Безопасность превыше всего
Защищаться от санкций со стороны Запада в России в целом и в Крыму в частности уже вошло в привычку. Законопроект о «суверенном интернете», по сути, и является предупредительной мерой на случай, если принятая в прошлом году стратегия национальной кибербезопасности США каким-то боком ударит по России через одну на всех интернет-паутину.
«В подписанном президентом США документе декларируется принцип «сохранения мира силой». Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании, — сказано в пояснительной записке к законопроекту. — В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надёжности работы российских интернет-ресурсов».
Теперь, если обещанное наказание всё-таки последует со стороны США — в виде зеркальных кибератак или просто отключения от зарубежных корневых серверов, — у российского Интернета будут свои «подушки безопасности», альтернативные сервера, сетевые адреса и линии связи, расположенные внутри государственной границы Российской Федерации. Законопроект, если его одобрят, вступит в силу 1 ноября 2019 года. На его реализацию, как сообщило издание «Коммерсант», предполагается выделение 30 миллиардов рублей, из которых 20,8 миллиарда будут потрачены на закупку спецоборудования.
Если обещанное и озвученное соответствует действительности, то в законопроекте нет ничего критического для рядового интернет-пользователя, считает сотрудник крымского интернет-провайдера Валерий Кузнецов.
«Слухи о том, что у нас будет как в Северной Корее, пока по большей части надуманы, — сказал он. — Это будет не капсуляция Интернета, как в Китае, а просто подстраховка на случай, если Запад отрежет нас от своих серверов. То есть если, к примеру, Google так поступит, мы сможем всё равно самостоятельно сидеть на том же Яндексе. Фактически, это профилактика очередных санкций, чтобы они в интернет-сфере не стали неожиданностью».
При этом обычные интернет-пользователи вряд ли ощутят на себе какие бы то ни было удары кибервойны.
«Если даже отключатся внешние сервера, рядовые пользователи этого не заметят, потому что огромное количество людей сидит на нашем домене «.ru», — пояснил Кузнецов.
Для львиной доли паники пока что нет оснований, несмотря на то, что у реализации законопроекта есть очевидные минусы.
«Во-первых, проект безумно дорогой: чтобы создать такую инфраструктуру, нужны десятки миллиардов. Во-вторых, будет осуществляться полный контроль внутреннего трафика. Запрещённых или заблокированных сайтов тоже станет больше, но к этому мы, в принципе, уже привыкли», — перечислил представитель провайдера.
Вилами по воде
С другой стороны, паника, которая снежным комом растёт вокруг ещё не утверждённого законопроекта, укрепляется тем, что в самом законопроекте остаётся много неясностей, технических моментов, которые не проявят себя до тех пор, пока от теории не перейдут к практике. Но даже сейчас сложно представить какие-то новые нормы, которые помешают крымчанам пользоваться, к примеру, отечественными соцсетями типа «Вконтакте» или «Одноклассников», пояснил работник IT-сферы на условиях анонимности.
«Пользователи соцсетей разницы не заметят. Те, кто пользуются международными соцсетями и мессенджерами, могут нарваться на то, что им закроют доступ. Но, в принципе, у нас уже были похожие истории с LinkedIn или Pinterest, которые перестали работать в Крыму — и этого никто не заметил», — отметил собеседник. — Google у нас в Крыму и так не работает, для работников сферы это — огромная головная боль, а рядовой пользователь практически не ощущает этих проблем».
Впрочем, в Крыму особо некому осложнять работу в Интернете: ведущие интернет-компании уже давно перебрались на материк, а оставшиеся программисты наверняка снова подстроятся под те условия, что им предложат. Но в целом, отметил работник IT-сферы, тенденции не радужные.
«Пока что непонятно, как эта система будет работать, в законе многое не прописано. Что это за устройства, которые будут выдавать провайдерам, что они будут фильтровать? Пока что всё кажется очень сырым. Да, здорово, нас пытаются защитить от каких-то угроз, но как именно будут защищать, непонятно. Это как и с законом Яровой: вроде ввели, вроде работает. Недавно Facebook и Twitter оштрафовали на целых три тысячи рублей. И что дальше?» — пожал плечами специалист.
Подобные истории с угрозами блокировок, как правило, ничем не заканчиваются. Яркий пример — Telegram, который как работал, так и работает, а на истории с возможным его закрытием только сделал себе рекламу.
«Законы вводят, а их прямое внедрение в жизнь остаётся неясным, — заключил наш собеседник. — Устрашают пока только объёмы наших налогов, которые пойдут непонятно куда».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас