Фондовые же биржи США, которые совсем недавно, во время речи Обамы на Генассамблее ООН, чуть не начали неконтролируемое падение вниз, теперь показывают такие чудеса роста, каких мы не видели аж с 2012 года.
Что это означает? Неужели попытки снова перевести печатный станок в режим форсажа уже привели к выплеску долларов за пределы финансовых пузырей и запустили механизм неконтролируемой инфляции? Вот, например, предполагаемая стоимость медицинского обслуживания пенсионеров выросла за год в США на целых 11%.
Неужели мы уже скоро увидим логическое завершение беззаботной политики ФРС США?
Сильно сомневаюсь. Посмотрите, например, на Украину. Сразу после Евромайдана стало ясно, что Украина обречена на банкротство. Однако НБУ держался больше полутора лет: дефолт накрыл Украину всего несколько дней назад. При этом, несмотря на скатывание в дефолт, с точки зрения обывателя Украина выглядит вполне себе бодрячком: трамваи ходят, телевизор работает, по дороге на работу можно купить стаканчик ароматного кофе.
Более того, гривна стоит как закопанная на курсе в 22 гривны за доллар, и вы даже можете ещё купить по этому курсу немного реальных долларов. Импортёры, конечно, вынуждены приобретать валюту по серым схемам и совсем по другой цене, однако внешне всё выглядит пока что вполне благопристойно.
А ведь финансовая система США на несколько порядков крупнее украинской. Инерция накоплена колоссальная, и было бы довольно наивно с нашей стороны засовывать палец в каждую очередную трещину на глиняных ногах колосса и глубокомысленно заявлять «ну вот теперь-то точно всё». Процессы разрушения империй происходят быстро только по историческим меркам, для нас же, для современников этих захватывающих событий, всё будет происходить очень медленно.
Американское правительство только что пересекло Рубикон, пишет тем временем международный инвестор Саймон Блэк (Simon Black). Речь в статье идёт про очередную топорную агрессию США, которая очень неудачно совпала по времени с запуском Китаем аналога SWIFT — системы CIPS (КМПС). Вот переведённая мной статья господина Блэка:
В 49 году до н.э. дерзкий Юлий Цезарь стоял у реки Рубикон перед своей армией и принимал главное решение своей в жизни. Римское право строжайше запрещало генералам выводить свою армию из провинции и вести её в Рим. Границей провинции был Рубикон.
«Alea iacta est! (жребий брошен)», воскликнул Цезарь и направил своё войско через реку прямо в гражданскую войну. Выражение «пересечь Рубикон» держится в нашем лексиконе вот уже более двух тысяч лет, обозначая собой рискованную и опасную точку невозврата.
На этой неделе решение пересечь Рубикон было принято правительством США.
В порыве безграничного высокомерия федеральный судья постановил, что он имеет «юрисдикцию» над одним из крупнейших банков Китая, Bank of China (BOC), и что Банк Китая обязан предоставить американскому суду свою финансовую отчётность.
Судья слушает дело, возбуждённое роскошным брендом Гуччи против предполагаемой китайской преступной группы, которая продавала поддельные сумочки в США.
Утверждается, что китайские подсудимые отправляют свои добытые преступным путём доходы обратно в Банк Китая, в Китай. И судья хочет получить информацию по движению денег на их счетах.
Большая часть акций Банка Китая, как вы можете догадаться, находится в собственности у китайских властей. Таким образом, это требование судьи (не просьба) является прямым вызовом суверенитету Китая.
Единственный рычаг, который есть в распоряжении судьи, заключается в том, что Банк Китая имеет филиал в Нью-Йорке; это официально лицензированный в США банк. И если банк Китая откажется выполнять требования судьи, судья может теоретически потребовать, чтобы лицензия Банка Китая на работу в США была отозвана.
Очередной раз Соединённые Штаты используют свою финансовую систему как оружие.
Так как доллары США являются самой широко распространённой резервной валютой в мире, каждому банку на планете нужен некий доступ к банковской системе США.
Находитесь ли вы в Лондоне, Эр-Рияде, Сиднее или в Шанхае, наиболее широко торгуемые товары, облигации и финансовые контракты по умолчанию номинируются в долларах США. Большая часть глобальной торговли ведётся в долларах.
Таким образом, банки не просто вынуждены держать у себя доллары США, им также требуется доступ к банковской системе США, чтобы иметь возможно принимать и перечислять доллары для своих клиентов.
Крупные международные банки имеют так называемые «корреспондентские счета» или «ностро» с американскими банками. Так, крупный банк в Дании, например, может иметь корреспондентский счёт в JP Morgan или в Citibank в Нью-Йорке, чтобы проводить с его помощью долларовые транзакции.
А иногда иностранные банки могут даже получить свою собственную банковскую лицензию США, как это сделал, например, Банк Китая.
Но если банк будет забанен в банковской системе США, ему будет очень трудно хранить доллары и вести любые операции в долларах. И, следовательно, банку будет весьма непросто участвовать в глобальной торговле и глобальных финансовых операциях.
Этот финансовый рычаг даёт огромное преимущество Соединённым Штатам, и американцы имеют этот рычаг по той причине, что правительство США пользуется огромным доверием остального мира.
Однако правительство США раз за разом доказывает, что оно готово злоупотреблять этим доверием и использовать своё преимущество в качестве оружия, которое является даже более мощным, чем виды вооружений, которое находится в распоряжении Пентагона.
Только в прошлом году Казначейство США оштрафовало французский банк BNP Paribas на колоссальные 9 млрд долларов только за то, что банк вёл бизнес с неприятными для американцев странами типа Кубы.
Конечно, сейчас ситуация изменилась, США и Куба теперь лучшие друзья. Но я сомневаюсь, что американцы захотят в обозримой перспективе возместить французам этот штраф. И, естественно, если французский BNP откажется платить, Штаты могут угрожать французам выселить их из своей финансовой системы.
Просто удивительно, как Штаты поступили со своим собственным союзником. Теперь же они нацелились на Китай, на своего главного соперника.
Китайцы тем временем уже работают над параллельной конкурентоспособной финансовой системой. Они создали банк АИИБ, чтобы конкурировать с рудиментарными МВФ и Всемирным банком.
И они близки уже к созданию международной платёжной системы и клиринговой сети, которая сможет конкурировать со SWIFT и с финансовой системой США.
Эта система называется CIPS, КМПС, Китайская Международная Платёжная Система.
После того КМПС заработает, мы наверняка заметим стремительное увеличение объёмов финансовых транзакций в юане по всему миру. Транзакций, для которых сейчас принято использовать доллары.
Агрессивное поведение американцев в отношении Банка Китая даёт китайским властям ещё больше оснований, чтобы вести при помощи КМПС финансовую войну против США.
Снижение спроса на доллары полностью разрушит последнее остающееся у Америки преимущество.
Если у них не будет возможности принуждать остальную часть мира использовать банковскую систему США, они не смогут заставить остальной мир ни держать доллары, ни покупать долги правительства США.
Это значительно ослабит Америку.
И когда историки будущего будут писать хроники упадка Соединённых Штатов, несомненно, там будет глава о дурной привычке правительства США постоянно злоупотреблять властью, возложенной на Америку мировым банковским сообществом.
Конечно, Юлий Цезарь тоже не выучил этот урок.
Переправившись через Рубикон, он выиграл тяжёлую гражданскую войну, и вскоре римский сенат назначил Цезаря пожизненным диктатором. Однако всего через несколько недель после своей окончательной победы он был убит людьми, которые привели его к власти – так как те боялись, что Цезарь будет этой властью злоупотреблять.
Обновление. Цитирую Aftershock: