Выступая в защиту свободы информации и прав журналистов в связи с событиями на Украине, российские власти и широкая общественность основное внимание, по понятным причинам, уделяют положению представителей российских СМИ в этой стране. Это положение действительно находится в вопиющем противоречии с фундаментальными демократическими принципами и свободами, которые на Украине по отношению к журналистам из РФ систематически нарушаются. Аресты, депортации, лишение аккредитации, избиения и даже убийства стали повседневной нормой пребывания российских корреспондентов на её территории.
Однако, на фоне предельно острого реагирования в отношении данной проблемы, в России куда меньше внимания уделяют ситуации в области свободы слова и информации в самой Украине. Это коренным образом отличает российский подход от более активного и наступательного западного, в рамках которого легитимность властей той или иной страны оценивается именно и прежде всего по уровню соблюдения в ней базовых демократических свобод, к числу которых в первую очередь относятся свобода информации, которая, в частности, подразумевает полное отсутствие репрессий в отношении СМИ. Такой подход позволяет Западу занимать крайне жесткие, бескомпромиссные позиции в международной дискуссии, апеллировать к фундаментальным, общепризнанным ценностям и принципам и, таким образом, навязывать свое мнение всему миру. И это при том, что именно Запад занимает, применительно к тем же украинским реалиям, заведомо проигрышные позиции, поддерживая там, вопреки собственным декларациям, диктаторский, враждебный демократии режим.
Практическое отсутствие в российской позиции такого взыскательного, наступательного подхода, возведение в абсолют принципа невмешательства во внутренние дела других стран, даже когда там творится очевидное и повсеместное беззаконие, не позволяет с достаточной степенью убедительности и доказательности квалифицировать существующие на Украине порядки с точки зрения уровня их соответствия базовым принципам демократии и прав человека. Что, в свою очередь, не дает возможности проводить по отношению к существующему там режиму полностью обоснованную и последовательную политическую линию, а также давать достойный информационный отпор тому же Западу на его главном - «демократически-правовом» поприще.
Между тем, ситуация со свободой прессы и правами журналистов в самой Украине уже на протяжении года – фактически с первых дней после госпереворота, является абсолютно катастрофической. Режим, силой захвативший власть, не выражающий мнение большинства населения, безбожно фальсифицирующий любые выборы и не способный сохранить свое господство в условиях полноценной демократии и плюрализма мнений, изначально сделал ставку на полное подавление инакомыслия во всех его формах и, прежде всего - в виде действительно независимых от властей СМИ.
Практически все редакции телекомпаний, газет, интернет-сайтов, которые осмеливаются критиковать режим за его явно противоправные действия, изначально стали подвергаться угрозам, неприкрытому давлению, а порой и регулярным бандитским нападениям, погромам силами так называемой «патриотической общественности», являющейся на деле платной агентурой соответствующих политических главарей режима.
Таким атакам неоднократно подвергались редакции крупнейших национальных телеканалов (УТ-1, Интер), оппозиционных газет и интернет-ресурсов. Так, например, накануне назначенных на 25 мая так называемых «внеочередных президентских выборов» украинские власти заблокировали работу крупного украинского медиахолдинга "Мультимедиа инвест-групп". Как сообщили в холдинге, 20 мая были заблокированы счета одной из компаний, а утром 22 мая редакция газеты "Вести" была захвачена вооруженными людьми в масках, сотрудники издания удерживаются в офисе. "Мы расцениваем такие действия как политическое давление на наши СМИ, которые объективно освещают события в стране и в том числе дают критические материалы о деятельности действующей власти, - подчеркивали в "Мультимедиа инвест-групп". - Очевидно, что подобные действия, когда за несколько дней до голосования блокируется деятельность крупнейшей украинской газеты, ставят под вопрос демократичность процесса предстоящих выборов президента". Действия в отношении "Мультимедиа инвест-групп", заявили сотрудники холдинга, поставили под угрозу работу всеукраинской газеты "Вести", сайта Вести.уа, журнала "Вести.Репортер", телеканала UBR и "Радио Вести".
Не выдержав систематического административного и финансового прессинга было вынуждено прекратить выпуск своей бумажной версии крупнейшее и, пожалуй, самое авторитетное оппозиционное издание Украины – еженедельник «2000».
Ни по одному из случаев блокирования, либо принудительного закрытия СМИ расследования не проводились, и даже по откровенно бандитским нападениям уголовные дела либо вообще не были открыты, либо не доведены до суда. Ни один из налетчиков на редакции не был осужден. Из этого со всей очевидностью следует, что властями была создана атмосфера попустительства и прямого потакания таким действиям с совершенно понятной целью – запугать журналистов, лишить их возможности высказывать любые мнения кроме тех, которые устраивают незаконную власть.
В регионах страны независимые СМИ после неонацистского переворота перестали существовать как таковые. Типична, в этом отношении, ситуация в Одессе. Самые острые и известные своей антинацистской позицией публицистические программы одесского телевидения, такие как «Правда» (ТРК АТВ) и «Бэкграунд» (ТРК «Академия») уже год не выходят в эфир, потому что придерживаться тех взглядов, которые характерны для их авторов, стало в нынешней Одессе смертельно опасно. Стоит особо подчеркнуть, что суть авторской позиции не имела ничего общего с противозаконной деятельностью и наоборот была целиком направлена на защиту демократии, прав человека и законности в этой стране.
В частности, автор этих строк был вынужден покинуть свой родной город, поскольку, по моему глубокому убеждению, невозможно ответственно заниматься журналистской деятельностью, ежеминутно рискуя получить пулю или удар дубиной по голове. И, при этом, зная наверняка, что тебя и твою семью никто не защитит, а нападавший окажется «героем революции», которого тут же выпустят на свободу, если вообще арестуют.
В настоящее время, находясь в Москве, решил подготовить судебный иск против киевского режима, который своими действиями, по моему мнению, создал в стране атмосферу, абсолютно несовместимую с деятельностью свободных СМИ, и, тем самым, нарушил фундаментальные правовые принципы, зафиксированные в международном праве, в том числе во Всемирной декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Полагаю, что эта инициатива весьма актуальна и заслуживает поддержки широкой общественностью.
Впрочем, даже те редакции одесских СМИ, которые никогда не были замечены в какой-то особой оппозиции к существующему режиму, также не могут чувствовать себя в безопасности в условиях царящего в стране и сознательно культивируемого правителями уголовного беспредела. Примером тому служит случившееся на днях нападение нескольких десятков бандитов из так называемого «евромайдана» на офис городской телекомпании «Круг», сопровождавшееся избиением журналистов. Власти как всегда не проявили никакого интереса к данному происшествию и никаких судебных последствий для нападавших оно, как всегда, иметь не будет.
Однако неонацистскому режиму уже мало простого запугивания журналистов и вообще всех инакомыслящих с помощью уличных бандитов, наделенных монопольным правом отделять «чистых от нечистых». В целях тотальной зачистки информационного поля страны от любых вредных для хунты влияний, к подавлению свободы слова и любого инакомыслия привлекается полицейский аппарат и специально предназначенные для этого государственные ведомства. Например, милиции поручено выявлять факты просмотра гражданами незаконных телепередач и привлекать их за это к административной и уголовной ответственности. Дошло до того, что даже торговля спутниковыми тарелками теперь рассматривается как антигосударственная деятельность. СБУ активно борется с инакомыслящими в социальных сетях, привлекая людей к ответственности практически за любую критику правящего режима.
Так называемый «нацсовет по телевидению и радиовещанию» фактически превращен в карательный орган киевской диктатуры, уполномоченный немедленно лишать лицензии и прекращать работу любого электронного СМИ по подозрению в нелояльности к властям. Причем никаких критериев этой нелояльности официально не существует и судьба журналистских коллективов целиком и полностью зависит от произвола соответствующих чиновников. Которые пользуются своей неограниченной властью и активно набивают карманы. Сегодня, согласно «рекомендациям» того же нацсовета, представлять в эфире альтернативную точку зрения (например мнение антихунтовской оппозиции) считается непатриотичным и соответственно наказуемым деянием.
Активная деятельность по максимально возможной стерилизации информационного пространства Украины от любых несанкционированных воздействий направлена на создание оптимальных условий для полномасштабного манипулирования общественным мнением в интересах правящего режима, какие бы цели он не преследовал. С учетом практически полной монополии в общегосударственных и региональных СМИ, а также низкого уровня образованности и информированности основной массы населения, хунта имеет возможность внушать людям какие угодно мифологемы, вплоть до самых абсурдных, опасных и лишенных элементарной логики.
Примером такого оболванивания может служить развернутая в данный момент пропагандистская кампания с целью свалить всю вину за финансово-экономический крах Украины фактически на рядового «стрелочника» - главу Нацбанка и, таким образом, вывести из-под удара основных виновников катастрофы - главарей узурпаторского неонацистского режима. Еще один информационный вброс, призванный решить ту же задачу - обвинение России в подготовке массовых бунтов в крупнейших городах юго-востока Украины. Таким способом, киевский режим пытается представить дело так, что причиной растущего массового недовольства граждан являются не беспрецедентные провалы его собственной деятельности, которая уже привела к развалу экономики, самого государства и к поголовному обнищанию ее жителей, а некие происки ФСБ.
Абсурдность этих утверждений для жителя страны со свободными СМИ вполне очевидна и с легкостью может быть доказана. Однако в условиях политического и информационного тоталитаризма, любое даже самое идиотское официальное «мнение», не встречающее никакого противодействия, становится безотказным инструментом манипулирования оболваненной толпой. Поэтому было бы неверно исключать возможность нападений в ближайшее время «правильно сориентированных патриотов Украины» на российские диппредставительства в этой стране с требованиями к Путину вернуть в магазины гречку, а гривне - достойный курс.
Даже с учетом этой, далеко не полной картины информационной ситуации на Украине после госпереворота, можно со всей определенность констатировать, что в настоящее время в этой стране завершается формирование антидемократического, по сути тоталитарного режима, основой существования которого является полное моральное и физическое подавление любого инакомыслия и свободы слова, прежде всего - в сфере средств массовой информации.
При этом, западные спонсоры киевского режима в упор не замечают эту вопиющую ситуацию , упорно делая вид, что Украина якобы, «уверенно движется по пути прогресса и демократии», что является абсолютной и беспардонной ложью. Именно поэтому разоблачение данной лжи должно быть одной из главных задач для всех государственных и общественных сил, которые не согласны с тем, что фашизм, тоталитаризм, подавление демократических свобод и бесправие целых народов - это путь к светлому будущему всего человечества.
Юрий Селиванов, http://politikus.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас