В апреле 1940 года Германия начала операцию «Везерюбунг» — оккупацию Дании и Норвегии. Если с первой всё было просто, то для захвата Скандинавского государства были выделены почти все имеющиеся морские силы. Наличие морских баз в северных широтах позволило бы улучшить стратегическое положение своего военно-морского флота по отношению к британским коммуникациям в Атлантике. В свою очередь Британия сама готовила десант в Норвегию, чтобы взять под контроль коммуникации, по которым в Германию из Швеции доставлялись стратегические полезные ископаемые.Для захвата порта Нарвика, расположенного далеко на севере, Кригсмарине выделило 10 эсминцев под командованием коммодора Бонте. Корабли служили в качестве быстроходных транспортов для порядка 2 тысяч горных егерей. Ранним утром 9 апреля 1940 года они зашли во фьорд, быстро подавив сопротивление норвежских сил. Дальше корабли разделились, высаживая солдат в заранее заданные места. По плану, высадив десант, эсминцы должны были заправиться с помощью прибывших танкеров и вернуться на свои базы. Но добраться до эсминцев удалось только одному танкеру. Второй был захвачен и потоплен норвежцами. В результате заправка заняла больше времени, чем было запланировано: один танкер мог обслуживать лишь 2 корабля одновременно, тратя на каждый по 7–8 часов. Для Британии высадка немецких войск оказалась полной неожиданностью. К Нарвику было направлено соединение под командованием адмирала Уайтворта, чтобы воспрепятствовать доставке немцам подкреплений. В составе соединения находилась флотилия эсминцев кэптэна Уорбёртона-Ли. Изначально англичане не имели данных о силах немцев и лишь на подходе получили от норвежцев сведения, что Нарвик захвачен. Уорбёртону-Ли было предоставлено право самостоятельно решать, целесообразно ли в такой обстановке совершить атаку.
Утром 10 апреля шёл сильный снег, видимость не превышала нескольких сотен метров. Под прикрытием погоды отряд британских эсминцев в составе «Харди», «Хантер», «Хэвок», «Хотспер» и «Хостайл» вошёл в гавань. Их первый торпедный залп оказался очень удачным. Немецкий эсминец «Вильгельм Хайдкамп» получил попадание торпеды в кормовую часть, от которой сдетонировали его собственные торпеды. На нём погиб командующий флотилией. Также 2 торпеды попало в «Антон Шмитт», который взорвался и затонул на месте. Ударной волной повредило и стоящий рядом «Герман Кюнне». Придя в себя, немецкие артиллеристы открыли ответный огонь по «Хэвоку». «Дитер фон Рёдер» выпустил торпеды, но они прошли под британскими кораблями. Сам германский эсминец получил серьёзные повреждения и отошёл к пирсу. Также на «Ганс Людеман» пришлось затопить один из погребов, чтобы спасти корабль от детонации. Видя, что эсминцы врага выведены из строя, британцы сосредоточили огонь на транспортах, потопив 8 из них. Считая цель выполненной, Уорбёртон-Ли приказал отходить. Но тут с правого борта появились 3 германских эсминца. Ещё 2 эсминца — «Бернд фон Арним» и «Георг Тиле» — виднелись впереди по курсу британцев, что поначалу даже ввело их в заблуждение, британцы приняли их за своих. Но вскоре «Арним» и «Тиле» начали обстрелел эсминцев Королевского флота. Немного спустя вступили в бой «Вольфганг Ценкер», «Эрих Кёльнер» и «Эрих Гизе». Их перекрёстными залпами был выведен из строя «Харди», на котором Уорбёртон-Ли получил смертельное ранение. В «Хантер» попала торпеда, а когда корабль остановился, его протаранил «Хотспер», перед этим потерявший управление. Столкнувшиеся эсминцы попали под сильный огонь, но вмешательство «Хэвока» и «Хостайла» помогли «Хотсперу» покинуть поле боя. «Хантер» в скором времени затонул. На выходе из фьорда, британцам удалось обнаружить и потопить германское судно снабжения. В результате германские эсминцы не смогли пополнить боезапас.
Положение немцев стало тяжёлым. К выходу из фьорда стали подтягиваться основные силы эскадры адмирала Уайтворта. Среди немецких же эсминцев лишь «Вольфганг Ценкер» и «Эрих Гизе» имели достаточно топлива и не имели требующих немедленного исправления повреждений. Их попытка прорваться была предпринята вечером 10 апреля, но силы англичан на выходе из фьорда были сочтены слишком превосходящими. Получив подкрепление, Королевский флот не заставил себя долго ждать. Уже 12 апреля порт был атакован британской палубной авиацией, которая смогла повредить «Эрих Кёльнер». Тем временем германские корабли стали занимать намеченные позиции. Повреждённый «Кёльнер» отправился к своей позиции в сопровождении идущего в дозор «Кюнне». Старший из офицеров, капитан цур зее Эрих Бей полагал, что атака британского флота начнётся во второй половине следующего дня.Так и произошло. После полудня британская эскадра из 9 эсминцев во главе с линкором «Уорспайт» вошла во фьорд. Самолёт-разведчик с флагманского корабля дал информацию о затаившихся германских кораблях. В Херьянг-фьорде им была замечена подводная лодка U-64. Пилот очень точно сбросил пару бомб, потопив субмарину. Тем временем британские эсминцы «Бедуин», «Панджаби» и «Эскимо» вступили в бой с «Эрихом Кёльнером». Поддерживаемые огнём линкора, они быстро уничтожили оппонента. Германские корабли «Ценкер», «Арним», «Людеман» и «Кюнне» навязали британцам бой. Из-за плохой видимости точность стрельбы с обеих сторон оставалась невысокой. Только в «Бедуин» попало несколько снарядов, из-за чего 120-мм орудие, установленное на его полубаке, было снесено за борт. У немцев была другая проблема — почти закончились боеприпасы, что вынудило контр-адмирала Бея дать сигнал на отход.
В гавани Нарвика «Коссак» при поддержке «Уорспайта» вступил в бой с «Рёдером». Получив повреждения, «Коссак» лишился управления и выскочил на мель, с которой его сняли только следующим утром. Когда на «Рёдере» закончились все снаряды, он был оставлен командой. Было решено взорвать корабль вместе с приближающимся «Фоксхаундом», но британец остановился и не получил повреждений при взрыве «Рёдера». Одновременно с этим «Георгу Тиле» удалось поразить торпедой «Эскимо», которому оторвало носовую часть до второго орудия.
Вскоре подошли «Бедуин», «Фористер» и «Хироу», и шансов у германского корабля не осталось. Он прекратил огонь ввиду тяжёлых повреждений и нехватки снарядов, после чего выбросился на мель и разломился. «Людеман» отошёл в глубь фьорда, где уже были «Арним» и «Ценкер». Боеприпасов у них не оставалось, и команды решили уничтожить свои корабли. «Арним» и «Ценкер» были взорваны. Но на «Людемане» заряды не сработали, и на борт эсминца поднялись британцы. Увидев, в каком он состоянии, они отказались от идеи буксировать корабль как трофей. Позже германский эсминец был добит торпедами с «Хироу». На этом моменте сражение окончилось.За 10 и 13 апреля во фьордах близ Нарвика было потоплено 10 германских и 2 британских эсминца. Этот успех британцев не помешал немцам продолжить кампанию и в конечном итоге захватить Норвегию. Но он в решающей степени позволил союзникам начать боевые действия в регионе, высадив там десанты и не позволив немцам максимально быстро занять территорию. Кроме того, уничтожение в этих сражениях 10 немецких эсминцев — половины вообще всех эсминцев Кригсмарине —серьёзным образом повлияло на обстановку на море. Таким образом, отстоять Норвегию не получилось, но немцы оказались в значительно степени ослаблены. Ещё подробнее события тех дней обсудили в студии Wargaming в подкасте «Морские истории» — рекомендуем к просмотру!