Экономика, как выясняется, должна решать не только вопросы обеспечения жизнедеятельности и удовлетворять потребности разумных организмов на поверхности шарика по прозвищу Земля.
Но так же и отвечать на запросы общества, в плане сохранения и приумножения его возможностей в отрасли знаний и умений. Ну там в космос чего запустить или разогнать какую хрень до световых скоростей. Или построить чего замечательное, перенеся гору чуть в сторону.
И если с удовлетворением потребностей индивидууммов, как впрочем и с созданием новых потребностей у них же, капиталистическая экономика с горем пополам научилась разбираться, то вот с развитием совсем швах. Контуры эльфийской пасторальной экономики уже вырисовываются на горизонте: это ветрячки и панельки на зеленых лужайках, где пасутся коровы и овечки, а нет, веганы же! С тотальным обезлюживанием, с блек-джеком и шлюхами с ЛГБТ и БЛМ. И не важно, что это невозможно без развитой промышленности в Мордории и Китайории. Почему-то эльфы считают, что всегда смогут отжать ништяки за карбоновые квоты и штрафы за вред природе с наивных русских и китайцев.
И тут возникает вопрос, что же строить России. Здесь сразу же могу разочаровать адептов плановой экономики, которые уже грезят матрицами 100 миллионов на 100 миллионов и их обсчетом. Типа квантовые компьютеры на подходе. Плановой экономики, в том виде, в котором ее пытались осуществить в СССР - не будет. Не будет этих обсчетов каждого гвоздя и шурупа на стройку, сортамента труб и шпал, расчетов, сколько пар обуви и какого фасона выпустить к Новому Году.
Плановая экономика в таком виде себя не оправдала. При любом раскладе останутся независимые производители и дистрибьютеры. Рыночная, мать ее экономика, никуда не денется. Независимые экономические единицы будут на свой страх и риск производить, продавать и оказывать услуги. Энергия предпринимательства будет работать на полную катушку.
Но! И вот тут есть важный нюанс. Все это будет низовая часть экономики. На нее будет наложена матрица управления, которая определит, то в каком направлении будет двигаться экономика. И с ее помощью можно будет задавать общий вектор движения экономики и стратегические цели для нее.
Скажет партия: "Завтра летим на Луну!" И в каждой слесарке начинают точить стойки шасси лунных модулей. Утритую конечно. Большая часть экономики будет заниматься, тем, чем и сейчас. Обеспечивать граждан благами и деньгами, что бы эти блага покупать. Но если решать по настоящему сложные проблемы, по типу энергообеспечения цивилизации, дальнего космоса, армии N-цатого поколения, сверхскоростного транспорта, медицины, генетических исследований, создания материалов нового поколения, ядерной физики и т.д., то эта базовая экономика должна быть чрезвычайно, не по капиталистически эффективна. А это означает очень точную затрачиваемость ресурсов, не больше и не меньше.
И вот здесь мы подходим к очень тонкому различению управляемой экономики и регулируемой. Сейчас в "развитых" странах производится монетарное и законодательное регулирование экономики. По их парадигме, добавляя или выкачивая из экономики деньги, можно решать вопрос разогрева и охлаждения экономики. А законодательство должно создавать запрет на монополизм и позволять развиваться отраслям, являющимся критически важными для страны. Это регулируемая экономика. При этом регулируемость не ведет к отмене кризисов, колебаний, бумов и спадов. Она позволяет только несколько сгладить их последствия. Однако регулируемость экономики хорошо вписывается в идеологию Запада, когда экономика самодостаточна и в ней отсутствует целеполагание, как класс.
Хатынка и свой садик рядом, это квинтессенция западной экономической мысли, даже если эта хатынка - особняк на Елисейских полях, а лодочка - яхта за миллиард долларов. Западу не нужен припаркованный на заднем дворе звездолет. Ну то есть если бы он там стоял, я думаю они бы не отказались, но когда ради этого звездолета пришлось бы корячиться в течение пяти поколений... Ну его нафиг.
А нам надо яблони на Марсе. Может не сейчас, а через пару поколений, но надо. Т.е. со всеми природно-климатическими заморочками нашей страны, необходимо, чтобы наша экономика была эффективнее, чем западная, хотя бы в организационно-технологическом плане.
И тут как раз есть подвижки. У нас в стране один из самых высокоскоростных и дешевых Интернетов на планете. Дешевая сотовая связь. Сайт Госуслуги, где можно оплатить и получить практически все услуги вообще впереди планеты всей. Ну может кроме пары другой государств. Вообще государство стремится максимально автоматизировать и цифровизировать свою деятельность. Это же касается и госзакупок.
На днях промелькнула новость, что Сбербанк подал единственную заявку на создание платформы госсервисов для бизнеса и граждан «Гостех» за 900 млн рублей. Тут интересно, что это эксперимент, а так же, что Сбербанк по ходу становится агрегатором всего, что считается важным для государства, но что государство на себя брать не хочет. Тут еще можно вспомнить сеть магазинов "Магнит", купленную "Сбербанком". Как я понимаю, это баллансир государства, позволяющий исключить картельный сговор продуктовых сетей. Как будешь задирать цены, если в Магните всегда дешевле и все пенсионеры там? Ну а еще это система распределения продовольствия на особые периоды, типа войны или стихийных бедствий.
Но это все присказка, штрихпунктирные линии будущего так сказать. А сказка будет еще не скоро. Нашел тут интересную статью:
Оцифровка государства
Несколько цитат:
Чуть менее года назад премьер утвердил программу развития цифровой экономики в России. Ее цель – сделать цифровые данные ключевым фактором производства товаров и услуг. Достичь этого авторы программы предлагают, в частности, за счет улучшения интернет-инфраструктуры. Как следует из программы, к 2024 г. 97% российских домохозяйств должны будут получить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с (при средней скорости в 12 МБит/с по итогам 2016 г.), при этом во всех городах-миллионниках появится устойчивое покрытие 5G, а 95% сетевого трафика будет маршрутизироваться через отечественные сети. Доля же России на глобальном рынке услуг по хранению и обработке данных должна будет увеличиться с менее чем 1% до 10%.
Другим средством должно будет стать создание цифровых платформ – систем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей услуг в десяти основных сферах экономики – здравоохранении, образовании, финансах, связи, энергетике, торговле, сельском хозяйстве, промышленном производстве, логистике и на транспорте. Использование платформ должно будет повысить производительность в этих секторах, однако, как подчеркивают эксперты ЦСР в докладе «Государство как платформа», их нецелесообразно внедрять раздельно – в таком случае цифровые базы данных окажутся столь же разрозненными, что и нынешние информационные системы, только на более высоком технологическом уровне.
Чтобы избежать этой ошибки, эксперты ЦСР предлагают развивать цифровые платформы в парадигме «Государства как Платформы», призванной унифицировать и стандартизировать переход на «цифру» органов государственной власти.
Или вот еще картинка:
Планов громадье: и обработка, базы данных в России, и автоматизация всех процессов, и сознание цифровых платформ в единой системе. Что-то уже делается, что-то предлагается к исполнению. Но перспективы уже очерчены завораживающие и даже пугающие. Это то грядущее, контуры которого уже можно разглядеть из нынешнего сейчас.
Далее интереснее: в своей статье Агрегаторы - информационные монополии будущего я писал о новых контурах цифровой экономики, о создании бизнессреды, в которой будут работать и конкурировать мелкие бизнесы, на примере такси и аптек. Недавно смотрю, у Яндекса появилась вкладка Яндекс.Услуги. Понятно, что государство не будет пускать создание таких бизнесколабораций на самотек. Иначе придем к тому, что бизнессреды, пользуясь своей безальтернативностью будут давить все соки из мелких предпринимателей, что чревато социальным взрывом.
Какие-то законы и регуляторные действия, официальные или неофициальные в отношении их будут обязательно государством приняты. Но безоговорочно только одно, это полная передача данных по пользователям в статистические органы государства. Бигдаты той самой. Возможно даже с данными по транзакциям внутри системы. А если сюда прикрутить еще и ИИ, работающий с бигдатой то это позволит вывести мониторинг экономики на непредставимо более высокий уровень, чем сейчас. Мониторить ее можно будет в режиме реального времени. А ИИ будет непрерывно показывать опасные, стагнирующие и прочие направления, будет давать динамику и изменение направления от развития к стагнации. Показывать начинающиеся тенденции в отрасли или на некоторой территории. Что это позволит творить с экономикой, чуть позже.
Вспомним еще про Обязательную маркировку товаров. Напомню:
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Обязательная маркировка с 2019 года
С прошлого года стала обязательной маркировка табака. Перешла в Честный знак маркировка изделий из меха.
Табак С марта 2019
Шубы С июня 2019
Эксперименты
Молоко С 15 июля 2019
Кресла-коляски С июня 2019
Велосипеды С 16 июня 2019
Обязательная маркировка с 2020 года
Обувь С 1 июля 2020
Лекарства С 1 июля 2020
Фотокамеры С 1 октября 2020
Шины С 1 ноября 2020
Текстиль С 1 января 2020
Духи С 1 октября 2020
Эксперименты
Упакованная вода С 1 апреля 2020
Пиво и пивные напитки - Планируется
А теперь представьте, экономика, где отслеживается прохождение каждого товара с его ценой по всей цепочке от производителя до покупателя. Этого конечно не будет. Будут отслеживатся в каждой отрасли ключевые, наиболее ресурсоемкие и социально значимые товары (не зрая же включены коляски для инвалидов). И все эти данные стекаются в ЦУП, т.е. ФНС. Правительство опять таки в реальном времени будет знать, что происходит в экономике в каждом секторе и в каждом регионе. Задачка-то у нас получилась как бы не сложнее, чем с матрицей 100х100млн для НьюГосПлана.
Но коренное отличие новой системы управления экономикой, которая монтируется у нас на глазах - это ее самостоятельность. Т.е. она будет работать, даже если убрать все, ну вообще все управляющие воздействия. Это ее автономность и самоподдерживаемость. Конечно без управления будут накапливаться дисбалансы, которые будут выправляться в рамках законов обычной рыночной экономики. Кризисы, разорения, переток капиталов и людей и т.д. Но ни о какой директивности, насильственности речь не идет.
Вообще я заметил характерную черту Путина. Он любит постепенность. Работает система - не вмешивайся, до тех пор пока там что-то серьезное не сломалось. А поправляй. Чуть изменить законы, добавить-убрать льготы, сделать спец программы по финансированию и субсидированию и т.д. Но система должна постоянно работать без подпирания ее плечем или надставками.
Когда нужно развить направление, делаются концентраторы усилий, типа техно- и наукоградов, технопарков. Разрабатываются системы субсидий или даже грантов. Но все они должны иметь экономическое обоснование и в конечном итоге экономический смысл, т.е. вылиться в работающий бизнес или прибыльное предприятие. Здесь без вариантов, мечтатели сейчас России не нужны, время деловых людей.
Теперь, как это все будет управляться. Самое простое, это конечно звонок из парткома с указанием сеять, ну или сажать. К сожалению простые методы сейчас работать не будут. А какие будут. Читали книгу Пелевина "Искусство легких касаний"? Именно такими легкими информационными касаниями и будут руководить экономикой. Если у МинЭкономРазвития будет полная картина текущего положения в экономике на данный час в прогнозами развития по отраслям и территориям, то можно осуществлять управляющее воздействие, которое практически ни как не отяготит государство. Размещать какую, нибудь информацию.
Ну типа того: в городе N-ск недостаточное предложение ремонтно-строительных услуг. Цены завышены относительно средних по стране. Имея такую информацию, предприниматели понимают, что это их шанс и организуют банду бригаду по ремонту. Ну или там начинают организовывать свои филиалы бизнесы из других регионов. И начинают через агрегатор предлагать услуги, конкуренция растет, цены падают.
Или наоборот: в городе М-ск повышенное предложение выпечки - много пекарен. И направляются предложения наименее прибыльным пекарням перепрофилировать свой бизнес на что нибудь другое, более востребованное, может даже с предоставлением льготных кредитов и переучиванием персонала. Что позволяет управлять экономикой гибко и проактивно. Когда приближающиеся проблемы видны заранее и их можно сгладить и предотвратить активными действиями не доводя до кризиса. И отдельным бонусом идет уменьшение ресурсозатратности экономики, когда на улице достаточно 2-х магазинов, вместо имеющихся сейчас 4-х. И это заметьте в самоорганизующемся режиме. Если же не дойдет до участников рынка сразу, возможно применение экономических санкций, или проверок ФНС например. Понятно, что добрым словом и пистолетом можно сделать гораздо больше, чем просто добрым словом (С).
Розовых сразу разочарую. Никаких олигархов-на сук мы не увидим. Крупный бизнес, если вписался в стратегию развития страны, то будет гарантировано зарабатывать свои деньги. Построил Крымский мост - катайся на яхте спокойно. Обустроил Чукотку - владей особняками за миллиард в Подмосковье. А качаешь скважинную жидкость, в обход налогов, велкам шить варежки на казенные харчи. В новой системе найдется место и для крупного и для мелкого бизнеса. И возможности будут вырасти мелкому до крупного, особенно в инновационных секторах.
И конечно же будут и техноцентры, и наукограды, IT деревни и т.д. Стартапы будут поддерживаться и на государственные, и на частные деньги, с соответствующим участием в образовавшемся бизнесе. Будут и субсидии, и кредиты по льготным ставкам, и гранты и прочие, уже хорошо отработанные способы стимуляции развития.
И еще один момент я бы хотел затронуть. В современных предприятиях огромную долю занимают непроизводительные расходы. Бухгалтерия, учет расходов, подписание актов и всех типов документации у заказчика. Логистика, поставка и хранение - выдача материалов внутри компании и с подрядчиками. Когда, что бы купить шайбу, логист целый день обзванивает десяток контор и выясняет подробности.
А если бы была единая система, позволяющая по номенклатуре изделия сразу же подбирать поставщика, путем сравнения цен и условий поставки. Сам пользуюсь зачастую Яндекс. Маркетом, но там в основном Интернет магазины, работающие за нал, да еще на карту. Это явно обнальные помойки, хотя там и есть известные бренды. А если бы была единая система документооборота с единым стандартом? Это какие бы силы и ресурсы бы оказались высвобождены. И некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Например Сбербанк (опять этот вездесущий банк!) предоставляет предпринимателям, бесплатно!, возможность сдачи налогового отчета. И уплату этого налога. ИП вообще не задумывается о бухгалтерских делах. И становится преданным клиентом конечно. Самое интересное, что внедрение такой системы не только облегчит жизнь предпринимателям, но и позволит проще выявлять нечистых на руку бизнесменов, уклоняющихся от уплаты налогов. И выигрывать начнут предприятия, с самой высокой производительностью труда, а не те, кто умудрился откосить от налогов или получил какие-то незаслуженные преференции, за счет чисто бумажных выкрутасов, ну типа лицензии или еще чего.