На прошлой неделе произошло событие, которое почти все упустили из виду — Вашингтон решил показать Тегерану свою «непреклонную решительность».
Для этого 10 декабря с авиабазы Барксдейл в Луизиане были отправлены в Персидский залив два B-52H «Stratofortresses» — они пролетели через Европу, север Красного моря, Саудовскую Аравию и сделали петлю против часовой стрелки вокруг Катара. Американцы старались не зацепить иранское воздушное пространство, поэтому держались ближе к западному берегу Залива.
В пролете вокруг Катара стратегов по очереди сопровождали самолеты Саудовской Аравии, Бахрейна и, собственно, самого Катара — на этом миссия устрашения была завершена.
Понятно, что Тегеран на взводе, особенно после наглого убийства одного из своих ведущих физиков-ядерщиков. Понятно, что аятоллы обязательно будут отвечать на этот демарш, но вот способ ответа опять оказался ассиметричным — сегодня утром в саудовском порту Джидда взорвался очередной танкер.
"Нефтяной танкер у портового города Джидда Саудовской Аравии пострадал от взрыва рано утром в понедельник после того, как был поражен “внешним источником”, сообщила судоходная компания, предполагая, что еще одно судно подверглось нападению у берегов королевства во время его многолетней войны в Йемене.
Очевидная атака на сингапурский флаг BW Rhine, который является торговым подразделением крупнейшей нефтяной компании королевства Saudi Arabian Oil Co., это уже четвертое нападение на Саудовскую энергетическую инфраструктуру за месяц.
Он также возобновляет озабоченность по поводу безопасности судов в Красном море, важнейшей транзитной зоне для глобального судоходства и поставок энергоносителей, которая в значительной степени избежала хаоса региональной напряженности с участием США и Ирана в прошлом году.
По данным аналитической компании Refinitiv, в субботу в Джидде пришвартовался танкер BW Rhine, перевозивший более 60 000 метрических тонн неэтилированного бензина с нефтеперерабатывающего завода Aramco в Янбу для потребления в королевстве. Именно там, по-видимому, и произошел инцидент."
Взрыв оказался не таким фатальным, как предполагалось — все 22 моряка были спасены, а пожарным удалось потушить пламя. Неизвестно, попали ли в воду нефтепродукты, сами саудиты пока молчат об этом.
Что тут хотелось бы отметить: Тегеран сейчас старается избегать прямой мести американцам, поскольку ждет прихода Байдена в Белый дом. Байден, к слову, уже пообещал вернуться к формату иранской ядерной сделки, отменяя все предыдущие шаги Трампа — но это вовсе не значит, что Иран прекращает действия против саудитов.
Эта война идет уже более тринадцати веков. Шииты и сунниты враждовали и будут враждовать — и если в прошлом война носила форму прямых походов в стан врага, то теперь война идет через прокси-силы.
Красное море — очень уязвимый регион мира, любые военные действия там могут остановить или значительно усложнить мировую торговлю через морские транспортные маршруты. Стоит сказать, что йеменские повстанцы (хуситы) способны полностью перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив для флота Саудовской Аравии. Такие случаи уже были — и часть боевых кораблей саудитов была серьезно повреждена.
Если взглянуть на карту Красного моря, то Йемен находится на его южной оконечности, а основные нефтеналивные порты Джидда и Янбу — в самой середине, почти напротив будущей военно-морской базы России в Порт-Судане. То, что Джидда и Янбу подвергаются атакам даже на таком расстоянии, говорит о том, что у хуситов есть возможности доставать саудитов в любой точке Красного моря.
В последнее время хуситы сделали огромный технологический скачок — теперь в их распоряжении не только крылатые ракеты и боевые дроны-камикадзе, но и беспилотные скоростные катера, начиненные взрывчаткой по самое «не балуйся».
Красное море — одно из самых спокойных в мире с точки зрения климата: штормы там бывают крайне редко, поэтому ничто не мешает ни постановке хуситами мин в самых «интересных» местах (в том числе и в акваториях портов Королевства), ни применению беспилотных катеров.
Это экзистенциальная война, битва на уничтожение. Чтобы ее прекратить, нужно победить хотя бы Йемен, а арабская коалиция во главе с саудитами не смогла этого сделать даже за десяток лет. А это значит, что у Тегерана всегда будет рычаг воздействия на саудитов, как извне (Йемен), так и изнутри, через 15% шиитского населения в самом Королевстве.
Похоже, чтобы навести порядок в Красном море, там необходимо присутствие России — однако, пока совершенно непонятно, как будут строиться отношения между нашими военными и хуситами.
Вполне возможно, что Россия начнет старательно зажмуриваться и отворачиваться, ибо любой ущерб саудитам означает прибыль российскому бюджету.
В любом случае, американцам напугать персов не удалось, а платить за этот славный полет пришлось Саудовской Аравии.
Зря Путин дал ему индульгенцию на жизнь.