На днях деловую прессу облетела страшная новость – коммерческие банки стали отказывать в обслуживании структурам, попавшим в некий список Центробанка, тут же названный «чёрным». Иного ожидать и не стоило, хотя в ЦБ не раз повторяли, что сугубо информационные материалы, которые появляются на его сетевом ресурсе, не являются руководством к действию. Впрочем, коммерческому банку не требуется разрешение или запрет регулятора или даже суда, чтобы просто отказать в обслуживании тому или иному клиенту. Это он – клиент вправе оспорить действия банка через суд, только что это в итоге может дать? Коллеги журналисты уже обвинили банкиров, поспешивших «выслужиться перед ЦБ», в превентивной карательной практике, но и это вряд ли что-то изменит. Мы не впервые пишем о разного рода чёрных списках (Чёрный список ЕС. Настоящих буйных мало
Ты виноват уж в том...
?) и беспрецедентной зачистке банковского сектора (О чём не знает финансовая разведка?). Такая политика проводилась с лёгкой руки ЦБ РФ, точнее – непосредственно его сотрудниками. Причём не только через отзыв лицензий, но и путём отказа той или иной кредитной организации в возможности попадания совсем в другие списки – так называемых уполномоченных банков. А ещё – через санации и банкротство, которые можно считать прямым следствием непопадания в число «избранных». Сегодня же попадание в чёрный список ЦБ может оказаться хуже приговора. Ведь за этим вполне может последовать отказ в выдаче лицензии и счетов, закрытие существующих счетов в банках и платежных системах, наконец, блокировка интернет-сайтов, без которых сейчас никуда. Дальше больше – например, отказ от приёма платежей в пользу компаний из черного списка, хотя пока платежные системы такого ещё не делают. Об уроне для репутации и упущенной прибыли и говорить нечего. И всё только потому, что банки «предпочитают не работать с лицами и структурами из списка».
Другие списки, другие цифры?
Не думайте, что все, попавшие в списки ЦБ, тихо смирились с грядущим. Жалобы и требования разобраться пошли в Банк России сразу после публикации. И самое удивительное, что в чёрных списках уже есть потери, причём весьма существенные. Впрочем, для тех, кто регулярно имеет дело с Центробанком, такое – не новость. Заглянем для иллюстрации в данные комиссии по рассмотрению жалоб на принятые Центробанком решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям или требованиям к деловой репутации.Эти данные тоже, как и «чёрный» список, открытые и даже весьма свежие – на 1 июля текущего 2021 года. Всего комиссия за время своей работы получила 973 обращения от финансистов, не согласных с разного рода решениями ЦБ РФ, большинство из которых с июньским чёрным списком никак не корреспондируются.Но это и не важно, нам важны тенденции и статистика, которая почти наверняка в случае с чёрным списком будет схожей. В общей массе поступивших жалоб с деятельностью кредитных организаций были связаны 690. Они касались 159 банков и финансовых структур без банковской лицензии, а 283 жалобы касались работы 77 некредитных финансовых организаций. Так вот, комиссия в итоге уже удовлетворила 449 жалоб. Из 973 – немногим меньше половины. Это данные из тематического обзора самого регулятора – то есть ЦБ РФ. Согласитесь, такая на удивление «мягкая» статистика не может не смущать любого здравомыслящего человека. Тут либо Центробанк априори ставил чуть ли не всех своих подопечных под подозрение, либо дело и вовсе нечисто. То есть провинившиеся, а теперь, как видно – и попадающие в чёрные списки, оперативно «решают» свои проблемы с ЦБ РФ.В то, что они так сразу реально доказывают свою невинность или же быстро подгоняют все необходимые данные, свидетельствующие о чистоте тех или иных финансовых операций, верится, извините, с трудом.
Технический или информационный перечень компаний с признаками нелегальной деятельности был опубликован Центробанком 1 июня. Первоначально в нём состояли 1800 структур, сейчас их число уже превышает 2000. Отнюдь не все из них неспециалист сможет опознать по профилю и роду деятельности. По свидетельству директора департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерия Ляха, первыми в список попадают «черные кредиторы», нелегальные форекс-дилеры и финансовые пирамиды. От себя добавим, что самое место там и многочисленным микрокредитным организациям, которые, как в лихие 90-е, берут до 10 процентов в день (а это – 300 в месяц). В глубинке они растут как грибы после дождя и так же быстро уходят в никуда. Стоит им только выйти хотя бы в минимальный плюс или же благополучно «отмыть» заказанные суммы. И это несмотря на все меры противодействия не только со стороны ЦБ РФ, но и правоохранительных структур. Впрочем, правоохранители, в отличие от банкиров, которые сейчас так активно «идут в отказы», действуют, как правило, в арьергарде у Банка России, точнее – обычно с его подачи.А вот с «подачей» дела обстоят сложнее – для возбуждения уголовных дел нужны основания посильнее простого подозрения в нелегальной деятельности. Трудно объяснить в связи с этим, почему пресловутый список был размещён на сайте ЦБ РФ открыто. Хорошо хоть, что без комментариев, и это, вообще-то, логично. Однако многие тут же восприняли его как руководство к действию. И начали действовать. Скорее всего, не как в русской поговорке про того, кого заставили богу молиться, а просто во избежание риска. И действительно – стоит ли, вообще, связываться с потенциальными банкротами или подследственными? А ведь совсем недавно могло показаться, что карательная практика ЦБ РФ сошла на нет. Во-первых, потому, что «большую зачистку» банковского сектора закончили уже несколько лет назад и зачищать уже почти некого, а во-вторых – из-за пандемии. Но почему же игры со списками – и чёрными, и белыми, так удивительно совпали по времени с резким ужесточением кредитно-денежной политики ЦБ? А как, скажите, иначе рассматривать полуторакратный рост ключевой ставки? Неужели грядёт ещё одна зачистка, и теперь уже не только банков?
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха