Тут ещё одно достижение майдана нарисовалось. Военно-промышленное
Это ведь только Мустафа Найем, который сейчас работает на тёпленьком местечке в «Укроборонпроме», может заявлять, что «Украина выигрывает конкуренцию с Россией», но это, возможно, у него ещё сохранился запас «хорошего настроения» с майдана. А вот на самом деле, всё обстоит совсем не так радужно. Это, если не жестить и сказать мягко. А если по-честному – хреновы дела у украинской оборонной промышленности. Причём, крайне хреновы.
Генеральный директор компании «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря, той самой компании, что представляет Украину на мировом рынке вооружений, давеча, на пресс-конференции поведал некоторые вещи, которые совсем никак не бьются с победными реляциями Мустафы Найема. А именно — что украинский военно-промышленный комплекс утратил конкурентоспособность и столкнулся с активной конкуренцией со стороны России.
Вот неожиданно, да? Как будто бы никто не знал, к чему всё идёт после майдана. Тем более, что предупреждали неоднократно. И ведь все знали, что украинская оборонная промышленность существовать и работать способна только в том случае, если будут стабильные и солидные заказы из России, как оно и было до майдана, но, ребята сами накинули себе петлю на шею и спрыгнули с табуретки. Заказов больше нет. Несмотря на то, что вся продукция Украины, которая поставлялась российским заказчикам, была достаточно уникальной. Ну очень мало на земле стран, которые способны строить мощные вертолётные двигатели, или же корабельные турбины.
Да, конечно же, это не достижение Украины, а наследие «проклятого совка», но тем не менее, всё это прекрасно работало и в независимой Украине. Работало до тех пор, пока по инициативе Украины экономические связи с Россией не были разорваны. Надо признать, что Россия тогда тоже попала в очень непростую ситуацию. А как иначе, если строящиеся вертолёты остались без двигателей, а корабли без турбин? В России таких производств попросту не было, опять же из-за того, что когда-то была единая страна и производства были разбросаны по её различным субъектам.
Но, тем не менее, пришлось отряхнуться, взяться за работу и оказалось, что за несколько лет в России можно создать и производство корабельных турбин, да и вопрос с вертолётными двигателями решить получилось.
А вот украинские производства без заказов почему-то не работают. Знаменитый «Мотор сич», один из флагманов украинской индустрии, занимается ремонтами старых вертолётных двигателей, да и не в таких количествах, чтобы процветать. Даже более того – предприятие находится уже за гранью выживания. И не только оно.
С корабельными турбинами, авиацией – тоже всё обстоит примерно так же. Есть один вариант выжить – кому-то продаться с потрохами: например Китаю – но и это вряд ли возможно, потому что хозяин, то бишь США, не велит. Американцы выступают резко против того, чтобы украинские предприятия были проданы Китаю. Потому что, в таком случае у Китая могут появиться производства, которые значительно укрепят его обороноспособность.
Да и вообще, мощь украинского оборонпрома всегда была очень сильно преувеличена. Если посмотреть на всё то оружие, которым Украина торговала два с половиной десятилетия после распада СССР, то окажется, что оружие это вовсе не новое. Это всё из старых, советских запасов, которые на Украине были огромны. Стрелковое оружие, зенитные системы, бронетехника – стали самой настоящей украинской нефтью. Стрелковое можно было продавать сразу, с бронетехникой – можно было и поиграть, имитируя бурную деятельность. Ведь есть целый танковый завод, а значит можно брать старые танки и модернизировать, создавая якобы новые «Булаты»и «Оплоты». Которые, в итоге никому не смогли продать. С бронетранспортёрами похожая история, но там всё ещё хуже, так как целые партии бронемашин оказались с дефектной бронёй.
Весь реальный оружейный экспорт Украины, который приносил не копейки и громкие заголовки в прессе – был в Россию. Он реально приносил хорошие деньги, был стабильным и давал Украине какую-то надежду на развитие этой отрасли. Но без этого экспорта – нет и украинского ВПК. Чтобы они там не делали. Можно сколько угодно переделывать старые советские ракеты, но это не значит, создать что-либо новое, да ещё такое, что будут покупать. Или же вот бронекатера «Гюрза», «гордость ВМСУ» — вы серьёзно, ребят? Это же уровень мастерской, какой тут оборонпром?
Но в принципе, украинская оборонка всё-таки приносит деньги. И если уж не всей Украине, то некоторым украинцам – точно. На распилах и откатах от оборонных заказов, на воровстве и взятках. И на сказочных зарплатах таким, как этот самый Мустафа Найем. Только поэтому «украинская оборонная промышленность» ещё существует. Потому что, в её существовании больше никто не заинтересован.+