На днях было официально признано, что бензин у нас опять дорожает с опережением инфляции – в июле на 5,53 процента в пересчёте на год. Инфляция у нас вроде бы снова снизилась почти до 4 процентов, но прогноз по итогам года пока остаётся прежним – 4,3 процента. С данными по инфляции, конечно, можно поспорить, хотя статистику сейчас хорошо подправляет сезонный фактор, притормозивший рост цен на овощи и фрукты. А вот то, что ценники на АЗС не радуют – факт бесспорный. АИ-95 дешевле 50 рублей за литр уже не сыскать в самых непродвинутых регионах, и даже народный 92-й вот-вот к этой отметке подтянется. Говорят, что дизель почти не дорожает, а где-то даже подешевел, но в это верится с трудом.На оптовых рынках, которые по заданию сверху и должны спасать от роста цен на АЗС, творится нечто ещё совсем недавно невообразимое. Достаточно уже того, что с начала года на бирже бензин подорожал больше чем на 20 %. Если в декабре 2020 года за тонну марки АИ-92 надо было платить не больше 43 тыс. рублей, то сейчас она стоит уже 53,6 тыс. рублей.
Бензин пока не виден. Дешёвый
95-й подорожал ещё сильнее – с 45 тысяч рублей до 57,5 тысяч. Профильный вице-премьер Александр Новак не считает ситуацию на топливном рынке реально опасной, он назвал её всего лишь волатильной. Он полагает, что до замораживания цен, как это было в 2018 году, дело не дойдёт. В том, что за бензином вскоре потянутся все остальные цены, сомнений нет. Но нет пока и реальных попыток как-то смягчить негативное влияние бензиновых цен. Запретом на экспорт только пугают, нормативы отправки топлива на оптовые базы не повышают, и продолжают говорить о каких-то соглашениях с нефтяниками и пресловутом демпфере.
Чуть раньше новостей об инфляции и ценах на бензин, из Минэнерго сообщили о том, что в 2022 году не стоит ожидать существенного снижения объёмов добычи и экспорта российской нефти. 512 миллионов тонн – столько нефти добудут на будущий год в России. Примерно столько же, сколько добывают в Саудовской Аравии.Однако экспортировать мы сможем существенно меньше – надо ведь и свой ёмкий рынок топливом обеспечить. Тем более что в ближайшем будущем стоит ждать возобновления массовых авиаперевозок. Автотранспорт уже восстановился по полной, железнодорожный восстановится вот-вот.Можно ещё вспомнить только о судоходстве, где плоховато обстоят дела лишь по части морских круизов, но это, как известно, отнюдь не наша подотрасль. Отдадим же должное отечественной нефтянке – если низкими ценами она нас не балует, то и реальным дефицитом пока не пугает. Вообще-то, не в последнюю очередь тут немалая заслуга наших белорусских союзников, где НПЗ, несмотря ни на что, загружены сильнее большинства российских.
Несколько слов в защиту союзной нефтянки
Но в наше время надо быть готовыми ко всему. Бензиновый кризис может обрушиться на нас чуть ли не мгновенно, в чём убеждает недавний печальный опыт Соединённых Штатов, где сразу в нескольких штатах почти неделю отмечались просто дикие очереди на бензоколонках. Во всех проблемах тут же обвинили Мексику, откуда поступает львиная доля нефти на американские НПЗ, и ОПЕК с его плюсами. А значит, косвенно и Россию, как одного из участников небезызвестных соглашений.
Американская ловушка
Однако такой чисто американский подход вовсе не означает, что в США не понимают, какие факторы реально диктуют цены на тот же бензин. Даже с учётом того, что по всему миру принято регулировать, причём весьма жёстко, внутренние цены на топливо, от нефтяных котировок всё равно не уйти.Многие в России полагают, что только у нас бензин дорожает как при дорожающей, так и при дешевеющей нефти. Отнюдь нет – это почти повсеместная практика, против которой борьбу реально ведут только в Венесуэле, да в некоторых странах Ближнего Востока, но у тех на это хотя бы есть средства.На самом же деле, ещё до всех нынешних сложностей с нефтью, в ОПЕК попробовали оценить влияние разных стран на ценообразование нефти. И оказалось, что на 40-45 процентов цены «диктуются», хотя и негласно, и косвенно, из Вашингтона и Лондона.
Спрашивается, как? Через биржи и с помощью глобального контроля над нефтяным и газовым транзитом, а также за счёт того, что большинство действительно крупных покупателей и нефти, и газа – это транснациональные компании. Обслуживающие, среди прочих, и самые разные государственные структуры.Только примерно 30 процентов, по тем же, не столь давним оценкам, составляет влияние на нефтяные цены стран ОПЕК. И этот показатель, даже с присоединением к «плюсовым» соглашениям России, сильно не изменился. Кстати, влияние не сырьевые котировки России, причём вместе с Китаем и Индией, венские аналитики ОПЕК тогда же оценили не более чем в 10 процентов. Об Индии и Китае уже тогда было сказано, что их закупки нефти в обход санкций и соглашений, в том числе у Ирана, сколько-нибудь существенного влияния на цены вообще не оказывают.Быть может, в этом плане сейчас что-то изменилось, но, судя по нынешним «стойким» ценам на нефть, не сильно. И неслучайно США так дёргались накануне июльского саммита ОПЕК, и так дёргаются даже после него.
И что такое захлёст
В то же время тревогу, хотя и запоздавшую на годы, по поводу «Северного потока-2» нельзя не связать с тем, что второй поток выводит из-под прямого влияния тех же американо-британских интересантов очень существенную долю газовых транзитных потоков.Судя по всему, недавнее соглашение США с Германией, можно сказать, газовый «Пакт Байден-Меркель» (Последняя гастроль фрау канцлер
) – не более чем признание того факта, что «Северный поток-2» легче просто оставить за скобками всех традиционных раскладов. И дальше манипулировать тем, что остаётся. В том числе и СПГ – неважно, американским или российским. Вы не могли не обратить внимания на то, как вяло СМИ сообщили о завершении строительства пресловутого захлёста первой нитки «Северного потока-2» с обеими нитками первого потока. Первый захлёст, который был построен ещё 13-14 мая для второй нитки, напомним, здорово подвёл нашего президента на форуме в Петербурге.Но его просто надо было доводить до ума, как придётся делать и сейчас. Трубоукладочная баржа «Фортуна» 8 августа завершила только строительство долгожданного перехода, и особых проблем при этом отмечено не было. Как, впрочем, и в мае.Остаётся разъяснить, что захлёстом газовики и нефтяники называют кольцевой стык, соединяющий трубы после их укладки в проектное положение, балластировки и засыпки. Понятно, что на «Северных потоках» об их соединении речь не идёт, их на самом деле разводят отдельно. Причём специалисты утверждают, что разводят без подварки изнутри корневого слоя шва.
"Есть мнение, что удары по России западными ракетами прекратятся из-за опасений дальнейшей эскалации"
С чего бы это? Из жалости к