Главная » 2016 » Май » 13
22:58

Донецкая Народная Республика: вчера, сегодня, завтра

Донецкая Народная Республика: вчера, сегодня, завтра
Автор очень часто спорит с теми, кто считает ДНР (а заодно и ЛНР) некоей «высшей» ценностью, а не переходной формой власти на этой территории. Он пытается доказать, что попытка выстроить устойчивую и самодостаточную структуру на этой территории в реалиях сегодняшнего геополитического противостояния между Россией-Китаем, с одной стороны и США — с другой — невозможно. И если Украина как государство уже давно стала заложником этой борьбы, то мелкие государственные образования на ее бывшей территории тем более не могут рассчитывать на устойчивое и долгое существование. Все это формы, и эти формы будут изменяться, по мере изменения обстоятельств главного противостояния. Давайте рассмотрим проблематику существования ДНР/ЛНР в трех аспектах: политическом, экономическом, общественном. А в конце, разобрав все, посмотрим на их перспективы в будущем.   

Политика

Весна 2014 года для Украины стала временем перелома. Было очевидно, что старая система страны уже изжила себя, а существующая матрица государства уже не могла решить накопившиеся в обществе противоречия. Страна требовала либо обновления, либо ее ждал очень долгий гражданский конфликт. Прекрасно понимая проблематику в Киеве быстро начали создавать новую для Украины (националистическую) матрицу страны.

Для всех тех, кто по тем или иным причинам не мог смириться с ее созданием, встал вопрос, что делать? Было очевидно, что необходимо создавать свою, альтернативную структуру общества, которое позволило бы ему стабилизироваться и стало бы точкой опоры для противников украинских националистов. Вариантов было два. Первый — это создание на территории Юго-Востока альтернативной Украины. Второй — создание независимого от нее проекта. 

Центром первого проекта стал Харьков. Именно там в марте 2014 года возникла идея новой альтернативной Украины. Движение «Юго-Восток» смогло объединить вокруг этой программы весь протестный электорат первой украинской столицы.

 
Кстати, именно в Харькове 1 марта была освобождена от бандеровцев первая областная администрация.
 

Центром второго проекта стал Донецк. В начале там боролись два новообразования: «Новороссия», созданная под депутата ВР Украины Олега Царева, и собственно ДНР.

 
Автор этих строк в конце мая 2014 года за чашкой чая общался с одним из отцов этого донецкого проекта, возникшего еще в конце 2004 года и затем почти 10 лет пролежавшего под сукном. Проект ДНР в 2004-14 гг. — это проект местных элит, которые тем самым создавали для себя запасной аэродром в том случае, если в Киеве для них все пойдет слишком плохо.
 

Именно такая ситуация и возникла весной 2014 года, и проекту был дат «зеленый свет». Собственно именно потому, что проект ДНР был системой, поддержанной местными элитами, он и победил сырой и рыхлый проект «Новороссия». При этом прецедент Крыма сыграл с Донбассом «злую шутку». Получив в качестве примера референдум 16 марта 2014 года, население Донбасса было намного проще убедить проголосовать за рождение ДНР.  

Все перипетии того момента пересказывать сегодня смысла нет, но стоит отметить, что Россия, всячески поддерживая референдум в Крыму, с первых дней отговаривала активистов в Донецке и Луганске следовать этим путем. Даже после провозглашения Екатериной Губаревой 7 апреля 2014 года ДНР (именно она это сделала), Москва всячески уделяла «знаки внимания» проекту «Новороссии». Ее очень беспокоило желание новообразованного и не подконтрольной ему ДНР попроситься в состав России, но единственное, чего Кремлю удалось добиться — это снятие с референдума вопроса о присоединение Донбасса к РФ. 

Все лето 2014 года в Донецке шла подковерная борьба двух проектов: ДНР и «Новороссии». Победил, естественно, проект, опиравшийся на местные ресурсы и поддержку населения, но в качестве платы он во многом перешел под контроль Москвы. То есть, как и всегда, победила система, но победа для всех участников оказалась неполной. С одной стороны, Кремль получил контроль, а со второй — проект ДНР надлежало переформатировать под те задачи, которые стояли не перед Донбассом, а именно перед Россией.

 
Отсюда более чем годичное противостояние с полевыми командирами. Формирование армии, полностью неподконтрольной Донецку и Луганску (пока на 100% еще не законченное, но процесс почти окончен). И отсюда противостояние с политическими группировками внутри ДНР, о которых речь пойдет ниже.
 

Итак, мы видим, что 2014 год был временем выбора. Выбора той альтернативы, по которому пойдет сопротивление хунте. Дезорганизованные и гораздо более массовые на первом этапе движения по созданию альтернативного пути развития Украины были разгромлены. Созданные еще до 2014 года структуры (ДНР) выстояли.

 
Кстати, во многом ДНР и ЛНР выстояли и благодаря тому, что члены разгромленных в Харькове, Одессе, Запорожье, Днепропетровске и других регионов организаций влились в их ряды и встали на защиту республик.
 

Прошло два года. На сегодня для руководства республик совершенно очевиден тот факт, что в состав России они приняты не будут (о чем Кремлем однозначно было заявлено еще весной 2014 года). Также совершенно понятно, что само существование данных государственных образований возможно только как буфер между националистической Украиной и РФ. Любая другая Украина делает их существование и содержание со стороны РФ бессмысленным. А потому вся политика новообразованных элит республик состоит в том, чтобы законсервировать существующий статус-кво, чтобы вечная угроза из Киева заставляла Россию и далее вкладываться в них. То есть вечная мелкая война на линии разграничения и вечная «серая зона» между бывшими братскими республиками СССР. Другой парадигмы существования ДНР как независимого образования пока не просматривается.

Экономика

Экономика молодых республик — это еще один очень интересный аспект, позволяющий разобраться в сложившемся политическом клинче на Донбассе.

Экономика Донбасса сегодня переживает не самые лучшие времена, а потому на 75% бюджета ДНР составляют прямые вливания из России (с учетом, что сюда не входит содержание армии, которая на 100% обеспечена не деньгами ДНР/ЛНР). 

Сегодня на Донбассе экономика существует по принципу 3 в 1.

Есть экономика Украины. Это тяжелая промышленность ДНР/ЛНР, которой жизненно-важны внешние рынки и внутренний рынок Украины. Именно поэтому главные офисы этих предприятий перенесены на территории, подконтрольные Киеву, налоги платятся в Киев, а сырье и готовая продукция этих заводов ежедневно пересекает линию размежевания. Также сюда нужно отнести и шахты, отгружающие уголь на «континентальную» Украину. Для Украины потеря металлургического экспорта и необходимость закупать импортный уголь неприемлемы. Это сильно ослабит и без того на ладан дышащую экономику страны. Для Донбасса разрушение подобного сотрудничества станет настоящей социальной катастрофой.

 
В режиме санкций эти предприятия не могут работать на экспорт через РФ, а о донецком угле в России говорить просто смешно.
 

Для хозяев предприятий подобная схема работы крайне выгодна. Она позволяет максимально уклоняться от уплаты налогов, экономить на социальной сфере и охране труда. Также на Донбассе сегодня можно платить меньшую заработную плату и экономить при этом на обязательных отчислениях с фонда оплаты труда. В общем, выгод столько, что для них собственников-олигархов Украины данный статус-кво очень выгодно зафиксировать на длительный промежуток времени, чтобы восполнить убытки, понесенные в предыдущие годы, и максимизировать прибыль в будущем. Возврат киевской власти на Донбасс для них обернется убытками. И поэтому они согласны платить новой власти в республиках, благо она требует намного меньше Киева.

Второй пласт экономики живет в том числе и за счет первого. Это нелегальный бизнес, полностью контролируемый новой элитой. В первую очередь, контрабанда. Уголь, металлы, продовольствие и т.д., то есть все то, что пересекает границу республик в том или ином виде, обкладывается нелегальной данью или ввозится через аффилированные структуры. Дань небольшая, так как тем, кто ее собирает, не надо кормить пенсионеров, учителей и врачей, а прибыль значительная. Также через Донбасс осуществляется контрабандный российско-украинский транзит.

Третий пласт экономики — это местный мелкий и средний бизнес, а также крупный в той части, в которой он заключил соглашения с властями ДНР/ЛНР. Вообще бюджет республик это государственная тайна почище военной.

 
Мне, находясь в Подмосковье, относительно несложно определить военный потенциал «республик», штатную структуру их ВС и дислокацию (хотя, конечно, я тут не прав, к ВСН руководство ДНР и ЛНР не имеет практически никакого отношения), но в тайны бюджета ДНР я так и не вник. Даже не подступился. Только обрывочные фразы, что на 75% он состоит из прямой помощи РФ, говорят о реальном состоянии «официальной» экономики республик.
 

И это не случайно. Дело в том, что доходы государства осуществляются бессистемно. Они состоят из отчислений крупного бизнеса. Здесь нет никакой четкой шкалы. Все строится на личных отношениях и заинтересованности сторон, а это… 100% дорога к коррупции. Причем всех это устраивает. Хозяину предприятия проще заплатить 1% от прибыли и жить спокойно, а для чиновников ДНР/ЛНР это колоссальные деньги. Вторым источником дохода бюджетов являются отчисления от местных бизнесменов, занимающихся торговлей и мелким производством, рассчитанным на местного потребителя. Регламентация работы мелкого и среднего бизнеса, а также определение законности их работы находятся в ведении властей республик и стали уже темой не одного скандала.

В общем именно эти сборы и составляют те 25% доходов, которые республика собирает на свое существование сама.

Очевидно, что резко нарастить суммы можно, только если побороть внутреннюю коррупцию, что кажется сегодня еще более неподъемной задачей, нежели победа над коррупцией украинской.

К моему большому сожалению.

И именно это ставит под большое сомнение возможность республикам стать самодостаточными экономически. Причем борьбе за открытость бюджета и прозрачному налогообложению будут препятствовать не только чиновники республик, но и бизнес, которому в значительной мере намного удобнее существовать в этой образовавшейся серой экономической зоне.

Все это накладывает и отпечаток на общество, которое в 2014 году мечтало построить новую и справедливую жизнь, а теперь вынуждено встраиваться в существующие реальность.  

Общество

Чем живет общество Донбасса. С одной стороны, люди морально счастливы. Освободительная война против украинских националистов в 2014 году дала им возможность для духовного и общественного роста. Пророссийский патриотизм (назовем это так), зажимаемый на Украине как националистами, так и «пророссийским» режимом Януковича, вырвался на свободу и позволил людям чувствовать себя теми, кем они себя считают, не боясь, что их за это посадят или покалечат. Огромное количество людей на Донбассе вдруг стало активистами, как и на Украине. И это нормально. Именно они налаживали жизнь республик в тяжелые военные 2014-2015 годы. Но законы власти одними добрыми намерениями отменить нельзя. Те люди, которые смогли ее оседлать и устроиться в ней, совершенно не желают создавать условия, в которых они могут эту власть потерять. При этом чем дальше, тем их все больше тяготит зависимость от спонсоров и они пытаются по мере возможности вести свою игру (отчего часто и страдают).

Полная аналогия с украинскими реалиями.

 Именно поэтому уже со второй половины 2015 года начались политические гонения на конкурентов. Причем, они не имели идеологической составляющей. Центровой идеей руководства республик стала концентрация власти в руках узкого круга лиц.

Это совершенно закономерный процесс и во время войны даже неизбежный, его можно было бы приветствовать, если бы не одно но…

Концентрация власти началась с перераспределения собственности в свою пользу и … по сути этим и закончилась. Руководство республик, присвоив нелегальные доходы бывших полевых командиров и политических оппонентов, не выдвинуло никакой новой парадигмы существования государства, кроме консервации существующего статус-кво (как это похоже на современную Украину).

Даже если предположить, что они искренне верят в возможность существования независимого Донбасса — как от Украины, так и от России, их действия никак нельзя соотнести с этой целью. Не создается экономический фундамент республик, не идет поиск консенсуса между населением и государственным аппаратом.

 
Введение жесткой цензуры и подавление любых способов легальной гражданской активности населения (общественные организации, создание независимых СМИ, борющихся с язвами общества, и т.д.) не делают республику сильнее.
 

Они просто убирают конкурентов. Зачем это делается? Да все очень просто. Как и в 2014 году нынешнее руководство ДНР/ЛНР не хочет допустить создание себе альтернативы. Даже в рамках этих образований. Альтернативы, которая, возможно, была бы даже лучше и органичнее как для населения, так и для Москвы. А это тупик общественного развития, который рано или поздно может обернуться бедой для населения именно республик.

Что у республик впереди

Как говорят американцы, ничего личного. Давайте рассмотрим только факты и разберемся, к чему все это может привести уже в самой недалекой перспективе.

Очевидно, что вхождение республик в состав России не рассматривается в первую очередь руководством в Москве. Можно сколько угодно желать этого и стремиться, но для Москвы еще два-три миллиона русских в своем составе ценой потери нескольких десятков потенциально своих сограждан и перспектив построения большой Евразии — слишком большая цена. На нее никто и никогда не пойдет. По крайней мере, пока президентом России является Владимир Путин. Вариант создания на территории республик буфера на пять и более лет, во время которого будет окончено переформатирование население Украины, также неприемлем для Кремля, но будет приветствоваться в Вашингтоне и в Киеве.

 
Достаточно почитать современных украинских патриотов, которые, если отбросить лозунги и призывы, тоже хотят независимого Донбасса, чтобы он перестал мешать строить на территории остальной Украины национально-правильное государство.
 

Для Кремля идеальным вариантом будет возврат этих территорий с чисто русским населением в состав Украины, чтобы с его помощью переформатировать ее в пророссийский проект. Кстати, именно поэтому и был смещен Андрей Пургин. Именно этот истинный ДНРовец с первого дня мечтал о вхождении этой части Украины в состав РФ. Именно он настаивал на формулировке соответствующего вопроса на референдуме и именно он начал создавать на Донбассе филиалы чисто российских политических движений — и был за это снят спешно и с нарушением всех законов ДНР.

 
Многие помнят, что именно автор материала защищал законность в ДНР через призму снятия Пургина. Мои оппоненты меня часто смешили, когда связывали воедино Пургина и проукраинский вектор развития Донбасса. Все как раз с точностью до наоборот. Снятие Пургина и открыло возможность вхождения ДНР в состав какой бы то ни было Украины. При нем это было невозможно в принципе.
 

В итоге ДНР, уничтожив в 2014 году альтернативные проекты по Украине, сегодня стоит перед выбором. Либо стать опорой России в освобождении Украины на базе мировоззрения своего населения, либо превратиться в не нужный России аппендикс после того, как олигархи Украины переформатируют Украину сами, без помощи жителей Донбасса. А к этому все пока и идет при полном «попустительстве»  Вашингтона. Бывшие регионалы повторят маневр 2010 года и на лозунгах «реванша» против националистов вновь готовятся взять власть в свои руки: Левочкин и компания. Именно те, кто спровоцировал Майдан, кто его всячески оберегал, и те, кто в конечном итоге привел режим Януковича к краху.

Они построят «пророссийскую» Украину с недобитыми бандеровцами и озлобленным на всех населением.  И после подписания еще одних «Харьковских соглашений» у этих территорий просто не останется выбора. Буфер между РФ и «пророссийской» Украиной Москве будет не нужен. Начнется новая фаза борьбы за Украину, но уже без ДНР/ЛНР.

П.С. Многое из того, что написано, автору и самому не нравится. Он бы предпочел совсем иное развитие событий.

 

 

Источник: http://politrussia.com



Просмотров: 577 | Добавил: wpristav | Донецкая Народная Республика: вчера, сегодня, завтра | Рейтинг: 1.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх