Я объясню, за чей счет этот гешефт.
Начну с примера, который я ранее приводил в отношении копирайта. Позавчера музыкальный лейбл содержал студию, куда он заманивал перспективных исполнителей. У него был завод по производству пластинок. Каждую пластинку нужно было изготовить, без дураков. Затем грузовичками развести пластинки в каждый сельский магазинчик. И в нем пластинку продавец передавал из рук в руки покупателю. Потому пластинка стоила доллар.
Сегодня тот же доллар лейбл требует с людей за скачанный mp3. Но позвольте, все ваши усилия и затраты закончились на этапе записи песенки. Даже рекламой люди занимаются теперь сами вместо вас (так как этот mp3 и есть реклама). Ничего этот файл не стоит вообще, ни цента.
Ибо. Формат цифровой записи придумали другие люди, вы используете его бесплатно. Другие люди придумали интернет. Другие создали железо, протянули все эти кабели и поддерживают коннект. Вы бесплатно взяли у общества мощнейшую сеть доставки этих файликов любому в мире. Эти возможности выше ваших грузовичков с пластинками в тысячи раз. Но не вы создали эти возможности. Тем не менее, вы считаете, что увеличение ваших «поставок» (файлы даже не у вас скачивают) в тысячу раз должно означать и рост ваших доходов в тысячу раз.
Копирасты сели на чужую инфраструктуру, которая снизила их собственные издержки почти до нуля, а «поставки» унесла в космос. И считает это СВОИМ бизнесом.
А теперь посмотрим на все эти уберы, амазоны и прочие доставки фаст-фуда.
За счет чего такие посреднические бизнесы существуют и не просто существуют, а становятся гигантскими раковыми опухолями? – За счет ЧУЖОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, разумеется.
По моему мнению, специализация и глобализация к данному моменту привели к тому, что половина усилий человечества заключается в логистике. Посчитайте количество занятых в ней: водители, производители автомашин (поездов…), металла для этих машин, угля для производства этого металла, топлива, строителей дорог, ремонтников всего этого, обслуживающего персонала (от чиновников до проституток) их всех. И продавцы, конечно. Это половина всех занятых. Половина людей занята перевозками.
Половина человечества многие годы создавала и создает инфраструктуру логистики. И еще человечество создало инфраструктуру передачи данных. Этим замыкается технология по глобальному посредничеству на основе имеющихся ОБЩЕСТВЕННЫХ инфраструктур.
Заметим, что скорость передачи данных обеспечивает и высочайшую скорость монополизации каждого рынка. (Плюс трансграничность и уходы из-под национальных юрисдикций). Возьмем какой-нибудь конкурентный рынок, например, производство легковых автомобилей. Сколько лет потребуется условной тойоте, чтобы завоевать весь мировой рынок, будь у нее даже к тому серьезные основания? – Вряд ли мы будем уверены хотя бы в двузначности числа.
Тем не менее, сервисы поверх инфры сегодня с нуля монополизируют рынки за считанные годы. А государства просто не успевают на это реагировать, не успевают даже понять, что произошло.
За чей счет в России строят и ремонтируют автодороги? Расходы на дороги в 2020 составляют 0,7 трлн, нацпроект по дорогам – 4,5 трлн. И это только та малая часть, которая относится непосредственно к строительству, ремонту и содержанию автодорог. Эти затраты, вкупе с теми, что перечислены выше (на всю инфру, включая врачей, учителей и военных половины занятых) несет всё общество в целом.
А потом приходит дядя с бугра, садится на эту чужую инфру и съедает весь крем с торта. Сковородку мыть даже и не думает.
Убер? Гутен морген, заходите. Сколько у вас зарегистрировано таксомоторов? 500 тыщ? – Дорожный налог за них вам платить. И за утилизацию. И на монгольскую дань. Взносы в фонды на водителей не забудьте. Как почему? – Вы будете налоговым агентом. Неееет. «Вы просто передаете кому-то какие-то циферки» не прокатит. Видите ли, вы тут инфраструктуру создали поверх нашей. Так мы тоже можем эту вашу инфраструктуру использовать в своих интересах. В том смысле, что если у вас много денег концентрируется, то у вас их гораздо удобнее забирать. Мы же с открытым забралом. Даже чаю не попьете?
Я еще по-другому поясню. Смотрите. Вот работает мебельный завод. Государство за свой счет (за счет всего общества) обеспечивает его инфраструктурной обвязкой. Иначе он работать не сможет. Не может мебельный завод стоять посреди тайги с голубиной почтой.
Таким образом, государство постоянно несет расходы на инфру в интересах этого завода. Да, завод, кроме обеспечения самого себя (занятых и их семей) также вносит средства в фонды государства. Баланс то в одну сторону, то в другую. Но в целом равновесия нет по двум причинам. Во-первых, заводу всего тридцать лет, а дорогу, постоянно тонущую в болоте, государство подсыпает и подсыпает уже двести лет. Во-вторых, государство не только поддерживает имеющееся, но и развивает инфру. То есть, завод получает больше инфры, чем ему минимально необходимо. Он и появился тут только потому, что инфру сделали с запасом.
Отметим, что завод получает реальную поддержку в виде этой инфры вокруг. И завод использует ее для своей деятельности, тем самым получая от ее использования дополнительную прибыль (снижение издержек). Это часть дохода завода. В том числе и в ходе реализационной деятельности.
Теперь на инфру сел паразит, который реализационную деятельность у завода забрал. Для самого завода это может быть даже удобно. Ну, отдаем слизню на 10% дешевле, так мы те же 10% теряли на собственной реализации. Но. Но.
Именно эта часть содержится за счет государства, общества. Она была необходима заводу, так как свои связи он осуществлял сам и не мог делать это без инфры. Теперь инфра заводу как бы и не нужна, он ее не использует напрямую. Тем не менее, государство продолжает инфру содержать. А вот доход от использования инфры уходит теперь инфрапаразиту.
Понимаете? Вчера все огромные общие расходы на инфру преобразовывались в небольшие доходы для миллиона наших заводов. Сейчас все эти расходы идут в доход одного инфрапаразита.
Тут можно возразить, дескать, функция-то все равно выполняется за те же деньги. Нет. Это не одно и то же. Распределение средств на всех дает возможность каждому использовать их по своему усмотрению и к своей выгоде (откуда должна вытекать и общая). Захват же всех этих средств одним лицом повлечет за собой снижение возможностей у всех. У всех просто валовый доход сократится (пусть даже прибыли и не изменятся).
Например, завтра паразит перестанет ставить в выдачу продукцию этого барнаульского завода, так как далеко возить, а косты надо срезать к вящей выгоде акционеров. И всё, инфра-то больше заводу не принадлежит, сманеврировать нечем. Решением митрального клапана кровоснабжение левой бедренной артерии прекращено в целях оптимизации.
Но главное другое. Для какой главной цели государство обеспечивает инфрой всех и каждого своих? – Для того, чтобы они процветали и давали хорошую отдачу в общих интересах. То есть, государство имеет право и обязано забирать долю от этого процветания.
Так вот, имеет ли право государство получить свою долю с инфрапаразита? Ту долю, которую оно рассчитывало получать с распределенных доходов миллиона заводов и с развития? – Я полагаю, безусловно.
А имеет ли право государство на получение бОльшей доли? С учетом того, что вся инфра, на которой паразит устроился и сосет доход, принадлежит государству и обществу, ими оплачивается, содержится и развивается. Думаю, государство в таком случае имеет право забирать всю прибыль целиком.