О танках с любовью. Глядя на танки, как серийные, так и опытные, нельзя не удивляться творческой фантазии их авторов и одновременно их… глупости, тому, что они не видели очевидного и в то же время поднимались в своем творческом порыве до подлинной гениальности. Или, напротив, плодили образец за образцом в надежде, что люди в погонах выберут хотя бы что-то. И за примерами далеко ходить не надо: вот они, прямо перед вами, в очередном выпуске нашего паноптикума.
А начнем мы его с истории о том, как в 1919 году итальянский инженер Уго Павези озаботился идеей повышения проходимости колесных машин и решил создать подобный колесный вездеход. Диаметр колес 1,2—1,3 метра позволил бы ей легко перекатываться через рвы и канавы. Но Павези больших колес показалось мало. Он решил все колеса сделать ведущими колесами, причем, чтобы снизить их вес, выбрал конструкцию велосипедного типа, в которой узкий обод крепился бы к ступице на спицах из стального прутка. Шины должны были быть сплошными, как «обрезинка» у танков. Но и это было еще не все: на эти «шины» машина Павези опиралась лишь при движении по шоссе. На плохой дороги узкие покрышек заглублялись в грунт, и колеса начинали опираться на металлические ободы, которые были примерно втрое шире, чем шины. Так был устроена, например, ходовая часть артиллерийского тягача Fiat-Pavesi Р4-110. А так как у гладкого широкого обода с грунтом сцепление было плохое, конструктор предусмотрел на колесах специальные «когти». Они располагались по периметру колеса и могли поворачиваться на 180 градусов вокруг своей оси, и превращаться таким образом в эффективные грунтозацепы.
Однако даже не эти удивительные колеса были изюминкой конструкции вездеходов Павези, а устройство их рамы. Она была «ломающегося типа» и представляла собой две каретки, связанные шарнирным соединением. Поворот у такой машины осуществлялся не за счет изменения положения передних колес, а всей половины рамы. Благодаря этому радиус поворота был всего 6 метров, а сам тягач получился на редкость маневренным, хотя соединение половинок машины и система карданных передач на ней получилась достаточно сложной.
Вездеходы Павези, что называется, «пошли», и тут конструктору пришло в голову создать на своем шасси еще и колесный танк. Первый образец, получивший индекс Р4, начали испытывать уже в 1924 году. По своим ходовым характеристикам он не уступал легким итальянским танкам FIAT 3000 mod.21 и превосходил французский Renault FT-17. Вес танка составлял 4200 кг, а максимальная его скорость на твердом грунте была до 20 км/ч. Все колеса у него были ведущими, поэтому Р4 мог преодолеть ров шириной 1,2 метра, брал вертикальную стенку до 1 метра высотой и к тому же обладал отличной маневренностью – мог развернуться буквально на пятачке!
Удивительно, но военным эта машина, в отличие от высококолесного тягача, совсем не понравилась. Тогда конструктор представил вариант-аналог Р4 с колесами диаметром 1,55 метра, но только вооруженного уже 57-мм орудием, расположенным в лобовом листе его корпуса. Для наблюдения за местностью командиру, выполнявшему и функцию водителя, служила цилиндрическая рубка со смотровыми щелями. Стрелок, он же заряжающий, был вторым членом экипажа Длина танка равнялась 4240 мм, ширина — 2180 мм, высота — 2060 мм, клиренс — 750 мм. Имея полный боевой вес 5500 кг, танк развивал на шоссе максимальную скорость до 24 км/ч.
Правда, сам конструктор танком свою машину не называл. В знаменитом справочнике «Хейгль» — «Taschenbuch der Tanks», изданном в Мюнхене в 1935 г. и затем в 1937 г. переизданном в СССР, ее называли «высококолесным танковым истребителем Павези». И да, действительно так его вполне можно было называть, так как его 57-мм длинноствольная пушка вполне могла в те годы пробить броню любого европейского танка кроме французского FCM 2C.
Не понравилась итальянским военным и третья модель с более мощным двигателем, увеличенной толщиной брони и колесами еще большего диаметра. Максимальная скорость у этой машины возросла до 35 км/ч. Но и этот образец в серийное производство не пошел, так что итальянские танки остались чисто гусеничными. Возможно, военные посчитали, что уязвимость колес Павези будет слишком большой, а сами колеса, да и ходовая часть, — слишком уж сложными именно для танка. Хотя транспортные машины такого типа никаких нареканий у них не вызывали и активно использовались прежде всего именно в армии.
И вот тут, как это бывает очень часто, у Павези появились в Италии подражатели. Вернее, подражатель, взявший на вооружение его идеи. И, видимо, решивший: «Не вышло у него, получится у меня!» Этим человеком оказался глава фирмы «Ансальдо» Джованни Ансальдо, которому так понравились артиллерийские тягачи Павези Р4, что он решил сделать нечто подобное, но по-своему. То есть полностью копировать схему Павези Ансальдо не стал, хотя и тоже решил сделать танк на высоких колесах.
Колеса у него были диаметром 1500 мм и шириной 400 мм и имели на ободах развитые шпоры-грунтозацепы из резины формы, обеспечивающие машине хорошую амортизацию. Заднюю ось он сделал Т-образной формы, закрепленную так, что она могла наклоняться на 30° в каждую сторону от горизонта, что, в свою очередь, обеспечивало постоянное прилегание колес к грунту даже если грунт был очень неровным. При этом ось представляла собой картер для заднего дифференциала и трансмиссии задних колес, которые для поворота машины в горизонтальной плоскости могли поворачиваться на 40°. То есть машина имела рулевые колеса сзади, но при этом была полноприводной. При этом ее четырехступенчатая коробка передач имела три скорости вперед и одну назад.
Двигатель был бензиновый 4-цилиндровый мощностью 110 л.с. с жидкостным охлаждением, что было шагом вперед по сравнению с машинами Павези, на которых стояли лишь 30-45-сильные «движки».
Толщина брони, крепившаяся на заклепках, колебалась от 6 до 16 мм и имела достаточно рациональные углы наклона, хотя многие ее листы по-прежнему устанавливались вертикально. Входом в танк служила дверь прямоугольной формы слева по борту. В танке был предусмотрен насос для откачивания попавшей внутрь воды и защита от отравляющих газов, осуществлявшаяся путем создания внутри танка избыточного давления.
Вооружение танка по сравнению с другими итальянские бронемашинами было очень сильным: 37-мм орудие (спереди) и 6,5-мм пулемет «Фиат» образца 1914 (в задней части башни в шаровой установке), причем его можно было извлечь и использовать в качестве зенитного, а стрелять через небольшой люк на крыше башни. Наблюдение осуществлялось через смотровые щели и при помощи оптического прицела орудия. В составе экипаже были три человека: водитель, наводчик орудия (он же командир) и пулеметчик кормового пулемета (он же заряжающий орудия).
Интересно, что только к этому времени, а именно к октябрю 1943 г., германские конструкторы фирмы «Крупп» додумались до того, чтобы на шасси чешского танка 38NA поставить башню от Pzkfwg IV. И получился у них очень даже неплохой танк, чем-то похожий на ранние образцы Т-34, но лучше вооруженный. Его можно было бы выпускать в значительно больших количествах, чем стандартный Pzkfwg IV, но… что-то помешало, и этот танк ни в 1943, ни в 1944, ни в 1945-м света так и не увидел!
Поскольку вес танка был не так уж и мал – 8250 кг, в большинстве источников того времени он получил название «тяжелый колесный танк». И хотя он действительно был построен, испытан и показал скорость 43,5 км/ч (что для 1929 года было очень неплохо), а также свободно преодолевал вертикальную стенку высотой в 1 метр, траншею в 1,2 м, и подъем крутизной в 45° на вооружение его армия так и не приняла.
Ну а если бы приняла, и он неплохо зарекомендовал бы себя в той же Абиссинии или в ходе Гражданской войны в Испании? Тогда вся история мирового танкостроения вполне бы могла пойти несколько иначе. Могла бы… да вот не пошла!
Одной из попыток улучшить вооружение серийных танков, в частности, Pzkfwg III Ausf L, стала установка на него бикалиберных 55-75-мм пушек с коническим каналом ствола
Вроде бы «убийственное» получилось оружие, однако выяснилось, что танки куда чаще воюют с вражеской пехотой, нежели с танками. Поэтому им нужен мощный фугасный снаряд. А данное орудие его не имело и к тому же нуждалось в снарядах с сердечниками из вольфрамового сплава, а весь вольфрам был… в недрах Уральских гор. И вышло то, что из затеи перевооружить новой пушкой Pzkfwg III не вышло ничего!!! Были просто потеряны силы, время и деньги! Кстати, советские танки Т-34 с «противотанковыми» 57-мм пушками тоже в тоях себя не показали никак, хотя на полигоне по вражеским танкам стреляли отлично!
А вот это уже наше «моление о чаше», которое можно было бы назвать так: «Новый средний танк, явись, явись!» Сколько сил было брошено в годы войны коллективом Ж. Я. Котина на создание КВ-13! Тема, достойная отдельной книги. В каких только вариантах его не предлагали: и с 76-мм пушкой, и со 122-мм гаубицей, которая по танкам должна была стрелять кумулятивным снарядом. Но все основные технические его решения были старыми. Включая и «фирменный» излом переднего броневого листа. Как будто нельзя было просто взять и скопировать его с того же Т-34! Сделать корпус более широким, поставить уширенный погон под башню, саму башню сделать трехместной, поставить на нее командирскую башенку, как у немцев, а двигатель расположить поперек, как на несостоявшемся Т34М, и получился бы действительно новый танк (см. рис. внизу), а не очередной облегченный «КВ». Но на это у конструкторов чего-то не хватило. Что ж, неудачи в области создания новых видов БТТ бывали и у нас…
На этом осмотр нашего танкового паноптикума завершается.