В ходе т.н. антитеррористической операции украинской армии пришлось столкнуться с массой проблем разного рода. За годы независимости руководство страны не уделяло должного внимания вооруженным силам, из-за чего их оснащение и подготовка оставляют желать лучшего, а эффективно противостоять им могут даже ополченцы без специальной подготовки. Отсутствие внятной государственной политики заставляет военных самостоятельно заботиться о своей безопасности. В частности, многие подразделения армии Украины вынуждены самостоятельно модернизировать свою технику и оснащать ее дополнительными системами защиты.
Характерной особенностью нынешнего конфликта на Украине является использование физически и морально устаревшей техники, которая уже не в полной мере отвечает требованиям времени. Одним из следствий этого является появление боевых машин, получивших защиту кустарного производства. Для повышения уровня защиты боевых машин используются различные средства, привлекающие внимание. Рассмотрим основные методы подобного дооборудования военной техники, используемые украинскими военными.
Текущий конфликт вновь подтвердил очевидный тезис: легкая бронетехника по определению не может защитить экипаж от противотанковых средств, например, реактивных гранатометов. Для решения этой проблемы используются различные противокумулятивные экраны. Действительно, оснащение боевой машины металлическим или решетчатым экраном позволяет вызвать подрыв противотанковой гранаты на удалении от брони и тем самым спасти технику от поражения. Кроме того, некоторые экраны разрушают гранату и не дают ей взорваться. Подобные экраны известны со времен Второй Мировой и применяются с заметным успехом.
Украинские конструкторы, создавая бронетранспортер БТР-4, учли опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий и оснастили новую машину решетчатыми противокумулятивными экранами. Подобная защита, создававшаяся специалистами, имеет соответствующие высокие характеристики. Известны случаи, когда бронетранспортеры с решетками заводского изготовления возвращались из боя с противотанковыми гранатами, застрявшими между пластинами экрана. Естественно решетчатые экраны при этом получают повреждения, однако бронетранспортер и его экипаж остаются целы.
Далеко не вся украинская бронетехника оснащается решетчатыми экранами заводского производства. Нередко экипажам приходится самостоятельно «модернизировать» свою технику. Большое распространение получили экраны кустарного производства, изготовленные из различных подручных материалов. К примеру, нередко в зоне боев появляются БТР и БМП с экранами из металлической сетки, натянутой на каркас. По понятным причинам, такая защита имеет не слишком высокую эффективность. Жесткость и прочность используемых сеток не позволяют удержать реактивную гранату на нужном расстоянии от брони и инициировать ее подрыв. Как следствие, сетчатые экраны не повышают уровень защиты техники, но в некоторой мере усложняют ее эксплуатацию.
В середине сентября были опубликованы фотографии одного из мотострелковых подразделений Украины, оснащенного боевыми машинами пехоты БМП-2. С учетом имеющегося опыта техника подразделения была доработана и получила набор противокумулятивных экранов. На передней части верхнего лобового листа машин была установлена широкая решетка небольшой высоты, прикрывающая проекцию верхней части корпуса. Решетками соответствующего размера прикрыли и борта машины. Кроме того, на нижней лобовой детали корпуса машин установили крепления для резиновых экранов.
Бортовые и лобовые экраны БМП-2 на имеющихся фото могут говорить об их происхождении: вероятно, в их изготовлении участвовало некое предприятие. Основой экранов являются металлические уголки, из которых выполнен каркас конструкции. На уголки наварены металлические прутья, образующие сетку. Мягкий лобовой экран, в свою очередь, представляет собой лист резины необходимых размеров, прикрывающий нижнюю часть лобовой проекции машины. Точная судьба оборудованных таким образом машин неизвестна, но можно предположить, что они имеют гораздо больше шансов выжить на поле боя, чем техника с сетками.
В начале октября появилось фото украинского бронетранспортера с весьма оригинальной дополнительной защитой. Борта машины прикрыты решетчатым экраном, собранным из металлических прутьев. Между корпусом и решетками для дополнительной защиты уложены мешки с песком или грунтом. Нижняя лобовая деталь прикрыта металлической плитой. Наконец, на бортовых экранах и скулах лба корпуса наварены блоки танковой динамической защиты. Такой набор дополнительных средств защиты показывает, насколько серьезно подошли к делу авторы этого «проекта модернизации».
БТР с блоками динамической защиты. Фото ukrinform.ua
Тем не менее, специалисты и любители военной техники сразу заметили ряд минусов, способных заметно ухудшить живучесть бронетранспортера. Прежде всего, это блоки динамической защиты, наваренные на сравнительно тонкую противопульную броню. При попадании гранаты и подрыве заряда блок динамической защиты способен проломить броню бронетранспортера и нанести ущерб как машине, так и экипажу. При этом есть основания для сомнений в том, что внутри наваренных блоков все еще присутствует взрывчатка. Возможно, на бронетранспортер установили лишь пустые коробки, в некоторой мере повысившие уровень защиты. Однако даже в таком случае дополнительная защита бронемашины выглядит сомнительно и неоднозначно.
Отсутствие необходимого количества боеспособной бронетехники приводит к появлению переоборудованной гражданской техники, оснащенной бронированием. Подобная техника характерна для локальных войн последнего времени, шедших в странах Азии и Африки. Примечательно, что в этих войнах переоборудованные гражданские автомобили использовались и используются в основном неправительственными вооруженными формированиями. Что касается нынешней войны на Украине, то подобную технику заказывают в первую очередь силовики, а ее изготовлением занимаются предприятия промышленности.
В большинстве случаев переоборудование автомобилей подразумевает установку металлических листов поверх кузова. Тем не менее, украинский конфликт показал, что даже подобный подход к созданию импровизированной бронетехники может сопровождаться оригинальными идеями и решениями.
В середине июля Николаевский тепловозоремонтный завод закончил переоборудование двух автомобилей УАЗ-3303, доработанных по заказу Погранслужбы Украины. Машины получили защиту кабины экипажа и металлический кузов, в котором установили турель с пулеметом. Рабочее место стрелка защитили стандартным для такой техники способом: использовали листовой металл. Одновременно с этим ходовая часть и кабина экипажа получила оригинальную защиту.
Бронированный УАЗ-3303
Колеса, рама и нижняя часть дверей кабины получили защиту, выполненную из секций металлического аэродромного покрытия. Такой металлический профиль вряд ли способен обеспечить серьезную защиту от пуль стрелкового оружия, однако представляет интерес как технический курьез. Не менее оригинально выглядит защита лобовой проекции машины и боковых окон кабины. На этих частях базовых грузовиков установили конструкцию из металлического каркаса и наваренной на него арматуры. Прутья последней были прикреплены к раме, а также сварены между собой. Характеристики защиты такой «арматурной брони» вызывают серьезные сомнения, хотя оригинальность идеи стоит внимания.
Интересный подход к изготовлению импровизированной бронетехники для украинских военных демонстрирует компания «Энергоатом», сотрудничающая с предприятием «Атомремонтсервис». В начале сентября компания передала силовикам три микроавтобуса, получивших защиту. По имеющимся данным, машины были оснащены бронированием, выполненным из стальных листов. Поверх передней части кузова машин были установлены конструкции характерной угловатой формы. Для наблюдения за дорогой были оставлены сравнительно крупные окна.
«Броневики» компании «Энергоатом» второй версии. Фото energoatom.kiev.ua
В последний день сентября компания «Энергоатом» сообщила о передаче военным еще трех доработанных автомобилей. Утверждается, что они получили облегченный вариант бронирования. По-видимому, облегчение заключается в изменении конструкции бронирования передней части машин. Так, вместо крупного лобового листа и боковых листов в передней части машины получили решетки такого же размера. Причины появления такой конструкции до конца не понятны. Тем не менее, сразу можно говорить о крайне низком уровне защиты такой конструкции. Решетка не защищает от пуль и осколков лобовое стекло и капот машины, из-за чего любые выстрелы по ним могут оказаться фатальными как для самой машины, так и для ее экипажа.
В ряду импровизированных «бронетранспортеров» серьезно выделяется машина, показанная в начале октября комбинатом «Запорожсталь». В качестве базы для нее был взят серийный грузовик марки «КамАЗ», который обшили 6-мм сталью. Как видно на имеющихся фотографиях, защиту получили все важные агрегаты автомобиля, от кабины до задних колес. Предусмотрен опускаемый щиток, закрывающий лобовое стекло, а также листы, защищающие задние колеса с боков и передний мост спереди. В бортах бронированного фургона имеются амбразуры для наблюдения за обстановкой и стрельбы из личного оружия. Лобовой лист, прикрывающий кабину, украшен стилизованным желто-голубым трезубцем.
Запорожский блиндированный «КамАЗ». Фото ipnews.in.ua
Утверждалось, что обшитый сталью «КамАЗ» отправится в одно из подразделений, воюющих на территории ДНР. Ранее комбинат «Запорожсталь» уже выполнял заказ военных, тогда защиту получил автомобиль марки «УАЗ». В этот раз запорожские специалисты учли полученный опыт и сделали защищенный грузовик. Тем не менее, как следует из опубликованных данных, в защите машины не используется броневая сталь, что соответствующим образом влияет на ее живучесть в условиях реального боя.
Все рассмотренные образцы полноценной и импровизированной бронетехники, а также способы повышения их уровня защиты интересны с технической точки зрения. По своим реальным характеристикам они серьезно отличаются друг от друга, однако в немалом количестве случаев дополнительную защиту техники можно считать скорее средством самоуспокоения, чем реальным способом сохранить машины и бойцов. Однако в сложившейся ситуации военным Украины не приходится выбирать, они вынуждены пользоваться имеющимися возможностями и искать способы защитить себя и технику.
Появление кустарных средств дополнительной защиты и импровизированной бронетехники может говорить об одном неприятном для Украины факте. Самодельные решетки и сетки на бронетранспортерах являются признаком того, что оборонная промышленность страны оказалась не готова к обеспечению участия армии в боевых действиях. По-видимому, у нее либо не было собственных разработок в этой области, либо все эти проекты попросту не были реализованы. В результате солдатам пришлось самостоятельно искать сетки или решетки и устанавливать их на свои боевые машины.
Появление импровизированной бронетехники также говорит о плохом состоянии вооруженных сил и промышленности. В войсках имеется некоторое количество танков, БТР и БМП, однако количество боеготовой техники могло быть недостаточным для решения поставленных задач. Ремонтные предприятия активно занимаются восстановлением непригодной к использованию техники, но потери все равно слишком велики и они просто не справляются с нагрузкой. Решением этой проблемы и является установка металлических деталей на гражданские автомобили. Ввиду загрузки оборонных предприятий к сборке такой техники привлекаются иные заводы.
Образцы импровизированной бронетехники и боевые машины с самодельными средствами дополнительной защиты одновременно демонстрируют две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, бойцы вооруженных сил желают получить технику с высоким уровнем защиты, способную уберечь их от огня противника, а с другой, промышленность не может обеспечить их всем необходимым. Естественно, все это сказывается на потерях людей и техники, а также способствует победам ополчения.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас