Ирано-саудовский конфликт на фоне пылающего Ближнего Востока не только не затухает, но довольно стремительно развивается.
Так, 10 января в Каире состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Лиги арабских государств (ЛАГ), где министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр снова обвинил Иран в поддержке терроризма и пригрозил тем, что разрыв торговых и дипломатических отношений двух стран – лишь первый шаг и меры будут нарастать.
Собственно, советом сотрудничества арабских государств Персидского залива уже принято решение о выработке этих самых мер по противодействию Ирану. Кроме этого, заявлено о поддержке Саудовской Аравии в данном конфликте и осуждении оккупации Ираном трех спорных островов. Заявление Лиги не поддержал только Ливан. Позиция официального Бейрута такова:
«Возражаем против заявления из-за упоминания в нем ливанской организации «Хезболлах» и обвинения ее в террористической деятельности. Она («Хезболлах») представлена в парламенте и правительстве страны, поэтому мы потребовали убрать это выражение для того, чтобы позиция Ливана была тождественной общему решению».
Глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф ответил через New York Times:
«После достижения временного соглашения по иранскому атому в 2013 году Саудовская Аравия начала прикладывать все усилия, чтобы его сорвать, опасаясь, что сфабрикованная ею иранофобия будет разрушена. Сегодня некоторые в Эр-Рияде не только продолжают препятствовать нормализации отношений, но и стремятся втянуть в конфронтацию весь регион. Стратегия Саудовской Аравии по срыву ядерного соглашения и сохранению — и даже усилению — напряженности в регионе имеет три компонента: давление на Запад, усугубление региональной нестабильности через войну в Йемене и поддержку экстремизма, и прямое провоцирование Ирана».
Все, в общем-то, так и есть. Но надо же объяснить, какую цель преследуют саудиты, использую такую политику.
Итак, утром 11 января еще один гуманитарный объект на территории Йемена был разбомблен авиацией Саудовской Аравии. Пострадал госпиталь «Врачей без границ». В результате 4 человека погибли и не менее 10 человек ранены, трое из которых находятся в критическом состоянии. Как мы уже поняли, это не первый раз, когда саудиты открыто нарушают международное право в Йемене: в октябре 2015 года разбомблен госпиталь MSF в Сааде, 3 декабря — медицинский центр в Таизе, а в начале января 2016 (уже после объявления перемирия) удар был нанесён по центру по уходу за слепыми в Сане. Представьте, что было бы, если бы подобное осуществил какой-нибудь Башар Асад. НАТО точно требовало бы от Совбеза ООН разрешения на «гуманитарные» бомбардировки. Где же международная реакция сейчас?
В любом случае, у саудитов наблюдаются большие финансовые проблемы. МВФ вообще говорит, что такими темпами финансовые резервы СА могут исчезнуть к 2020 году. Военная операция в Йемене (между прочим, не приносящая никаких плодов, кроме продуцирования напряженности в регионе) уносит, шутка ли сказать, 11% ВВП страны. Ну и, естественно, рекордное падение цен на нефть. Вот, что пишет издание Les Echos:
«В то время как цена черного золота находится на самом низком уровне за двенадцать лет, цены на топливо десять дней назад выросли в Саудовской Аравии на 50%. У Эр-Рияда не было выбора. Его казна быстро пустеет из-за падения стоимости нефти, которая обеспечивает ее почти всеми бюджетными ресурсами».
То есть снижены субсидии на топливо, и не за горами та же процедура с электричеством и стратегически и жизненно важной в регионе водой. При этом саудиты продолжают демпинговать и даже раздают скидки на нефть. Тем временем стоимость мартовских фьючерсов на нефтяную смесь марки Brent уже упала до 33,24 доллара за баррель, а февральские фьючерсы на нефть марки WTI — до 32,55 доллара за баррель.
Никакая обычная логика не может объяснить, на что надеется правительство Саудовской Аравии, продолжая политику разжигания конфликта с Ираном в данных условиях? Ведь не на санкции же США в отношении иранской нефти. Все ожидания на выход ее на мировые рынки были отыграны еще в прошлом году.
Может, на сохранение своих рынков на фоне снижающегося спроса не нефть (особенно в Китае)? Учитывая спекулятивность нефтяного рынка, цены уже должны были бы подскочить до небес. Но нет, они продолжают падать, Китай девальвирует валюту, доллар укрепляется и уже стоит 76 рублей. Так в чем дело?
Американцы довольно честны касательно своих политических целей, просто надо уметь правильно читать тексты их центральных СМИ.
Обратим внимание на выдержки из текста обозревателя The New York Times Дэвида Сэнджера:
«США, как правило, закрывали глаза или давали тщательно выверенные предупреждения в отчетах о состоянии прав человека относительно действий саудовских властей по борьбе с инакомыслием. В свою очередь Саудовская Аравия стала наиболее надежной бензоколонкой США, постоянным поставщиком разведданных и ценным противовесом Ирану. Сегодня ситуация меняется, поскольку в США растет добыча нефти».
The National Interest опубликовал статью заместителя главного редактора портала Rare Politics Мэтта Перпла. Вот, на наш взгляд, самое ценное из нее:
«Однако самый большой урон события прошлой недели могут нанести борьбе против ИГ. Лучший способ победить террористическую группировку и предотвратить ее повторное появление – объединить усилия суннитских и шиитских сил на Ближнем Востоке при условии, что в борьбе с общим врагом они смогут оставить в стороне все свои противоречия. Но если такая цель и до событий прошлых выходных казалась малореалистичной, то теперь она выглядит еще более неправдоподобной. Саудовская Аравия одержима идеей обуздания Ирана, и большая часть сил будет направлена на межрелигиозную борьбу, а не на борьбу с ИГ. Саудовская Аравия и Иран много значат для Запада, поскольку они обладают лучшими после Израиля армиями на Ближнем Востоке, они – два последних островка стабильности в регионе».
Итак, Саудовская Аравия больше не представляет собой главный интерес США на Ближнем Востоке. Разговоры о бензоколонке оставим на совести обозревателя, но факт при этом остается фактом. И самое главное – два последних островка стабильности в регионе. С финансовой точки зрения у США все очень не хорошо. Все крупные экономисты предвещают повторение 2008 года. И теперь есть два варианта: сохранять стабильную мировую систему за счет США или сохранять США за счет остального мира. Наверное, споры о выборе здесь неуместны. Стратегия хаоса на периферии и сохранения социальной и экономической стабильности внутри США принята не сегодня. Как сделать у себя видимость благополучия? Организовать худшую ситуацию в других местах, а потом, например, отобрать оружие у населения США. Ну, хотя бы попытаться, что и делает Обама. Плевать на нефть, плевать на союзников и уж тем более плевать на деньги. Рим уходит, а на оставленной им территории не должно быть никаких островков стабильности. На этих территориях должны бегать религиозные фанатики, ненавидящие друг друга племена с таким оружием, которое позволит залить кровью регион, но не позволит угрожать Соединенным Штатам. Об этом они позаботятся. Нужно разрушить антиигиловскую коалицию, нужно стравить между собой последние островки стабильности, обрушив их в сплошной ИГИЛ, а дальше — перебрасывать «демократию» в Китай и Россию. Потому и низкие цены на нефть, которые экономически выгодны Китаю и невыгодны Саудовской Аравии и даже США. Но разве настоящая элита господства будет думать о каких-то фантиках, когда на весах находится власть?
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас