Помните, с чего начался развал Советского Союза? Отнюдь не с подписания в Беловежской Пуще в декабре 1991 года соглашения о создании СНГ. А с погрома армян в азербайджанском Сумгаите 26–29 февраля 1988 года и в Баку 13–20 января 1990 года. С Ошской резни в июне 1990 года между киргизами и узбеками на юге Киргизии, с Ферганских погромов турок-месхетинцев в 1989 году в Узбекистане.
И сегодня все мы вновь являемся свидетелями возникновения нового кровавого противостояния между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.
Обе стороны по традиции обвиняют друг друга в провокации, приведшей к резкому обострению ситуации. По большому счету, кто первый выстрелил, неважно. Причина развязывания очередной бойни кроется в новой геополитической ситуации, сложившейся в регионе в последние годы. В Армении произошла очередная «цветная революция» ― государственный переворот, в результате которого к власти пришел Никол Пашинян.
Будучи американским ставленником, он сразу стал активно проводить антироссийскую и антирусскую политику, откровенно игнорируя тот исторический факт, что само существование современной Армении стало возможно только благодаря тому, что Россия в первой половине XIX века спасла армян, систематически уничтожавшихся в Персии и Турции. Именно Россия дала армянам возможность заселить завоеванные ею земли, какие они до сих пор и занимают.
Сегодня Россия обеспечивает безопасность армяно-турецкой и армяно-иранской границы. Гарантией этого является дислоцированная в Гюмри 102-я военная база.
Наша страна на льготных условиях продает оружие Армении. Российский рынок открыт для армянской продукции. Это из России армянские мигранты, работающие в РФ, ежегодно отправляют в РА трансферты на сотни миллионов долларов. Российский газ продается Армении по льготным ценам.
После возглавленного Пашиняном государственного переворота руководство Армении осуществляет демонстративное дистанцирование от России. В стране резко активизировались различные антироссийские организации, которые выступают с необоснованной критикой в адрес Москвы и пытаются сформировать в лице России образ внешнего врага. Собственно, происходит все то же, что было и в других бывших союзных республиках после реализации там «цветных революций».
Как и в других странах, в Армении вслед за государственным переворотом неизбежно последовало падение экономики, а следовательно, и жизненного уровня населения.
Нынешнее руководство Армении сразу столкнулось с серьезными трудностями: рост отрицательного сальдо во внешней торговле с членами ЕАЭС (–5,6 проц. ВВП в 2019 г.); сокращение прямых иностранных инвестиций (33,2 млн долл. в 2019 г. против 124 млн долл. годом раньше); рост государственного долга Армении за год правления американского ставленника (например, только перед Россией он увеличился на 85 млн долл.).
Свой вклад в падение экономики внесла и пандемия.
Согласно экспертным оценкам армянского Исследовательского института «Политэкономия», в период «локдауна» армянская экономика несла ежедневные потери до 40 млн долл., что в итоге выльется в падение ВВП в 2020 г. до 20 процентов, а также в продолжительную стагнацию.
Выполнение политических требований американских спонсоров госпереворота чревато дальнейшим падением экономики и резким разочарованием в данном правительстве со стороны населения. В подобной ситуации самый верный и проверенный способ сплотить народ вокруг властей ― поиск внешнего врага и внешней опасности. А можно и не искать. Достаточно начать заварушку. Чтобы еще раз пролилась армянская кровь!
Известно, что американцы никогда не предоставляют свободу действий лидерам «цветных революций». Особенно в вопросах внешней политики. Есть ли американский след в новом армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе? Безусловно! И цели совершенно очевидны: втянуть строптивую Турцию еще в один вооруженный конфликт и тем самым ослабить ее внешнеполитические позиции; обострить отношения с Европой (прежде всего с Францией, где особенно сильно армянское лобби) и с Россией.
Есть и еще задача ― поколебать позицию Германии, которая после провальной миграционной политики весьма опасается угрозы Эрдогана направить в Европу еще три миллиона нелегальных мигрантов. И в этой связи стремится лишний раз не раздражать турецкого президента, проглатывая многие его выходки.
Кроме того, если втянуть Турцию в конфликт на Кавказе, то с ее помощью можно легко осуществить переброску вооруженных групп исламских экстремистов из ИГИЛ к южной границе России.
Собственно, направлять боевиков на Кавказ может не только Турция. Такие возможности имеются и у США, и у Великобритании, тесно работавших с террористами в Сирии. Да и сами игиловцы могут подтянуться в зону вооруженного конфликта, где у них сохраняются «дремлющие ячейки». А западники при этом всегда смогут обвинить Турцию в использовании боевиков на Кавказе.
Начать боевые действия в Нагорном Карабахе вполне мог и Азербайджан, надеясь, что Россия за недружественные действия и из-за антироссийских действий Н. Пашиняна лишила Армению военной и дипломатической поддержки. Это обстоятельство потенциально могло бы сыграть на руку азербайджанской стороне.
К тому же наряду с этим о своей всесторонней поддержке Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха заявило турецкое руководство, стремящееся максимально распространить свое влияние на Кавказе, потеснив в этом регионе Россию.
Некоторые обозреватели высказывают даже мнение, что именно Турция из-за своих экспансионистских устремлений и спровоцировала обострение ситуации в Нагорном Карабахе.
Можно сказать, что на южном Кавказе (как в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок») сложилась своеобразная «воронья слободка» ― коммунальная квартира, которая не могла не загореться, когда в этом стали заинтересованы ее основные жильцы.
После начала боевых действий в Нагорном Карабахе среди некоторых россиян (в том числе и политически «продвинутых» регулярных участников телевизионных шоу) стали высказываться мнения такого рода: пусть они сами там теперь разбираются. А России в этом конфликте, мол, не стоит принимать никакого участия. Ибо не найти решения карабахского вопроса политико-дипломатическим путем: Армения и Азербайджан не только не способны договориться между собой, но их представители не могут находиться вместе за одним столом и даже в одной комнате. Какие уж тут переговоры!
А раз Пашинян отрабатывает американскую и открыто антироссийскую линию, то пускай сам и разбирается с Азербайджаном и Турцией.
Собственно, схожая, только дипломатически оформленная позиция, прозвучала и в первых официальных российских оценках. Суть ее заключалась в том, что выход из создавшейся ситуации необходимо искать исключительно путем переговоров при обязательном прекращении обеими сторонами военных действий. А мы готовы выступить в качестве посредников.
Почти идентичная позиция прозвучала и в совместном заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ Владимира Путина, Дональда Трампа и Эмманюэля Макрона.
«Мы скорбим о погибших и выражаем соболезнования семьям убитых и раненых. Мы призываем к немедленному прекращению боевых действий между вооруженными силами участвующих сторон. Мы также призываем руководителей Армении и Азербайджана незамедлительно взять на себя обязательства по возобновлению переговоров добросовестных и без выдвижения предварительных условий по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ», ― говорится в заявлении.
Насколько искренним был Дональд Трамп, подписываясь под этим документом, можно только догадываться.
Эмманюэль Макрон, пожалуй, с готовностью поставил свою подпись, имея в виду, что не повредит лишний раз косвенно лягнуть вовлеченную в конфликт Турцию, с которой у Франции возникли существенные трения из-за деятельности турок в восточном средиземноморье.
Реакция Эрдогана на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ была прогнозируемой: «США, Россия и Франция не могут решить этот вопрос около 30 лет. <...> Группа, называемая "минской тройкой", не решила эту проблему. Более того, она сделала все возможное, чтобы не решить эту проблему. Теперь они лишь умничают и временами угрожают. Пришло время расплаты. Азербайджан сам должен отрезать свою пуповину».
Для нас указанное совместное заявление само по себе имело определенное политическое значение. Оно показывает, что еще возможна определенная координация действий с Западом.
Реальную обеспокоенность от складывающейся ситуации вокруг Нагорного Карабаха, пожалуй, проявила только российская сторона, поскольку стала поступать информация о якобы имевшей место переброске Турцией боевиков ИГИЛ из Сирии и Ливии в Нагорный Карабах. Оттуда до Северного Кавказа рукой подать.
Информация могла иметь направленный характер, поскольку исходила от Эмманюэля Макрона, который недавно уже был замечен в распространении фейковой информации об «отравлении» Навального.
Тем не менее появление подобной «информации» российское руководство не может просто проигнорировать. Какие меры в этой связи оно предпримет, думаю, мы узнаем уже в ближайшее время.
Как известно, Россия связана с Арменией взаимными обязательствами по линии ОДКБ. Конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе не подпадает под действие оборонительного договора ОДКБ, поскольку с формальной точки зрения вооруженный конфликт происходит на территории Азербайджана. Очевидно, что ни турецкое, ни азербайджанское руководство не заинтересовано в прямом вовлечении в него ни России, ни других членов ОДКБ. Поэтому переноса военных действий со стороны Азербайджана на территорию Армении ожидать не стоит. Но провокации, в том числе и со стороны исламских боевиков, вполне возможны.
По непроверенным данным, опубликованным порталом avia.pro, российская военная база в Гюмри якобы уже была обстреляна с территории Азербайджана ракетами, но они были сбиты на подлете. Вполне возможно, что это фейковая информация, но появление таких неизбежно в подобной ситуации.
Россия, разумеется, проведет определенные превентивные меры по недопущению прорыва исламских боевиков на Северный Кавказ. На этот счет у нас имеется неплохой опыт, накопленный в ходе двух чеченских войн и во время войны в Сирии.
Явно будут сделаны попытки повлиять в этом плане и на турецкое руководство. Инструменты для этого имеются. Они касаются не только вопросов экономического сотрудничества, весьма значимых для Турции в этот непростой период, вызванный пандемией, а также противоречиями между Турцией и ее западными партнерами из-за известных трений с Кипром, Грецией и Францией. Не говоря уже о проблемах с США и НАТО.
Однако наиболее болезненная точка для турецкого руководства ― включение в противостояние их исторических противников ― курдов, представляющих очень серьезную проблему для турецкого правительства.
Эрдоган формально отрицает, что направляет бойцов ИГИЛ в Нагорный Карабах. Если он лукавит, то может в ответ получить определенную поддержку курдов с нашей стороны. Возможно, будет достаточно и скрытой угрозы в этом отношении, чтобы отрезвить турецкого президента.
Во всяком случае он в деликатных вопросах с нами не церемонится, например, относительно принадлежности Крыма. И это несмотря на то, что крымские татары после вхождения в состав России пользуются значительно большими правами, чем в период нахождение полуострова в составе Украины. Явно не права крымских татар интересуют Эрдогана в первую очередь. Его позиция по Крыму, скорее всего, вызвана тем, что эта территория после вхождения в состав России стала недоступной для реализации пантюркистской экспансии Турции.
Как бы там ни было, но усилия российской дипломатии на турецком направлении начинают приносить свои плоды. Появилась, в частности, информация, что между Россией и Турцией достигнута договоренность о готовности координировать свои действия для стабилизации обстановки в Нагорном Карабахе. Такая позиция сторон была изложена по результатам телефонных переговоров, между министрами иностранных дел Сергеем Лавровым и Мевлюта Чавушоглу. «Подтверждена готовность к плотной координации действий России и Турции для стабилизации обстановки в целях скорейшего возвращения урегулирования нагорнокарабахского конфликта в мирное переговорное русло», ― говорится в сообщении на сайте МИД России. Отмечается также, что сторонами «подчеркнута недопустимость вовлечения в конфликт боевиков незаконных вооруженных формирований из других регионов. Отмечена востребованность предельно взвешенных шагов в плане оказания политико-дипломатического содействия Баку и Еревану».
Похоже, что Сергей Викторович в беседе со своим турецким коллегой нашел-таки аргументы, позволившие выйти на подобные совместные формулировки.
Будущее покажет, насколько турецкая сторона при этом была искренней.
При Эрдогане Турция активно стремится усилить свое влияние на Кавказе и в других тюркских республиках бывшего СССР. Понятно, что это не отвечает политическим интересам России. На этом направлении нам еще предстоит кропотливое политическое и дипломатическое противостояние с Турцией. Важно, однако, чтобы оно не трансформировалось в военное противостояние. А ведь именно этого хотят натовские стратеги, стремясь создать по периметру России не просто санитарный, а огненный кордон.
Успех или неудача подобной политики во многом будет зависеть от многих факторов: уровня нашей экономики, внутриполитической обстановки, успехов в области международной деятельности и от состояния наших вооруженных сил.
Задачи чрезвычайно сложные. Положение России ― непростое. Но скажите, когда оно у нас было простым?