Как-то, лет 7 назад в Берлине, госсекретарь США Джон Керри выдал на гора гениальный афоризм:
«Мы, американцы, чрезвычайно ценим свободу, в целом, и свободу слова, в частности. У нас любой имеет право даже быть дураком, если он того пожелает».
Однако на мой взгляд (хотя я на этом и не настаиваю), подобные перлы иначе, как идиотизмом назвать сложно. И это при всём при том, что сам автор афоризма, хотя и порядком измельчавший по-сравнению с предшественниками, дал бы фору любому из его последователей-современников.
С тех пор всё больше выясняется, что вирус идиотизма в л̶у̶ч̶ш̶е̶й̶ заокеанской части человечества проник уже во все сферы и во многом возведён в ранг государственной религии, кульминацией чего стали недавние предвыборные дебаты в США, вызвавшие искреннее изумление своим уровнем сильно ниже легендарных афоризмов Кличко. Впрочем, не отстаёт и европейский заповедник, где самые выдающиеся фюреры вызывают умиление у электората очными встречами либо с кухарками, либо с чудом воскресшими пациентами. Главный и единственный критерий, он же необходимое и достаточное условие — быть прямо или косвенно против России.
Однако так было не всегда. Плохо ли, хорошо ли, но природный иммунитет как мог, затягивал инкубационный период вплоть до конца прошлого века, пока плотину не прорвало окончательно: по выражению моей бабушки «земля треснула и полезли черти», имея ввиду нарастающую массу высокопоставленных идиотов, вещающих об универсальных ценностях человечества, сконцентрированных в головной части томагавков. Сейчас бабушка наблюдает за всеми последующими персонажами, к сожалению, уже из другого мира и что она по этому поводу думает, я не знаю, а посему приходится думать и определяться самостоятельно.
А думаю я следующее.
Наряду с вечным дуализмом «добра» и «зла», давно пришло время философского осмысления взаимоотношений «гениальности» и «идиотизма». На мой взгляд, грань между этими категориями бытия также хрупка и прозрачна, а порой и вовсе отсутствует, что сильно отличает их, кстати, от «сумасшествия» и «нормы», которых обычно разделяют вполне осязаемые стальные оконные решётки и не менее стальные двери с массивными хитроумными замками. И хотя решётки и двери периодически туда-сюда двигаются, стараясь отхватить чужую территорию, тем не менее, пока необходимость их наличия принципиально никем не оспаривается.
А теперь посмотрим, как этот мутный замес осуществляет совместное «мирное» сосуществование, не вызывая особых вопросов, хотя на самом деле таких вопросов вагон и большая телега.
Итак, «сумасшествие», как известно, подлежит изоляции. При этом «гениальность», что характерно, чаще всего не приветствуется, а иногда и вовсе подвергается гонениям, вплоть до сожжения на кострах в прошлые эпохи. «Норма» же, в отношении «человека обыкновенного», доходчиво была сформулирована ещё Фёдором Достоевским:
«Есть люди, о которых трудно сказать что-нибудь такое, что представило бы их разом и целиком, в их самом типическом и характерном виде; это те люди, которых обыкновенно называют людьми «обыкновенными», «большинством», и которые действительно составляют огромное большинство всякого общества».
По сути, «норма» энергетически нейтральна и семантически тождественна «средней температуре по больнице».
Таким образом, можно констатировать: из вышеназванных категорий бытия: «сумасшествие» негативно, «норма» нейтральна, а с «гениальностью» всегда большой вопрос. Кстати, цитата взята из романа «Идиот», что не оставляет выбора и просто подталкивает нас в сторону «идиотизма», с которым ещё сложнее.
Например, с «нормой» всё ясно: «обыкновенных» нормальных людей всегда большинство, а вот количественные параметры остальных категорий непонятны: кого больше - сумасшедших, идиотов или гениев? Кто из них вреднее или полезнее, с учётом того, что есть такая мутация, как «злые гении»? Ну и так далее. Тем не менее, именно качественные «гениальность» и «идиотизм» всегда были «товарами» штучными и более яркими, чем «норма» и «сумасшествие». Хотя бы в силу выявленной нейтральности «нормы» и физической изолированности большинства носителей «сумасшествия».
Несмотря на изрядные противоречия, предлагаю определиться в стартовых вариантах формулировок, из которых уже каждый может выбрать соответствующую своему вкусу (развитию, образованию, воспитанию, предпочтениям и прочим ориентациям вплоть до половых).
Вариант 1, лежащий на поверхности:
- «гениальность» – это высшее проявление нормы;
- «идиотизм» – высшее проявление сумасшествия.
Вариант 2, менее явный, но имеющий все основания на существование:
- «гениальность» – высшее проявление сумасшествия;
- «идиотизм» - высшее проявление нормы.
Вариант 3, который, на мой взгляд и скорее всего, является самым близким к истине, особенно с точки зрения персонала соответствующих закрытых заведений:
- «гениальность» - высшее проявление «идиотизма»;
- «идиотизм» - высшее проявление гениальности.
Тут, собственно, можно вполне себе механически продолжать, взяв на вооружение комбинаторику, но всё это может легко потерять смысл ввиду попытки соединить несоединимое.
Так что, предлагаю ограничиться представленными тремя вариантами и продолжить.
Так вот, выявляется следующая закономерность: как и в случае с «добром» и «злом», налицо философский дуализм и, как следствие, невозможность окончательной победы «гениальности» над «идиотизмом», и наоборот – «идиотизма» над «гениальностью».
Однако реальность, как водится, сильно отличается от философских рассуждений, а что касается обсуждаемого дуализма, то в современном мире между реальностью и философией вообще нет ничего общего. То есть, именно в современной реальности, как оказалось, уже почти нет никакого дуализма и в помине, а есть почти полное отсутствие «гениальности» и безраздельное господство «идиотизма» в силу пассионарности его носителей, находящихся при этом в подавляющем меньшинстве.
Это, в принципе, понятно, поскольку давно известно, что настоящая «гениальность» почти никогда не признаётся современниками гения и поэтому не удивительно, что «идиотизм», наконец, воспользовался этим вечным недостатком «гениальности». Удивительно другое: почему этого не произошло намного раньше?
Для поиска ответа на этот вопрос вновь обратимся к Фёдору Михайловичу:
«Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?»
Будучи общепризнанным всем «цивилизованным» человечеством в качестве Великого классика, умеющего виртуозно считывать любые человеческие достоинства и недостатки, в том числе и прежде всего с самого себя, оказалось, что многим нашим современникам совершенно недоступен взгляд на себя со стороны, что при существующих технических средствах, совершенно, кстати, отсутствующих в 19 веке, могло бы оказать хорошую имиджевую услугу и уберечь от обвинений в «идиотизме».
То есть, будучи бесспорным гением, Достоевский оказался способен всю жизнь критически относиться к самому себе, а современные публичные деятели решили, что они свободны от этой святой обязанности. В результате идиотизм (уже совсем без кавычек), став иконой, поддерживаемой всеми институтами - от СМИ до многоступенчатых систем обучения и воспитания, проник во все высшие сферы: политику, дипломатию, экономику и государственное управление. Такая ситуация сложилась отнюдь не сегодня, хотя такого количества явных высокопоставленных идиотов ещё лет 30 назад совершенно не наблюдалось и ничто особенно не предвещало, что идиотизм так спонтанно начнёт превращаться буквально в оружие массового поражения.
Сопоставив по срокам два события: исчезновение СССР, как альтернативной сверхдержавы, и последующий спонтанный рост высокопоставленного идиотизма, я прихожу к единственно возможному выводу: когда Россия сильна – идиотизм не доминирует, находясь в относительном равновесии с гениальностью и, соответственно, слабость России тождественна ослаблению иммунитета человечества, что приводит к спонтанному росту идиотизма в мире.
Вот, собственно, и весь дуализм во всей его голой правде: как только Россия превратилась во второстепенную державу, человечеству немедленно была проведена ментальная операция «свобода быть дураком».
И здесь, подчеркну, речь вовсе не о «последнем тайном оружии Госдепа» под именем Джейн Псаки и её не менее даровитых последователях, разговор о самых высокопоставленных персонажах, которые, кстати, не все молоды, а некоторые так и вообще старцы, сформировавшиеся во времена, когда выглядеть идиотом было, как минимум, стыдно, а как максимум, можно было мгновенно стать политическим трупом.
Так что, Бог с ними, с Псаки & Co, это лишь говорящие головы и седьмые спицы в колесах, но что заставляет зрелых «сильных мира сего» регулярно выстреливать себе в ноги, наполняя свои страны миллионами беженцев иной культуры; поддерживая террористов и маргинальные движения, разоряющие целые регионы; возводить в ранг нормы глубокие психопаталогии и явления, тысячелетиями считавшиеся серьёзными психофизиологическими отклонениями; подлежавшими суровой изоляции; отказываться от выгодных экономических предложений в угоду мнимым политическим предпочтениям; бездоказательно обвинять целые страны в несуществующих преступлениях и, тем самым, регулярно ставить весь мир на грань глобальной войны?
Это ли не идиотизм во всём его гениальном величии?
При этом главная проблема не в том, что современный идиотизм часто смешон, как Кончита Европы, и непонятен нормальным людям в своём маниакальном стремлении к пределу, а в том, что он вооружён до зубов, чрезвычайно опасен и готов на любые чужие жертвы ради утверждения своего безраздельного господства. Кровавые следы его деятельности на наших глазах перестали ограничиваться угрозами из кабинетов и микрофонов, а стремятся развалить уже не только отдельные страны (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, Иран, Сирия, Украина, Белоруссия), но и целые регионы (Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Юго-Восточная Азия).
Примеры российских операций по остановке уничтожения Сирии и молниеносному присоединению Крыма показывают, что противостоять вирусу идиотизма вновь и вновь может только русская гениальность, во многом спонтанная, но закономерно и давно занимающая вакантное место альтернативной системы ценностей, как это было много раз в далёком и близком прошлом.
Так что, предложенный разговор о дуализме гениальности и идиотизма во многом будет неполным, если не перейти от полушутливых рассуждений (в которых только доля шутки) и не затронуть конкретику, в которой теория проявляется в практике со всеми присущими ей побочными эффектами, по типу «лес рубят, щепки летят».
Не получится обойти стороной резко обострившееся на наших глазах противоборство, в центре которого абсолютно естественно, вслед за Украиной, оказалась Белоруссия, уже приготовленная к закланию в качестве следующего основного театра борьбы добра со злом, гениальности с идиотизмом. Сюда уже на всех парах прилетело Закавказье, где также испытывается на прочность влияние России и её способность вообще контролировать своё стратегическое кавказское направление. Дело не в Армении и Азербайджане и, тем более, не в крошечном Карабахе, дело в том, какие режимы будут соседствовать с нашими южными рубежами, насколько они будут стабильны и хотя бы нейтральны.
Параллельно следует отстаивать свои экономические интересы, где своя логика противостояния, заключающаяся в стремлении США перекрыть силой (где-то угрозой войны, где-то санкциями, где-то экономическим шантажом) все конкурентные рынки и заставить весь мир работать только на НИХ. Пандемия Covid-19 не только не затормозила, но резко приблизила эти планы, заставляя Америку торопиться, особенно в связи с резким обострением внутриполитической повестки с поголовно вооружённым населением, требующим банальной компенсации победами на внешнем контуре.
Ситуация подошла к своему критическому рубежу, за которым уже видны очертания крушения некогда самой большой экономики мира из-за скорой невозможности обслуживать внешние долги со всеми вытекающими последствиями (уже $27 млрд — увеличение на 10 млрд за 10 лет).
Остаётся главный вопрос: что делать в создавшейся ситуации России? Ответ, к сожалению, уже не лежит в плоскости пространных рассуждений о необходимости дальнейшей модернизации производства и импортозамещении, поднятии внутреннего спроса, усиления интеграции на постсоветском пространстве и активизации финансово-экономических связей с гигантами Юго-Восточной Азии. События развиваются настолько стремительно, что для этого нет главного ресурса – времени.
Логика подсказывает, что в создавшейся ситуации единственно правильными шагами могут быть только неожиданные, непредсказуемые и стремительные действия на опережение по всем направлениям: прежде всего в восточной Европе, а также в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. При обязательном тесном взаимодействии военных, экономических, политических и дипломатических институтов, что для России, имеющей жёсткую вертикаль власти, вполне по силам. Так, как это было в Сирии и в Крыму. И без малейшей оглядки на пресловутое мировое общественное мнение вкупе с проамериканской структурой ООН.
Третья мировая война уже идёт и объявлена она, в том числе, России. При этом формы войны изменились и полномасштабный горячий конфликт вряд ли будет: Запад воевать не хочет, не может и боится, а чужими руками уже не получится, так как всем хорошо понятно: планета стала слишком маленькой и тесной.
Так что, считаю сильным преувеличением, что идиотизм может начинать праздновать победу, ибо Россия, как и всегда, обречена быть Победителем. А победителей не судят.