Термин «кабельтов», который сегодня относится к военно-морским, ведёт происхождение от соединительного троса, с помощью которого осуществлялась швартовка судов к берегу либо их буксировка. При этом в виду имелась не всякая веревка, которая попадется под руку морским волкам. На флоте издавна все важные детали корабельного оснащения подлежали строгой унификации. А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм. Ну, и соответственно, мера расстояния, которую можно было измерить длиной этого самого каната.
Этимологию слово имеет, скорее всего, французскую (cable), восходящую к латинскому сарulum (аркан). Непосредственно имеющееся произношение ведёт от голландского kabeltouw - канат для буксировки.
От, как в сравнительном отношении считают эксперты, не слишком преуспевших в морском деле французов его и позаимствовали в Нидерландах. Эти были мореходы хоть куда, они прославились на весь мир своими путешествиями и географическими открытиями. От них в эпоху Петра Великого, создававшего российский флот во многом по голландскому образцу, перекочевал термин "кабельтов" и в обиход русских моряков.
Надо отметить, что употребление термин имеет довольно узкое – им отмечают не пройденный кораблем путь (для этого, как известно, используются морские мили), а дистанцию между судами во время размещения их определенным ордером, при совместном плавании или размещении на рейде. Или расстояние от корабля до ближайшего берега – то есть не слишком протяженные по своим размерам отрезки.
Понятие «кабельтов» при всей своей универсальности не всегда выражает одну и ту же величину и нуждается в уточнении. Наиболее употребим в мире международный кабельтов, составляющий десятую часть морской мили или 6 угловых секунд меридиана. В привычных нам величинах это 185,2 м. Общепризнан также кабельтов артиллерийский, равняющийся сотне морских саженей или 6 сотням футов. Для «сухопутчиков» разница между этими двумя кабельтовыми составляет 3-4 метра.
Странно бы было, если бы своё особое мнение по данному вопросу не имели «просвещенные мореплаватели» из Британии, а также их заокеанские наследники и потомки. У британцев и американцев имеются собственные кабельтовы. Причем англичане пышно именуют свой «адмиральским», от того же артиллерийского отличается он на 8 футов или чуть более 3 метров. «Старый кабельтов США» больше всех других – в нем 120 морских саженей и, соответственно, 720 футов или почти 220 метров. Впрочем, обе упомянутые выше англосаксонские морские меры длины давно считаются устаревшими. Они принадлежат скорее к экзотической архаике и мало кем и когда употребляются сегодня.
В заключении стоит вкратце остановиться на вопросе о том, зачем вообще понадобилась вся эта сугубо морская специфика с милями, узлами, кабельтовыми и прочим. Большинство авторитетных специалистов склонны считать, что ее востребованность связана с тем, что на волнах морей и океанов веками встречались и встречаются по сей день корабли, принадлежащие самым разным странам. На заре освоения наук это было особенно чувствительно – французы меряли расстояния лье и туазами, британцы – милями, футами и ярдами, русские привыкли к верстам и саженям. С таким разнообразием недалеко было и до беды, поскольку пересчитывать лье на футы и версты, на ярды капитаны и шкиперы могли до тех пор, пока их корабли не налетели бы на рифы или не столкнулись бы, не разминувшись в только кажущимися безбрежными водных просторах. Универсальная система, общая для моряков всех государств и всем им с полуслова понятная, вот, что требовалось для надёжности и понимания.