Почему никакой отмены или смягчения западных санкций в ближайшие годы не будет
За последние дни Запад сделал несколько заявлений, в которых объяснял, что должна сделать Россия ради снятия санкций, введенных Европой и США. Конкретней всех выразился Барак Обама – если Россия изменит курс, санкции будут отменены. Понятно, что ни о какой смене курса речи быть не может – но есть ли вообще хоть какой-то шанс на то, что Запад пойдет на попятную?
В четверг министры иностранных дел стран «большой семерки» и комиссар по внешней политике ЕС заявили, что санкции «не самоцель» и «могут быть свернуты, как только Россия выполнит свои обязательства по прекращению огня и минские договоренности и будет уважать суверенитет Украины» – но «в противном случае мы по-прежнему готовы усилить давление на Россию за несоблюдение».
Одновременно ЕС пытается подавать сигналы о том, что готов приступить к поэтапной отмене санкций – во вторник на встрече постоянных представителей стран ЕС будет рассмотрен доклад о выполнении соглашений по урегулированию конфликта на Украине, после чего Брюссель может запустить процесс пересмотра санкций в отношении России. Говоря об этом, европейский дипломатический источник ТАСС пояснил, что существует два возможных пути отказа от них, «причем оба поэтапные, об отмене всего санкционного блока целиком речь не идет»: «сама дискуссия о целесообразности санкций начнется в октябре», а собственно отмена первого блока санкций «вряд ли произойдет раньше ноября». При этом источник Financial Times в Брюсселе сказал, что отказ от санкций на следующей неделе является «крайне маловероятным», так как крупнейшие страны – в частности, Германия – «не считают, что Кремль уже сделал почти достаточно, чтобы дать основания для такого решения».
С чем мы имеем дело? Угроза ввести новые санкции, как и обещание отменить уже действующие, преследует одну цель – Москва должна доказать Западу, что она делает все для того, чтобы на Украине был мир. Тогда Запад определит необходимую степень поощрения. То есть может отменить, а может ужесточить – в зависимости от того, как Россия будет себя вести. Хотя честнее было бы сказать – от того, как Запад расценит наше поведение. Если как правильное – снимет часть санкций, если как неправильное – оставит все в силе, а то и ужесточит. При этом снятие санкций будет не просто постепенным – оно начнется с самых первых, то есть самых легких. Отменят, например, запрет на въезд для наших чиновников и депутатов – как будто это что-то принципиально меняет в ситуации, когда речь идет о полномасштабной экономической и пропагандистской холодной войне.
По сути речь идет о настолько примитивной попытке Запада добиться от России изменения нашей политики, что даже интересно – неужели там действительно верят, что кто-нибудь в Москве поведется на игру в «отменят – не отменят»? Ведь совершенно ясно, что санкции будут усиливаться или ослабляться исходя лишь из одного критерия – того, как это работает на окружение и ослабление России. Никакие сторонники сохранения связей с Россией в ЕС сейчас ничего не могут сделать для реального снятия санкций – потому что не они определяют игру.
Есть только один сценарий, при котором проатлантические силы в ЕС не сумели бы помешать отмене санкций – если бы в Новороссии прошли организованные Киевом выборы, Киев вернул себе контроль над границей с Россией на всей территории ДНР и ЛНР, а повстанцы сложили большую часть оружия и записались в ряды «народной милиции». То есть Новороссия просто растворилась бы в осенней мгле, а Россия отвернулась от нее. Тогда Порошенко заявил бы о том, что минские соглашения соблюдаются, Барак Обама похвалил бы Россию за правильный выбор, и санкции были бы сняты.
Но шансов на осуществление этих пунктов соглашения нет – а значит, сторонники блокады России всегда будут иметь поводы обвинить Путина в срыве минских соглашений. А учитывая, что для снятия санкций необходимо единодушное решение, достаточно будет твердого «нет» от Лондона или Варшавы, чтобы все усилия сторонников сохранения европейско-российского сотрудничества пошли прахом.
Поэтому никто в российской власти всерьез не рассматривает не то что сценарий «снятия санкций», но и даже их «смягчения». Все понимают, что в ближайшее время у США будет несколько поводов для того, чтобы обосновать необходимость не только сохранения, но и ужесточения санкций – и «убедить» в этом ЕС. Достаточно рассмотреть три наиболее вероятных возможности.
Первая – выборы 2 ноября местной власти (парламента и глав республик) в ДНР и ЛНР и их отказ от выборов по киевскому законодательству в декабре. Прекрасный повод обвинить Россию в «пособничестве сепаратистам» и намерении отторгнуть часть территории Украины – а следовательно, и ввести новые санкции.
Вторая – проблемы с поставками газа в Европу. Украина отказывается платить за газ, поставленный до того, как поставки ей были перекрыты. В ближайший месяц-два незаконный отбор может еще усилиться – и привести к тому, что Европа начнет недополучать серьезные объемы. И даже достигнутые в пятницу договоренности между Украиной и Россией о газовой проблеме еще не являются гарантией от подобного поворота событий – судя по тому, насколько противоречивы комментарии украинских чиновников по этому поводу. Если Россия не захочет закрыть глаза и подарить Киеву газа еще на миллиарды долларов, увеличив поставки в Европу, ее обвинят в начале газовой войны с ЕС. Об этом прямо пишет, например, американский Newsweek:
«Мало кто в энергетической отрасли сомневается в том, что украинцы забирают себе часть газа, предназначенного для поставок в Европу, и происходит это несмотря на протесты России по поводу нелегальной перекачки миллионов долларов в украинскую трубопроводную систему. Использование подобных схем делает Газпром заложником не особенно щепетильных политиков в Киеве. По мере понижения температуры Украина может начать откачивать еще больше газа, тем самым лишая поставок Центральную Европу, однако обвинять в этом будут Газпром».
При желании США и атлантисты в Европе раздуют страшный скандал – пугая европейцев русским «генералом Морозом», который скоро придет к ним. Прекрасный повод для новых санкций.
Есть и третий, наиболее вероятный повод – возобновление боевых действий на Украине. Оно почти запрограммировано самим раскладом сил и ходом событий в незалежной – и понятно, что Россия тут же будет обвинена в «агрессии», «нарушении», что повлечет за собой новое «наказание». При этом не имеет значения, кто именно нарушит перемирие – ополченцы или Киев. В крайнем случае Вашингтон может даже заставить Киев «повоевать» – только ради того, чтобы не допустить ослабления Евросоюзом санкций против России.
В любом случае нужно понимать, что санкции преследуют цель не просто вынудить Россию отступиться от Украины, но и «сменить курс» – то есть отказаться от защиты национальных интересов (что возможно только в случае не просто ухода Путина, но и замены его на проатлантического политика). Это главная задача для США, а попутная задача (хотя ставки и здесь очень высоки) – это разрушение экономических связей России и Европы, что позволяет привязать Старый Свет к Новому уже не только военным путем, но и в рамках трансатлантического партнерства. До того момента, когда США убедятся в том, что ни одна из этих целей не достижима, пройдут годы.
Нам нужно не просто привыкать жить в условиях санкций – и уж тем более не вестись ни на какие разговоры о возможности их отмены, а выстраивать стратегию своего экономического развития. В том числе исходя из того, что наши связи с Европой и США будут стремительно сокращаться всю ближайшую пятилетку. А когда они возобновятся – с Европой мы в любом случае обречены на взаимную торговлю – то мы должны находиться в гораздо более сильной и самодостаточной позиции, чем сейчас.
Для этого нам нужно вместе с Китаем и БРИКС ускорить важнейшую и сложнейшую работу над реформированием мировой финансовой системы, заняться перестройкой своих энергетических и торговых потоков, изменить экономическую политику внутри страны, сделав упор на стимулирование внутреннего рынка и спроса, на масштабные инфраструктурные проекты (в том числе и транспортные, связывающие Европу и Азию), на новую индустриализацию. Все это нужно делать, не отвлекаясь на абсолютно бессмысленную и провокационную игру «снимут – не снимут», в которую нас пытается завлечь Запад. Пускай сами с собой играют в кошки-мышки.
Первоисточник http://vz.ru