Начну с того, что читал комментарии к одному из предыдущих материалов и обратил внимание, что один из читателей написал о том, что ему надоели парадные доспехи и хочется о боевых… и о тех, кто ими пользовался. Последнее – тема отдельная и очень сложная. Относительно же первого пожелания можно сказать, что как раз в том материале парадных-то доспехов и не было! Что легко установить по наличию либо копейного крюка на кирасе, либо дырок для его крепления. На парадных его не ставили. Зачем таскать на себе лишний груз? А то, что доспехи со временем стали богато украшать, причем даже боевые, пусть никого не удивляет. Знать на то и знать, чтобы всеми силами подчеркивать свое превосходство над простолюдинами. А теперь вспомним то, что здесь на страницах ВО писалось уже неоднократно: доспехи XIV – редкость. Доспехи XIII – редкость еще большая, а еще дальше в глубину веков находки доспехов, которыми могут похвастаться музеи, можно пересчитать по пальцам – они попросту не сохранились!Кроме того, доспехи рыцаря были дороги. И поэтому чаще сохранялись. В тех же замках. Как память и в качестве деталей интерьера. Доспехи же пехотинца были легче, проще и дешевле. И где бы это он стал их хранить, даже став их хозяином? Продал бы тут же, разумеется. А пошел бы на войну – получил новые!В одном из документов, например, мы читаем, что в 1372 году некий Либер Боррейн — довольно состоятельный ополченец из современной Бельгии – пошел воевать в кольчужной рубахе с воротником и оплечьем, в бацинете с забралом и бармицей, имея пластинчатые рукавицы, а также наручи и поножи из твердой кожи. Впрочем, это был явно не крестьянин, а бюргер. Такому это было по средствам!Приблизительно в то же время арбалетчики, которых в ту же французскую армию нанимали обычно в Провансе, и щитоносцы-павезье могли иметь шлем – сервильер или бацинет, а также пластинчатый панцирь (plates), часто дополненный «жиппоном» (gipponus – вариант подбитого джупона) или даже небольшой кольчугой (pansiere). К кольчуге могли быть прикреплены набедренные щитки-фоды (faudes), а также пластинчатые наплечники-браконьеры (braconniére) или же кольчужный воротник. Но только немногие имели на руках боевые рукавицы (gantelets, ghants) или кожаные рукавицы (manicae), или запястья (brasales) для защиты кистей рук и предплечий.Ну, а оружием французского арбалетчика был арбалет, относительно легкий меч (ensis), а прикрывались они легкими щитами (eusis или spato), и кинжал (couteau), некоторые из них прикрывались небольшими щитами (bloquerium).Павезье – воин со щитом-павезой, был вооружен копьем и кинжалом или мантлетом. Меч имели лишь очень немногие. Провансальский легкий пехотинец «бриганд» имел шлем сервильер, бацинет или капелину с полями, a те немногие, у которых были доспехи, носили жак (стеганую куртку, подбитую металлическими либо костяными пластинками) или кольчугу. Щиты у них отсутствовали, так как они выполняли в войсках функции пеших застрельщиков.
Оружие и доспехи производилось на потоке, в частности, крупной оружейной мануфактурой в Кло де Гале в Руане. Так, в 1376 году только в одном арсенале в Шамбр-де-ла-Рейн хранилось до тысячи комплектов боевых доспехов, хотя в их описании говорилось, что они устаревшие и плохого качества. Восемь лег спустя король Франции сделал мануфактуре заказ на бацинеты, щиnы-баклиеры (boucliers), запястья (bracelets), наручи (bras de plate), капелины (chapeau de fer), стеганые котты (cottes), набедренники (cuissots), гербовые щиты (ecus), нашивки экюссоны (écussons), рукавицы (gantelots), наручи (garde-brass), латные воротники (gorgerettes, gorgiéres), панцири (harnоis), укороченные кольчуги (haubergiers), большие шлемы (heaumes), акетоны, жаки, павезы, пластины (plates) и тарчи (targes). Каждый комплект доспехов весил не менее 25 фунтов (около 6 кг), а каждый бацинет весил не меньше 4 фунтов (свыше 1,6 кг).Другой заказ, поступивший в 1384 году, на сумму в 17 200 золотых франков, был сделан на производство 200 000 арбалетных стрел, ремонт доспехов, конской упряжи и артиллерии. Некоторые производители доспехов и торговцы оружием заключали сделки с коллегами за границей. Такую сделку заключили в 1375 году мастера Гитард де Жинкьер из Бордо и Ламберт Браке из Германии. Они договорились о сотрудничестве в поставке в замок графа де Фуа в Морласе 60 бацинетов и панцирей. Наиболее подробное свидетельство этой сделки было обнаружено в архивах Датини, купца из Прато (Италия), который был ключевой фигурой в торговле оружием в Авиньоне в конце XIV века. Здесь оружие и доспехи продавали и перепродавали и оптом, и в розницу, причем один и тот же торговец продавал и нашим и вашим, и никого это совершенно не удивляло и не возмущало, хотя до «проклятого капитализма» было еще очень далеко.И, разумеется, по-прежнему в ходу была кольчуга, о чем говорят те же экспонаты из Собрания Уоллеса.
Отметим, что вопреки распространенному мнению кольчугу никогда не заменяли пластинчатой броней. Кольчугу носили не только рыцари в доспехах, но и лучники, артиллеристы и пехотинцы более низкого ранга. Таким образом, хорошая кольчуга могла быть передана по наследству от своего первоначального владельца, много раз переходила из рук в руки и ее продолжали носить до тех пор, пока она считалась полезной.Одна из многочисленных причин, по которым кольчуга так широко использовалась в течение такого длительного периода (в Европе, более 2000 лет, примерно с III века до нашей эры до XVII века нашей эры), заключалась в том, что кольчугу можно было легко ремонтировать, восстанавливать или переделывать. Даже если она была сильно разорвана, повреждение можно было быстро устранить, после чего снова использовать. Подержанные кольчуги оставались в употреблении в течение столетия или более, после их обычно разрезали на отдельные кольчужные рукава и «юбки» (обычно называемые «paunces»), которые затем носили с полными латными доспехами. По этой причине, не считая преклонного возраста, полные кольчужные рубашки относительно раннего периода сегодня исключительно редки.
Почти наверняка этот образец когда-то имел рукава либо до локтя, либо до запястья. Но в конце XV века полные кольчужные рубашки все больше и больше выходили из употребления, и у многих старых кольчуг рукава были отрезаны. Зато сами кольчужные рукава носили с полным латным доспехом на протяжении всего XVI и даже XVII веков. Сама пластинчатая броня к этому времени стала достаточно толстой, чтобы сделать кольчугу позади нее элементом устаревшим, но кольчуга по-прежнему требовалась, чтобы закрывать «щели» в броне в области подмышек и с внутренней стороны локтей. Причем, много лишнего веса это не прибавляло! Следует помнить, что вопреки распространенным современным заблуждениям, производители и владельцы доспехов были более чем осведомлены о необходимости избегать чрезмерного веса, который утомил бы одетого в них воина или же сказался бы на его подвижности.
Кольчугой покрывали также голову.Использовались, и очень широко, кольчужные воротники, нередко с двойным плетением. Часто это была единственная защита и для пехотинца, и для всадника.
Ну, а о других принадлежностях «снаряжения для боя» тех далеких лет мы здесь расскажем в следующий раз…