У русского человека ценностная база — справедливость, поэтому он исторически особо чувствителен к вопросам социальной несправедливости и не приемлет неравенства и частной собственности, ведущей к неравенству людей. В русском самосознании богатство грех, капитал разрушает душу, порождает несправедливость и унижает другого человека. Для него важны в первую очередь социальная справедливость, равные права для всех и необходимость сильного государства, заботящегося о своих гражданах.
Исходя из традиционных ценностей и ментальности русского народа его национальной идеей является построение общества социальной справедливости, сильного и экономически процветающего государства (цивилизации), обеспечивающего своим гражданам достойную жизнь и реализацию их гражданских интересов.
К социальной несправедливости и социальному неравенству в первую очередь ведет имущественное расслоение, тем более если оно достигнуто нечестным путем и его легитимность не признается большинством населения. Посмотрим, какие социальные основы общества реализуются в сегодняшнем российском государстве.
Имущественное расслоение в России
Уровень благосостояния населения определяется возможностями экономики государства его обеспечивать. По валовому внутреннему продукту Россия — шестая экономика мира, и благосостояние общества должно было бы быть на довольно высоком уровне. Но ВВП характеризует только объем произведенного национального продукта и не раскрывает, насколько эффективно он используется в интересах всего общества и каждого гражданина.
При существующем в России капиталистическом способе производства и наличии частной собственности на средства производства создаются предпосылки для перераспределения части дохода от произведенного продукта в интересах этих собственников через получение прибыли (дивидендов) от владения собственностью, что, естественно, провоцирует имущественное расслоение и социальное неравенство в обществе.
В результате развала советской системы социальное неравенство в стране резко выросло, сегодня население России делится на три неравные группы: богатые собственники и чиновники, узкая прослойка среднего класса и подавляющее большинство населения, живущее в основном на довольно скромную зарплату.
Имущественное расслоение, ведущее к социальному неравенству, обусловлено в основном непризнанием обществом легитимности грабительской приватизации 90-х, сформировавшей класс крупных собственников, необоснованно высокими доходами чиновников высшего и среднего уровня и руководителей госкорпораций, а также обслуживающей их челяди и вездесущей коррупцией с откатами за услуги чиновничества.
Все это приводит к тому, что полученный трудом всего общества довольно высокий национальный доход государства перераспределяется и частично присваивается кучкой правящего класса и обслуживающего их чиновничества. Более того, они и их семейства демонстративно бравируют этим и показывают свое превосходство над остальным населением. Такое несправедливое социальное неравенство вызывает пока что глухое недовольство в обществе и при малейших потрясениях оно может спровоцировать социальный взрыв.
Для устойчивости государства и общества принято считать, что доходы 10% самых богатых слоёв населения в стране не должны превышать доходы 10% самых бедных больше чем в 10 раз. По данным ООН, этот коэффициент в России 11,0, Италии 11,6, США 15,9 и Великобритании 13,8, то есть Россия по имущественному расслоению находится на уровне самых богатых стран мира.
Еще более красноречивы данные World Inequality Report, которые говорят, что 45,5% национального дохода России принадлежит богатейшим 10% населения. Это подтверждает и Росстат, по его сведениям, ситуация несколько иная, но тоже впечатляет: 20% самых богатых владеют 47% национального дохода. А такой знаток состояний самых богатых людей мира, как журнал Forbes, приводит сведения, что в России 77 миллиардеров с совокупным состоянием 283 млрд. долларов. О какой социальной справедливости можно говорить при таком влиянии на экономику частного капитала?
На сегодня самым информативным индикатором социального неравенства является индекс Джини. Он наиболее точно показывает, насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны.
После развала Союза Россия стала одним из государств с самым высоким социальным неравенством. Индекс Джини, который в советские времена находился на уровне нескольких процентов от европейских стран, к 1995 году вырос до 38,7, а сейчас равен 41,1. Из ведущих стран мира Россию по коэффициенту социального неравенства опережает только Китай (46,9) и Израиль (42,8), у остальных, США (37,7), Германии (29,0), Франции (32,7), Японии (32,1), Швеции (25,0), Великобритании (36,0) и Белоруссии (29,7), он значительно ниже.
Как живут российские чиновники
Большинство населения возмущают даже не столько высокие зарплаты и доходы чиновничества, сколько незаслуженность и нелегитимность их получения. В этой связи, хоть и не хорошо заглядывать в чужой карман, можно сравнить уровень доходов глав регионов со среднестатистическим доходом населения этих регионов. Например, официальный годовой доход главы Московской области составляет 68,9 млн. рублей, что в 120,9 раза выше доходов жителей Подмосковья, доходы главы Оренбургской области больше в 690 раз, главы Республики Марий Эл — в 159,2 раза. Трудно объяснить, почему доходы глав регионов могут быть в сотни раз выше доходов их жителей, тем более что эти доходы практически не зависят от эффективности их работы.
Еще более вопиющая ситуация с доходами глав госкорпораций, в том числе таких известных, как «Роснефть» и «Газпром», которые вообще не стесняют себя в доходах. Например, месячный доход главы «Роснефти» Сечина — до 20 млн. рублей, или 240 млн рублей в год, доходы главы «Газпрома» Миллера — того же порядка. И это при средней зарплате по стране 48,3 тысячи рублей, а для значительной части населения она еще более скромнее и может быть менее 20 тысяч рублей.
В соответствии с законодательством доходами госкорпораций и вознаграждениями их топ менеджеров ведает совет директоров, куда входят представители собственников. Следует отметить, что российское государство владеет только по 50% акционерного капитала «Роснефти» и «Газпрома», остальные доли давно распроданы в частную собственность и государство не всегда может влиять на принимаемые решения. В связи с этим часть прибыли корпораций нередко идет на выплату многомиллионных бонусов менеджменту и государственным чиновникам, входящим в структуры их управления, к тому же представители государства зачастую отстаивают не государственные, а корпоративные интересы компаний. Отстроенная еще в 90-е система управления позволяет использовать госсобственность как инструмент легального перераспределения национального дохода в пользу власть имущих.
Чем обосновывают социальное неравенство
Интересны обоснования апологетов такой социальной иерархии, например, политический аналитик Александр Запольских, доказывает, что за счет качественного руководства главами госкорпораций они в основном наполняют бюджет и приносят государству триллионы рублей, что Сечин руководит коллективом в 249 тысяч человек персонала и что только за год «Роснефть» выплачивает в бюджет налогов на сумму более 4 трлн. рублей. Действительно, это так, госкорпорации являются основными налогоплательщиками, но насколько на это влияют их главы, большой вопрос.
Запольских подчеркивает, что чистая прибыль, например, «Роснефти», составляет 649 млрд. рублей, из которой на дивиденды направляется 270 млрд. Дальше делается вывод, что «упомянутые 270 млрд. дивидендов из годовой прибыли на 99% тоже уйдут в бюджет», что является неправдой, поскольку доля государства в акционерном капитале «Роснефти» 50% и государство получит в бюджет только половину дивидендов – 135 млрд. рублей, а вторая половина уйдет в частные руки.
Он также доказывает, что главы госкорпораций лично платят большие налоги в бюджет, что также является неправдой. Во-первых, налоги с дивидендов они не платят, поскольку действующие законы освобождают их от такой обязанности, позволяя им выводить дивиденды в оффшоры и уходить от налогообложения. Только в этом году наконец принят закон об уплате 15% налогов с дивидендов, но вступает он в действие с 1 января 2021 года. Во-вторых, налоги корпораций — в основном рента на полезные ископаемые и доход за счет труда сотен тысяч людей, добывающих газ и нефть, а не столько личный вклад их руководителей. Так что обоснования апологетов действующей системы социальной иерархии вызывают большие сомнения в их объективности.
В этой связи стоит сравнить социально-экономическую политику, проводимую в бывших республиках Советского Союза — России и Белоруссии. Белорусское руководство проводит политику, направленную на ограничение капиталов частных лиц и относительно равномерное распределение доходов государства между его гражданами. Такие действия приводят к более низкому расслоению общества, чем в России. В Белоруссии нет миллиардеров и только 1,4% населения владеет активами свыше 100 тысяч долларов. Миллионеры есть, но их всего 0,1% от общей численности населения. Поэтому Белоруссия и относится к странам с самым низким имущественным расслоением, где принципы социальной справедливости в основном соблюдаются. При всех политических и экономических проблемах Белоруссии России есть чему у нее поучиться.