Европейские государства наблюдали за выборами американского президента с особым вниманием. Именно от того, кто будет в Белом Доме во многом зависит вектор американо-европейских отношений, в которых традиционно в последние 70 лет тон задавала именно американская сторона.
Это, разумеется не означало, что от того, кто будет в Белом Доме демократ или республиканец зависело все. Есть и темы, которые не зависят от партийных пристрастий. Есть вопросы, которые требуют строго определённого решения, которое вынужден принимать любой американский президент, поскольку американские элиты и общество настроены определенным образом и это настроение не подлежит сомнениям.
В остальном же от того, какова внешняя (а порой и внутренняя) политика американского президента зависит как минимум тональность дискуссии, а иногда и ее направление. Разумеется, страны Европы пытаются показать себя субъектами, а не объектами геополитической игры. Но в контексте США - это вряд ли возможно. Нужно учесть наличие американских военных баз в Европе (одни только силы, размещенные в Германии чего стоя). Нужно принять во внимание американские капиталы, вложенные в европейскую экономику после Второй Мировой Войны. Нужно помнить о странах Восточной Европы, в кадровом наполнении органов государственной власти которых, американское руководство приняло прямое и деятельное участие. Нужно помнить о сложившуюся десятилетиями мифологию в которых для значительной части населения стран Западной Европы именно американцы являются главными защитниками от «угрозы с востока» (от СССР, а теперь от России).
Между тем прошлые четыре года, начавшиеся с момента вступления в должность Д. Трампа были кошмаром. При этом кошмарные нотки вносил сам Трамп, известный своей эксцентричностью, так и некоторые назначенные им персоналии. Один только посол США в Германии с заявлениями подобающими перфекту провинции Древнего Рима, а не послу современного государства чего стоит. И, разумеется, любой выбор кроме Трампа для лидеров европейских государств стал бы более позитивным, чем сохранение трампа еще на 4 года (тем боле, что и в Германии, и во Франции скоро нелегкие выборы, во время которых американское давление вряд ли пошло на пользу действующим руководителям европейских государств).
Разумеется, Байден еще не избран в полной мере президентом США. Он вступит (если вступит) в должность не ранее 20 января 2021 года. Однако уже сейчас европейские внешнеполитические ведомства, видимо, будут прогнозировать дальнейшие шаги в американо-европейских отношениях.
Enfant Terrible
Когда-то «enfant terrible», ужасным дитем европейской политики называли Наполеона Бонапарта. Собственно, утроенные им войны. Передел Европы и некоторые внутриполитические реформы вполне оправдывали такое прозвище. Таким же «ужасным дитя» в европейской повестке начала XXI века стал Трамп.
Разумеется, США вмешивались и всегда будут вмешиваться в европейскую политику. Бомбардировки Югославии при Б. Клинтоне, В. Нуланд на майдане в Киеве в 2014 году. Для США такое вмешательство – норма. Но напрямую ломать все практически договорённости, достигнутые за годы, не осмеливался ни один американский президент. Да и причин не было. Во-первых, европейская политика и так не особо то отходила от выгодного для США вектора. А когда отходила, американцы подправляли ее локально своей опытной рукой, как, например, срывая «арабскую весну» устроенную французами (в Тунисе и Египте у них получилось (хоть и на время), а в Ливии уже нет), либо на Украине, когда организованный под лозунгами евро ассоциации майдан фактически попал под ручное управление Вашингтона. Во-вторых, решения, продвигаемые без лишнего шума всегда проще реализовать, чем те, вокруг которых скандал и бурная дискуссия. А именно скандалы Трамп порождал в общении со странами ЕС лучше всего.
Именно Трамп разорвал торговое соглашение между ЕС и США, которое всеми способами пытался провести Обама. Трансатлантическое партнерство поставила бы все торговые споры под юрисдикцию США. А что еще нужно для проведения удобной торговой политики? Именно Трамп начал загонять страны ЕС, не обращая занимания на их экономическое состояние в жесткое соблюдение требований НАТО в виде отчислений на оборону не менее 2 % от ВВП. Именно Трамп пошел против новомодной экологической политики, выйдя из Парижского соглашения по климату, которое усиленно продвигал Э. Макрон. Именно Трамп поддерживал ряд неоднозначных европейских политиков, например, венгерского премьера В. Орбана, которого упорно другие лидеры стран ЕС пытались заставить следовать общеевропейским правилам. Именно Трамп вставлял палки в колеса немецко-российскому газовому проекту «Северный поток-2» угрожая невозможным доселе в европейско-американской политике – прямыми санкциями против европейских компаний. Именно трамп развязал экономическую войну с ЕС, которая, разумеется была не столь масштабна как война с Китаем, но не приносила пользы Европе.
Таким образом лидерам ЕС, кинувшимся наперебой поздравлять Байдена с переизбранием есть чему радоваться. Уйдет Трамп, уйдет и опасная американская внешняя политика, которая в последние годы была направлена в том числе и против Европы. Возможно с Байденом будет не легче, но уж точно тише и спокойней.
Что ждут от Байдена?
Что же может принести Байден в «американо-европейские» отношения? Большинство из лидеров Евросоюза как минимум возврата к политике Обамы, которая, разумеется была те самой простой (один только диалог по трансатлантическому партнерству чего стоил), но уж точно не конфликтной.
Собственно, в этом Европа может быть уверена. Никаких громких выступлений, подобно Трампу, никаких резких движений, никаких продавливании решений любой ценой от Байдена можно не ждать. Он гораздо спокойнее Трампа, что объясняется и его здоровьем (это, разумеется, будет очень большой проблемой и, вероятно, главным переговорщиком от США по большинству вопросов американо-европейских отношений станет или новый глава госдепартамента, или вицу-президент Харрис), так и темпераментом, учитывая непростой характер Трампа.
Но страны ЕС заблуждаются в том, что им удастся получить пальму первенства в американо-европейских отношениях. Хотя и Байден и основные европейские политики из одного, глобалистского, гнезда, и отличаются, разве что, соритом «Ротшильдов», которые за ними стоят, но доминирование Европы может быть только в одном случае. В случае жесткого конституционного кризиса в США, который не закончится 20 января. Тогда именно страны Европы будут пытаться работать на восстановление легитимности американской власти, признавая, или не признавая того или иного кандидата. В таком случае, покровительство над слабым Байденом в рамках проекта «мирового правительства» (на базе G7), будет способствовать и разрешению внутри американского кризиса и доминированию европейских глобалистов над американскими.
Если же Байдену удастся закрепиться и обеспечить себе легитимность, то надежды Европы не оправдаются. Во-первых, лавры «лидера» мирового глобализма, которые на время были у Меркель, а затем были переданы Макрону в либеральных СМИ накрепко будет увязан с персоналией Камиллы Харрис, вице-президентом США, которая станет звездой либерального глобализма, и первым претендентом на роль лидера «мирового правительства». С другой стороны, глобалисты, наученные горьким опытом Трампа, будут во что бы то ни стало начать формирование нового либерально-глобалистского мира с приоритетом США, как самой большой экономики. А это встраивание всех остальные в тесные шеренги, марширующих к «либеральному счастью». Кто там шагает правой? Левой, левой, левой … Как говорил Маяковский.
Так что Байден с одной стороны принесет Европе покой, а с другой стороны поставит ее в уютное либеральное стойло, в котором граница между либерализмом, социализмом и фашизмом будет едва различима.
США-Франция-Германия
Разумеется, основой европейско-американского взаимодействия будут отношения меду США и двумя европейскими странами Францией и Германией. Именно они, как номинальные лидеры ЕС в первую очередь попытаются наладить контакт с новой администрацией США.
Весьма вероятно, что уже через пару дней после инаугурации визит к Трампу совершит Макрон. А еще чуть погодя Меркель. Это будет своеобразным символическим актом признания. Европейские лидеры признают Байдена в качестве законного президента США. В этих визитах наполнение особо не важно. Скорее всего они будут практически пустыми с точки зрения реального наполнения. Да и решение любого важного вопроса требует, очевидно, серьезного наполнения, проработки, консультаций и рабочих групп. Вопрос торгового соглашения ЕС – США - это вопрос не месяцев даже, а нескольких лет. Сразу возродить из небытия проект Б. Обамы не получится в любом случае.
Между тем именно Германия и Франция, вероятно, будут проводниками глобальной повестки при доминировании США. Вмешательство в США в выборы в Бундестаг (в 2021) и на президентских выборах во Франции (в 2022) неизбежно. При этом, весьма вероятно, что американские власти попытаются организовать торг с нынешними лидерами Франции и Германии на предмет поддержки их сил (для Германии), или их (Макрон) на выборах. С учетом того. Кем был проведен на пост президента Макрон это труда не составит, достаточно обещания не публиковать компромат, имеющийся у глобалистов. Что касается Германии, то поддержка ХДС/ХСС может быть выражена, например, в обвинениях лидеров «Альтернативы для Германии» в каких-нибудь «жутких» грехах. Смогли же они устранить из борьбы за кресло канцлера в свое время Цу Гуттенберга скандалом вокруг диссертации, и брать с выборов президента Франции Стросс-Кана, скандалом с горничной. Тут тоже они вряд ли будут мелочиться. А «найти» финансовые махинации, поддержку терроризма или что-то еще в том же духе труда не составит, как говорилось в советском детском стихотворении «что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить». Тут собственно тоже самое – нарисуют, придумают, изобразят.
Между тем, возможно, если политический кризис в США не уляжется к середине января именно Макрону и Меркель будет поручена миссия спасения легитимности Байдена. Для этого, вероятно, будет недостаточно просто посетить Байдена, видимо придется организовать международный политический процесс, в который будет вписан именно Байден. Дабы показать американскому «плебсу», что только Байден и никто другой может стать лидером «свободного мира». Тут, возможно, всплывут и экологические, и медицинские, и продовольственные темы, с которыми будет связано имя Байдена.
Байден и все, все, все
Если с Францией и Германией все в принципе понятно и их роль вполне укладывается в спектакль «либерального мира», то с третьими странами не все так просто. Президентам США (тем более таким, как Байден) простительно путать Австрию и Австралию, Байдену дай Бог вспомнить как его зовут, не до нюансов. Но позиция госдепа по отношению к третьим странам будет весьма интересной.
Собственно, среди третьих стран рассмотрим Турцию, Украину и страны Прибалтики.
Говоря о Турции нужно понимать, что тот уровень политического авантюризма, который проявил Эрдоган не сделают простой задачей общение ни с одним американским президентом. Мечты Эрдогана о выдаче из США Гюлена от прихода во власть Байдена не становятся ближе. Гюлен – это креатура ЦРУ и Эрдогану его не получить ни при каких обстоятельствах. С другой стороны, перед Эрдоганом практически сразу будет поставлен вопрос о Восточном Средиземноморье и Ливии с рациональным предложением свернуть активность там. Вероятно, будет предпринята попытка налаживания альянса США и Турции против интересов России как в Сирии, так и в Закавказье. При этом попытка Эрдогана сопротивляться может быть воспринята предельно болезненно с активизацией работы по поддержке турецкой оппозиции. Это. разумеется, не понравится Эрдогану, но уж слишком он загнал себя в геополитический капкан.
Украина, как место в каком-то роде «сакральное» для Байдена, учитывая, что именно оттуда большинство скандалов, которые могли негативно повлиять на его шансы избраться. Тут можно сказать, что возможно политическое возрождение Порошенко. Сохранив худо-бедно работающую партию, не сев на длительный срок, проявив чудеса верткости Порошенко может ликовать, вспоминая о том, что именно Байден сидел во главе угла в послемайданной Украине и фактически рулил политическим процессом. Байден заинтересован в том, чтобы все возможные следы деятельности его сына Хантера были надежно укрыты, а возможно и просто уничтожены. Для этого подойдет. В принципе. Кто угодно, и Зеленский, и Порошенко. Но рейтинг Зеленского на фоне его невнятной позиции идет вниз, а, Порошенко, будет готов на все для достижения власти. И не исключено, что Украину может ожидать скорый импичмент Зеленского. Тем более, что найти для него основание не составит труда, а небольшое давление вполне может стать поводом для его добровольной досрочной отставки.
Наконец, Прибалтика. Хотя страны Прибалтики и не играют сколь-нибудь заметной роли в европейской политике, но именно Прибалтика на протяжении последних лет была плацдармом для антироссийской политики. Вряд ли это изменится. Нет никаких поводов полагать, что США будут особо заниматься внутриполитическими проблемами европейских карликов. Однако риторика по поводу «защиты Европы» от российской угрозы будет в прямом смысле доминирующей. И под это дело именно через Прибалтику будет предпринята попытка прокачивать финансово внутрироссийскую несистемную оппозицию. Собственно, Навальный, поздравляющий Байдена весьма понятен и логичен. Наконец-то открывается кошелек, который может позволить более-менее серьезно прирасти финансами. Да, европейские фонды и российские олигархические фонды хорошо. Но именно американский финансовый поток всегда был для российской оппозиции главным источником средств к политическому существованию. С учетом того, что именно опора на такие оппозиционные силы является коньком демократов можно не сомневаться, что уже через пару месяцев после вступления Байдена в должность американского президента денежный поток польется разного рода российским оппозиционерам. При этом, для них не будет особой разницы будут ли это «либералы», «социалисты», вплоть до «коммунистов», «националисты», или «монархисты». Любой сорт оппозиционеров с другими версиями России будет им к месту.
Таким образом можно констатировать факт, что американская политика в Европе обречена на активизацию. Некоторые аспекты десантирования, которые наблюдались при Трампе теперь не будут проявляться, а приоритет может перейти именно к американской стороне, предлагающей менять мир в угоду глобальному политическому процессу.