Во-первых, потому, что при любом варианте договоренностей, которые могут быть достигнуты между Афинами и Брюсселем, никто не знает, какими могут быть экономические и финансовые последствия этих договоренностей как для Греции, так и для всего Европейского союза. А если эти договоренности все-таки спровоцируют масштабный кризис в Европе, то почти наверняка он выйдет за пределы Европы и станет мировым.
Во-вторых, потому, что на примере переговоров между Афинами и Брюсселем хорошо видно, что государственные чиновники не обсуждают такие варианты, которые позволили бы радикально решить проблемы долга. К переговорам причастен и Международный валютный фонд, но и эта международная финансовая организация не предлагает никаких кардинальных идей. Закрадывается подозрение, что ни на национальном уровне, ни на уровне международных организаций никто не обсуждает пути выхода из долгового кризиса. А ведь в мире есть страны, где уровень задолженности существенно выше, чем в Греции. Например, в Японии государственный долг превысил 200% ВВП. В 2008-2009 гг., когда еще мировой финансовый кризис не завершился, на саммитах «Большой двадцатки» и других форумах еще звучали какие-то свежие идеи, в течение последних пяти лет о них никто уже не вспоминал. А надо бы вспомнить.
В феврале нынешнего года консультативная компания McKinsey обнародовала доклад по долговой ситуации в мире по состоянию на 2014 год. В докладе приводится сравнение с 2007 годом – временем накануне мирового финансового кризиса. В абсолютном выражении мировой долг вырос с 142 трлн. до 199 трлн. долл. В относительном выражении – с 269% мирового ВВП до 286% ВВП. В докладе McKinsey звучит неподдельная тревога: долговая ситуация сегодня хуже, чем накануне первой волны мирового кризиса. Более того, если тогда был один ярко выраженный очаг мировой финансовой нестабильности – США («перегретый» рынок ипотечного кредитования), то сегодня к нему добавились еще два потенциальных эпицентра – Европа (где «детонатором» является Греция), а также Китай (у которого образовались «пузыри» на рынке недвижимости, кредитов и фондовом).
История с Грецией должна была бы послужить «звонком» всему международному сообществу. Эта страна стала настоящим «наглядным пособием», показывающим, что такие традиционные инструменты решения долговых проблем, как частичная реструктуризация, предоставление новых кредитов и даже суверенный дефолт в отдельно взятой стране не могут защитить человечество от глобального долгового кризиса. В действие вступают законы финансовой математики, процесс напоминает размножение раковых клеток, порождающих метастазы. Что-то наподобие цепной реакции, остановить которую крайне сложно. Каждый новый раунд реструктуризации долга и/или предоставления нового пакета помощи будет лишь оттягивать момент полного краха. В 2012 году была проведена реструктуризация долга Греции, в результате чего долг уменьшился примерно на 100 млрд. евро, а его относительный уровень опустился почти до планки 130% ВВП. Получение нового пакета помощи от «Большой тройки» международных кредиторов в течение короткого периода времени подняло уровень долга до 170%, а сегодня он уже равен 175% ВВП. Брюссель предлагает Афинам новый пакет помощи в 86 млрд. евро на три года. Дотошные эксперты уже смоделировали экономические тренды Греции на трехлетнюю перспективу и пришли к выводу, что летом 2018 года государственный долг Греции пробьет планку в 200% ВВП. Все эти игры под названием «реструктуризация долга», «финансовая помощь», «рефинансирование долга» - имитация бурной деятельности. В результате реализации программ так называемого реформирования экономики Греции она неуклонно падала. За последние пять лет ее ВВП снизился на 20%. Дальнейшее падение ВВП новые договоренности предотвратить, естественно, не смогут. Имеет место запрограммированное убийство греческой экономики.
Брюссель должен остановиться и задуматься: его политика иррациональна, она убивает не только Грецию, она убивает всю объединенную Европу. За Грецией неизбежно последуют Италия, Испания, Португалия. Впрочем, «слабым звеном» может оказаться и какая-то иная европейская страна. Если будет проведена новая реструктуризация греческого долга, то она может ударить по тем странам, у которых большие пакеты долговых бумаг греческого правительства. Во время прошлой реструктуризации (2012 года) «слабым звеном» оказался Кипр, банковский кризис этого островного государства удалось купировать с большим трудом, с помощью «нестандартных» решений (конфискация средств на депозитах).
Если Бог кого-то хочет наказать, Он лишает его разума. В данном случае этим «кем-то» оказывается Брюссель. Долговая мировая пирамида все равно рано или поздно достигнет своего предела. В ней найдется «слабое звено», которое не удастся купировать. Начнется цепная реакция, только в обратном направлении. Трудно представить, как конкретно это будет происходить. Один сценарий: это произойдет стихийно и неожиданно для всех, в том числе для «хозяев денег». Другой сценарий: «хозяева денег» хорошо подготовятся к обвалу и в нужный момент сами спровоцируют обвал.
«Хозяева денег» уже давно взяли курс на наращивание государственного долга и общего долга. Государственный долг США уже приблизился к планке 110% ВВП. Можно еще немного прирастить. Сколько - трудно сказать. Очевидно, что нельзя сделать долг в 500% ВВП. По той простой причине, что правительство США не в состоянии будет обслуживать такой долг. Бюджетные расходы на обслуживание долга (выплата процентов) зависят не только от общего объема долга, но и от процентных ставок казначейских займов. А они (процентные ставки), в свою очередь, зависят от учетной ставки ФРС, которые сегодня находятся на уровне 0,25%. При такой ставке Америка еще может продолжать наращивать государственный долг. А если ставки будут хотя бы на уровне 2-3% (весьма скромный уровень по меркам конца прошлого века), то для Америки это будет катастрофа.
В этот момент может начаться реализация плана под условным названием Zero (в переводе с англ. - «Ноль»). План, направленный на «обнуление» долгов. Прежде всего государственного долга США, номинированного в долларах. Реализация плана Zero может, в свою очередь, иметь несколько вариантов. Например, вариант провоцирования мощнейшего обесценения доллара. Другой вариант может выражаться в денежной реформе, которую проведет Вашингтон. Вместо старых долларов на свет появятся новые доллары. Или вообще новая валютная единица. Например, единица «амеро», о которой говорили несколько лет назад (единая валюта США, Канады и Мексики). Обмен старых долларов на новую валюту Вашингтон будет проводить лишь при условии того, что держатели «зеленой бумаги» сумеют доказать, что они не занимались «отмывкой» грязных денег, финансированием терроризма, не нарушали экономических санкций, не были замечены в коррупции и т. д. и т. п. Как сегодня шутят некоторые финансисты: «Были бы активы, а статья найдется». Они намекают на то, что шанс того, что старые доллары будут обменены дядей Сэмом на новую валюту, крайне невелики. «Сгорят» международные резервы Китая, Японии, Саудовской Аравии и других стран, суммарно равные нескольким триллионам долларов. Плюс к этому сгорят долларовые накопления компаний и физических лиц-нерезидентов, которые размещены в банках разных стран мира и в офшорах. Это суммы, которые также измеряются триллионами долларов. Если исходить из того, что сегодняшний мировой долг уже более 200 трлн. долл., что половина его номинирована в долларах, а из этой половины еще половина – долг нерезидентов, то Америке надо будет «спалить» около 50 трлн. долларов. Это примерно 2/3 нынешнего мирового ВВП.
В любом случае реализация плана Zero будет связана с резкими обострениями межгосударственных отношений, которые могут перерасти в войны или одну большую войну. Сумеет ли человечество выжить в результате таких «перегрузок» и «перезагрузок», большой вопрос. «Хозяева денег» рассчитывают на минимизацию издержек перехода за счет военной силы. Видно невооруженным глазом, что Вашингтон накачивает военные мускулы. Принято считать, что это накачивание связано с обострением противоречий между Вашингтоном и Москвой. Это верно лишь отчасти. В случае обнуления долларовых долгов обострятся отношения Вашингтона со всем миром, потребуются силовые аргументы.
«Хозяева денег» рассчитывают, что сумеют начать жизнь с чистого листа. Но жизнь с чистого листа также можно начинать по-разному. Можно еще раз начать выстраивать долговую пирамиду, основанную на «бумажной» валюте. Но валютная система, построенная на чисто «бумажных» деньгах (так называемая Ямайская валютная система), которая существует уже четыре десятилетия, себя дискредитировала. Человечество от нее устало. Новая долговая пирамида с помощью печатного станка будет построена еще быстрее, чем предыдущая.
Поэтому большие шансы имеет другой сценарий – возвращение к золотому стандарту, который существовал на протяжении примерно полутора столетий (с 1821 года, когда он появился в Англии, до 70-х годов прошлого века, когда на Ямайской конференции был отменен золотодолларовый стандарт). В принципе «хозяева денег» неплохо приготовились к этому варианту. Об этом свидетельствуют многие факты. На протяжении нескольких десятилетий происходила «зачистка» хранилищ официального золотого запаса разных стран. Прежде всего хранилища Форт-Нокса, где размещалось золото американского казначейства. С начала 50-х годов прошлого века власти США не проводили аудита золотого запаса Форт-Нокса. Но, судя по всему, зачищаются не только запасы Казначейства США, но также хранилища Федерального резервного банка Нью-Йорка (Манхэттен), в которых находится золото иностранных государств. То, что с 2012 года Германия настаивает на возвращении своего золота из США, но до сих пор даже не получила доступа к хранилищу в Манхэттене для проведения аудита собственного запаса, тоже кое о чем говорит.
Безусловно, что вариант золотого стандарта хорош лишь для «хозяев золота». Остальным странам, которые войдут в золотой стандарт, придется идти на поклон к «хозяевам золота», получать от них металлические кредиты для поддержания своего денежного обращения. Это вариант, который можно назвать «золотой удавкой».
Итак, сегодня не просматривается никаких попыток предотвратить мировой долговой и финансовый кризис на глобальном уровне. Никаких идей не предлагается ни МВФ, ни Банком международных расчетов, ни Организаций Объединенных Наций. В этой ситуации необходимо попытаться начать серьезные переговоры по принятию превентивных мер на региональных уровнях. Одной из таких региональных площадок должны стать группы БРИКС и ШОС. Они должны успеть создать механизмы взаимных платежей и расчетов без использования доллара США до момента реализации плана Zero. В дополнение к мерам регионального уровня отдельные страны должны подготовить свои национальные планы (программы) защиты на случай возникновения второй волны финансового кризиса. События вокруг Греции лишний раз напоминают нам об актуальности таких мер.
Первоисточник http://www.fondsk.ru