Если о чем то, применительно к российской внешней политике и можно говорить определенно, так это к тому, что последнее десятилетие показало, что Россия готова к казалось бы спонтанным, но хорошо подготовленным и молниеносным решением. Решениям, которые принимаются на такой скорости и с такой точностью, что вряд ли кто-то в мировой истории может похвастаться аналогичными показателями. Пока другие игроки с недоумением вертят головой. Пытаясь понять, что происходит, Россия уже разворачивает силы и средства, призванные решить поставленную задачу. А после этого уже поздно махать кулаками.
Не всегда такие решения и задачи оказывались объективно на должном уровне подготовленными. Особенно если речь идет о давних событиях. Так, например, памятный рейд российских десантников на аэродром Приштины в сербском автономном крае Косово из разряда молниеносных и переворачивающих игровую доску решений. Воплощено было блестяще, а вот подготовлено вряд ли (кроме личного состава и техники).
Будущие события приучили нас к тому, что Россия вполне может принимать неожиданные и очень быстрые решения в целях удовлетворения своих целей и решения поставленных задач.
Это и события 08.08.08 с молниеносным развертыванием сил и средств в Южной Осетии. Не без некоторых сбоев и не состыковок, но все же результативно. Это и возвращение Крыма, когда наши геополитические конкуренты заметили действия России тогда, когда в Крыму с прежней украинской властью было фактически все закончено. И организация помощи странам, пострадавшим от эпидемии коронавируса – Италия. Сербия, Казахстан и т.д. Десятки бортов самолетов военные медики, тонны грузов. Все как часы.
Наконец текущее развертывание миротворческого контингента в зоне нагорнокарабахского конфликта. На первый взгляд 1960 военнослужащих на ограниченном количестве техники, но с момента объявления о согласовании миротворческой миссии до момента появления российских миротворцев на месте не прошло и суток. Молниеносно и предельно собрано. И не только армия. ФСБ и МЧС, другие структуры уже развернули центр по решению гуманитарных вопросов, начали содействовать возвращению беженцев и т.д.
Таким образом, от оглашения решения высшего политического руководства до его исполнения проходит не более суток, а махина государственного аппарата не только успевает провернуть валик бюрократического оборота. Но и обеспечить возможность конкретным исполнителям приступить к работе на месте.
Механизм оперативности
Такая оперативность, которая бала показана в Крыму, Сирии, сейчас в Нагорном-Карабахе не берется спонтанно. На самом деле это говорит о слаженной и четкой работе государственного аппарата, который на годы, прошедшие с 90-х годов оказался подготовлен к тому, чтобы оперативно реагировать на принимаемые решения. Не без сбоев и проволочек, но с безусловной реализацией.
На самом деле оперативность реализации любого решения имеет три аспекта, которые либо имеются, и тогда реализация решений не только возможна, но и неизбежна, либо не имеются, и тогда с реализацией возникают вполне очевидные и даже показательные трудности (до уровня невозможности реализации решений).
Первое – это информированность. Высшее политическое руководство России имеет точную и достоверную информацию о ситуации в отношение которой приходится принимать то или иное решение. Наличие объективной информации связано с работой совокупности органов, обеспечивающих сбор и обработку такой информации.
Доступна ли вся информация для В.В. Путина, например? Разумеется, есть те, кто что то пытается скрыть или утаить. Есть информация устаревшая на текущий момент, или ненадёжная. Вот только такой ситуации как открылась недавно в США, когда выяснилось, что спецпредставитель президента США по Сирии врал Трампу о количестве американских военнослужащих в Сирийской Арабской Республике в России невозможно. Есть возможность проверить и верифицировать любую поступающую информацию, хотя бы вследствие наличия независимых каналов такой информации не замыкающихся на одного единственного исполнителя.
Второе, это подготовленные документы планирования. Сейчас, например, в России принят план обороны на 2020-2025 годы, свои планы имеются по большинству ключевых направлений, требующих оперативного решения поставленных задач. Проработанность тех или иных потенциальных (гипотетических) задач позволяет не тратить время на разработку плана при принятии любого решения. Уверен, поставь В.В. Путин задачу снабжения пустыни Сахара водой и на этот счет бы был готовый, или в основе проработанный план.
Третье, наличие подготовленных средств, сил и ресурсов, которые можно применить в той или иной ситуации. И речь в данном случае идет не только о складах госрезерва, хотя конечно и о них, но и о том, что, принимая те или иные решения по подготовке штата сотрудников, или оснащения его технически, прорабатываются решения, которые на протяжении десятилетий будут способны решать любые оперативные задачи.
Информированность, плановость, обеспеченность – вот три кита, на которых стоит оперативность принятия и реализации политических решений в России.
Цена мобильности
Все, разумеется имеет свою цену, в том числе и та мобильность, и оперативность, которую демонстрирует Россия. При этом как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом пространстве.
Но если оперативность внешнеполитических действий нам приходится видеть воочию, то об оперативности во внутренней политике как правило не говорится. Более того, в последнее время Россия столкнулась с некоторыми проблемами в рамках которых оперативность была бы вполне бы применима, но, увы, видимо недоступна. Речь идет в первую очередь о проблеме противодействия эпидемии коронавируса, вторую волну которого ряд регионов откровенно провалил. Провалил настолько, что пришлось задействовать федеральные ресурсы в частности разворачивать мобильные военные госпитали (Курганская область), направлять дополнительные финансовые средства, материальные резервы для преодоления кризисной ситуации.
Крайне негативной выглядит некоторая разбаллансировка между федеральным центром и некоторыми регионами и фактически провал между государственной властью и местным самоуправлением. Данный провал в скором время будет ликвидирован через реализацию идей публичной власти. Объединяющих государство и муниципалитеты в единый управленческий механизм. В этом видится потребность с одной стороны в новом правовом регулировании муниципальных отношений (необходимо менять 131-й закон, который в настоящее время не вписывается в концепцию конституционных реформ) и уменьшать число муниципалитетов, которое является непомерным.
Однако федеральные органы власти оказываются в настоящее время более мобильными и готовыми к действию в том темпе, который требуется высшему политическому руководству России. Опять же с оговорками, свидетельством которым стала смена ряда министров перед ожидаемым экономическим рывком, контуры которого, как представляется, будут изложены в послании Президента России Федеральному Собранию в начале наступающего 2021 года. Кстати, заметьте, что данный документ за последние 20 лет претерпел небывалую метаморфозу. Из отчета о проделанной работе, каким и планировалось послание изначально, являясь институтом парламентского контроля, оно превратилось в изложение плана действий на наступивший год, стало своеобразной общенациональной планеркой, на которой не заявляются о каких-то общих принципах. А даются конкретные поручения. По итогам послания готовится Указ президента с конкретными поручениями.
Все это свидетельствует о том, что в государственном механизме России прошли кардинальные изменения, результаты которых оценит только будущее.
Перспективы
На самом деле та мобильность, которая достигнута в работе министерства обороны и министерства по делам чрезвычайных ситуаций является частным случаем, который, видимо, в самое ближайшее время будет растиражирован в рамках всей совокупности органов государственной власти.
Именно на повышение мобильности в принятии управленческих решений направлены все основополагающие элементы текущего реформирования государственного аппарата. Основывается оно на трех базовых концептах.
Аппроксимация. Упрощение управленческого процесса и регулирования идет повсеместно. Достаточно посмотреть на сферу строительства. Все последние решения, направлены на ускорение и облегчение деятельности в данной сфере. Возможно за счет контроля за законностью деятельности? Возможно и даже наверняка. Но контроль можно провести и впоследствии, а вот потерянное время вряд ли кто-то вернет.
Цифровизация. Повсеместное введение информационных технологий, работа с программным продуктом стала в настоящее время обязательной составляющей современного развития. Подписанный президентом закон о введении в России экспериментальных правовых режимов применения цифровых технологий, позволяет внедрить в систему правления новейшие достижения в области информационных технологий и обеспечить приемлемый результат их применения. Именно ради решения вопросов цифровизации и функционирует правительство Мишустина. А это значит, что в срок до сентября 2021 года данная подготовительная работа должна быть завершена в полном объеме, поскольку после выборов депутатов Государственной Думы нового созыва нас ждет правительство, перед которыми будут ставиться совершенно другие задачи.
Масштабирование. Современное управление осуществляется модульно. Те форматы. Которые в экспериментальном режиме опробуются на отдельных регионах внедряются повсеместно. Позитивный опыт федерального центра ретранслируется на регионы и даже муниципалитеты. Создание общенациональной матрицы успешных управленческих кейсов становится обязательным компонентом управленческой работы.
Эти три элемента уже в 2021 году должны стать базисом для того, чтобы обеспечить экономический прорыв России в ракурсе 2021-2025 годов. Этот прорыв является необходимым условием выживания России, которая обеспечив безопасность (в рамках гособоронпрограммы) и управляемость (в рамках конституционной реформы) нуждается в обновлённом и эффективном промышленном базисе, который и будет создаваться.
Роль мобильности в большом переделе мира
На самом деле достигнутые показатели мобильности являются залогом успешности Российской внешней политики. Увы, Россия в основном оперирует возникшие проблемы скальпелем прямого участия, а не формированием пространства, на котором сложилась бы благоприятная для России первоначальная обстановка и соответствующие осложнения бы не возникали. Видимо это дело будущего.
Сейчас у России есть орудие, позволяющее в крайне сжатые сроки решать серьезные задачи, как оперативно-тактического, так и стратегического плана. Появление российских сил (разного характера) на том или ином участке ведения геополитической игры может привести к коренному перелому в ситуации и обеспечить выгодный результат в решении той или иной задачи.
Однако мобильность сил и средств является по большей части инструментальным фактором и зависит от того, кто и как будет эти силы и средства прилагать к решению конкретных задач в том числе и в геополитическеском ракурсе. А вот тут крайне важна работа на опережение, когда проблема устраняется до момента ее вызревания в катастрофу. И в этом контексте крайне большое значение имеет предотвращение возникновения кризисов, превентивная работа. А она, увы крайне слабо реализуется. Россия по большинству вопросов занимает строго оборонительную позицию, оттягивая до последнего свое участие в тех или иных событиях.
Тот же Крым, хотя стремление населения региона быть в рамках одного политического пространства в пределах России было известно с момента распада СССР, а его геополитическое значение было постоянным и не изменялось с течением времени фактически оставался вне рамок активности в части его воссоединения с Россией вплоть до момента государственного переворота на Украине в 2014 году. Более того, не произойди тот переворот и до настоящего времени Крым оставался бы в составе Украины только потому, что у российского государстве нет стремления выходить из зоны комфорта и проявлять геополитическую активность, играя первым темпом.
Когда некоторые аналитики (в основном с территории украинского недогосударства) пытаются сравнивать возврат Крыма в состав России с аншлюсом Австрии национал-социалистической Германией я прошу показать мне того Гитлера, которого бы батогами гнали присоединять к Германии Австрию. Именно Россия на протяжении почти четверти века оставалась гарантом и фактически обеспечителем целостности Украины, равно как и целостности других «недогосударств» на постсоветском пространстве, сохраняя поразительное не деяние там, где можно и нужно было предпринимать усилия и работать на опережение.
Увы, для того, чтобы дойти до уровня игры первым темпом, а не реагирования на вызовы, когда те достигают масштаба катастрофы, необходимо видимо принципиально иное стратегическое видение России и ее будущего. Не России держащейся за ржавые и ветхие скрепы давно почившего в бозе международного права, над чьим трупом давно надругались американцы в Косово и потомки немецких нацистов при разрушении Югославии в начале 90-х, а отстаивающей свои геополитические интересы до того, как кто-то посягнет на что-то жизненно России необходимое.
Да, мы научились молниеносно отвечать, имея мобильные силы и средства для этого. Но мы так и не научились быть злыми и жестокими для реализации своих целей. Мы не научились бить первыми, хотя при таком ударе имеем все шансы достичь искомого результата быстро и не доводя до критических показателей. Мы так и не научились должным образом колонизировать осваиваемые пространства, занимаясь скорее благотворительностью, чем надлежащим, здоровым колонизаторством.
Мы так и не пришли к буржуазной этике, оставшись в парадигме псевдохристианской морали. А эта мораль, увы не позволяет отобрать у ближнего дубинку раньше, чем этой дубинкой он попытается ударить тебя, хотя ты прекрасно понимаешь для кого готовится эта дубинка. Почему? Может быть потому, что не стоит тащить средневековые моральные установки в новое и новейшее время?
Хочется, однако, надеяться, что Россия все же перейдет от участливого созерцания и предупреждения к превентивным действиям. Хотя бы потому, что это полезнее, практичнее и утилитарнее. А потом можно и свечку поставить. За упокой. Кого следует.