии (четвертая, по размеру, экономика ЕС) и Испании (соответственно, пятая) вообще превратятся в мусор. Что станет с восточной периферией Европы (привет, «Восточное партнерство») — никто предсказывать даже не берется. Ввиду самоочевидности результата. Банковская система Европы активно конопатит люки. Сводятся балансы. Ревизируются взаимные долги. Ранжируются риски. С плохими партнерами, типа той же Греции, активно сокращаются свопы. Многие проблемные банки постепенно отключаются от Forex.
Словом, в ЕС сейчас происходит такая характерная для современных блокбастеров картина. По плывущему через штормящий океан кораблю отчаянно мечется команда, пытаясь закрепить все, что можно закрепить, закрыть все, что можно закрыть, подготовить все, что можно подготовить. Кто-то натягивает на себя спасательный жилет. Кто-то судорожно прячет ценности в непотопляемые и непромокаемые мешки. Посреди всей этой спешки греки периодически встают в позу: или дайте денег или мы крышу трюма не закроем, и вообще спустим шлюпку и поплывем сами!
А от горизонта уже вздымается чудовищная стена девятого вала, на фоне которой какой-то разовый миллиард выглядит досадной мелочью. Нате, только под ногами не путайтесь. Сейчас не до вас. Стена воды заслоняет небо, и кораблик на ее склоне выглядит крошечным. Его команде очень хочется верить в везение. Ибо больше не во что. Ибо спасти может лишь чудо…
Александр Запольскис, http://www.regnum.ru