Разбирая материалы этого года, под очередной годовой прогноз - 2021, в попытке вычленить образовывающиеся тренды, рассматривал образы в кино, где выделяется фильм "Довод" и обратил внимание на распиаренную компьютерную игру "Cyberpunk 2077". Вселенная Cyberpunk имеет довольно большую историю и этот взгляд на будущее не лишён рационального, потому и хочу обратить внимание читателя на то, какие идеи подаются миллионам геймеров по всему миру.
Всё началось в 1980 году, когда в США началась подготовка к съёмке фантастического фильма "Бегущий по лезвию", над которым работал дизайнер Сид Мит. После выхода фильма, писателю Ульяму Гибсону, посмотревшему этот фильм, пришлось несколько раз переписывать свой уже почти готовый роман, так как образы в фильме и его труде были слишком схожи.
В образах этого мрачного будущего, мир принадлежит мега-корпорациям, а роль государств ушла на второй план. Даже в США рулят японские мега-корпорации.
Дело в том, что в начале 80-х в Японии начался технологический бум, а США находились в очередной рецессии. Полиция не справлялась с возросшим уровнем преступности, тогда же начался расцвет суб-культуры "Панков" - своего рода протест рабочего класса против неравенства порождаемого капитализмом. Это был протест против корпоративной культуры, отказ от насаждаемых государством идеологических ценностей.
Вот на фоне всего этого и главное - страха перед превосходством чужих технологий, в США родился жанр, которому не было названия ещё несколько лет, после появления его первых произведений - киберпанк.
В этом мрачном будущем, в погоне за технологией, люди всё больше теряли человечность. Для более гротескного описания этого процесса, в произведениях киберпанка, люди заменяют свои части тела высоко-технологическими имплантам, ставя в дальнейшем вопрос - где теряется грань между человеком и машиной?
Корпорации владеющие технологиями подмяли под себя государственные структуры. Они коррумпировали местных чиновников и парламентариев, умело манипулируя информацией, через подконтрольные СМИ. Мировые войны стали не межгосударственными, а не менее ужасающими корпоративными войнами, на всех полях боевых действий, и киберпространству тут отводится первая очередь. Простой народ безуспешно протестует против текущей системы, а более ушлые объединятся в различные криминальные и террористические группировки, которые начинают влиять на политиков.
Лишь через несколько лет после появления первых произведений, киберпанк стал одной из черт современной Японской культуры и обзавёлся подробным описанием мира будущего. В этом будущем СССР не распался полностью, а превратился в Союз Советских Суверенных Республик, где после подавления восстания сотрудников КГБ, образовалась мега-корпорация Сов Оил, занимающаяся в основном разработкой нефти. Эта мега-корпорация впоследствии добьется полной самостоятельности от СССР, сохраняя при этом целостность государственной структуры.
В игре "Cyberpunk 2077", где место действия США, есть такая отсылка к СССР:
Япония становится полностью самодостаточной страной избавляясь от влияния США. Государственные структуры сохраняют должный контроль, формируется мега-корпорация Орасака. Однако синдикаты, триады и якудза ведут меж собой настоящую войну.
В Европе образуется межгосударственное объединение государств, где основную роль играет Германия и свой центральный финансовый орган. В кооперации с США вводится евро-доллар. После роста этого объединения происходит нашествие мигрантов, которое заканчивается лишь после эпидемии "истощающей чумы" и возведения "европейской крепости" по своим границам. Аналогичная ситуация происходит и в США, однако корпорации втягиваются в первую корпоративную войну, разрушающую Мексику. В Европе корпорация EMB начала войну против корпорации Orbital Air.
Далее начинается вторая корпоративная война, между Сов Оил и американской Petrochemical, за месторождения нефти в восточной Азии, где побеждает Сов Оил. Потом начинаются орбитальные войны и так делее...
Как вы видите в этой версии будущего нет место для Китая, в начале 80-х 20го века рывок Китая предположить было сложно, как и то, что Япония подпишет соглашение "Plaza" и ограничит собственный рост в угоду США.
Однако, нам сейчас, заменить японское первенство на китайское совсем не сложно, исходные образы меняются не так уж и сильно. Победа в США Джо Байдена и стоящих за ним технологических гигантов, которые открыто делегировали своих представителей в его предвыборную команду, всё чётче вырисовывают аналогии современности и альтернативного будущего.
Мне лично на фоне всего этого вспомнился документ от Фонда Рокфеллера: «Сценарии будущего, технологий и международного развития» от 2010 года, о котором я писал, указывая на схожесть ситуации в 2020 со сценарием «Шаг закрытия» («Lock Step») — где в результате пандемии формируется мир, где государства закрывают границы, осуществляют более жёсткий контроль подавляя гражданское общество и вообще теряют возможность к дальнейшей глобализации.
Оданко в этом документе был и сценарий «Атака взломом» («Hack Attack») — мир ослабленной экономики и падения государственного влияния, в результате чего возрастает роль преступных сообществ и ноу-хау в киберпространстве, а так же «Умная Свалка» («Smart Scramble») — экономически депрессивный мир, в котором индивиды и сообщества развиваются локализовано, импровизированно решая растущий ворох проблем. Добавим в эти сценарии формирующуюся силу технологических гигантов и их способность влиять на политиков и геополитическое будущее предстаёт не таким уже фантастичным, как в киберпанке.
Так есть ли у мира вообще возможность наступления киберпанковского будущего?
Мой ответ да, конечно не в точном изложении сеттинга, но такая возможность далеко не нулевая. Однако только тогда от старых панков ни чего не останется и нужно дождаться киберимплантов.