В этом году World of Tanks исполняется 11 лет, и конечно, игроки не должны остаться без подарков. Зайдя в World of Tanks в любой день с 12 по 22 августа, каждый игрок получит Т-34 с Л-11 — советский средний премиум-танк IV уровня с обученным на 100% экипажем и слотом в ангаре. Танки Т-34 с пушкой Л-11 участвовали в боях Великой Отечественной войны с первых ее дней. До наших дней ни одна такая машина полностью не сохранилась. Тем труднее была задача специалистов Wargaming воссоздать аутентичную 3D-модель танка Т-34 с орудием Л-11. О создании данной модели рассказали сотрудники отдела Military History.Для создания модели был утвержден танк Т-34 выпуска начала 1941 года – историчный по конструкции и своему внешнему виду до отдельных деталей, и вооруженный 76,2-мм пушкой Л-11. Чем этот танк особенен? Прежде всего тем, что он был очень редок. Судите сами: завод №183 в Харькове в 1940-1941 годах изготовил 383 таких танка, не считая двух опытных машин А-32. На Сталинградском тракторном заводе с января по март 1941 года было произведено 75 танков Т-34 с пушкой Л-11, плюс еще один, собранный для опытных работ. По меркам общего количества созданных тридцатьчетверок число этих танков с Л-11 было очень невелико.Т-34 начали поступать на вооружение Красной Армии осенью 1940 г. Танки с пушкой Л-11 поставлялись в 4, 8, 11, 12, 32, 37 танковые дивизии и военные учебные заведения. Накануне войны все танковые полки танковых дивизий находились в пунктах постоянной дислокации. После же её начала их судьба была в равной степени и трудной, и славной.
Танковые полки 8-й танковой дивизии впервые вступили в бой с противником только на третий день войны. 24 июня 1941 года при совершении очередного марша 15-й танковый полк 8-й танковой дивизии в районе Немирова вступил в бой с частями противника. Пробиться через занятый противником город не удалось. В этом бою было уничтожено до батальона пехоты противника, до 12 противотанковых орудий, одна артиллерийская батарея, 10 крупнокалиберных пулеметов. При этом 15-й танковый полк потерял в бою 19 танков Т-34. Всего же за с 22 июня по 17 июля 1941 г. потери тридцатьчетверок в 8-й танковой дивизии составили 137 машин.Еще большие потери танков Т-34 в первые недели войны понесла 32-я танковая дивизия 4-го механизированного корпуса. С 22 июня по 31 июля 1941 г. 63-й и 64-й танковые полки, на вооружении которых к началу боевых действий имелось 173 «тридцатьчетверки», потеряли 146 боевых машин этого типа.
12-я танковая дивизия этого корпуса, имея в своем составе 98 танков Т-34, несмотря на тяжелейшие условия обстановки, решительно вступила в бой с превосходящими силами противника и ее танкисты добивались значительных успехов, правда, ценой больших потерь. И все же глубокое вклинение 8-го механизированного корпуса в тыл 1-й танковой группы заставило противника временно приостановить наступление.Это всего лишь несколько примеров и совсем немного статистики. Итог же для Т-34 с Л-11 оказался таков, что ни одна из этих машин не сохранилась до наших дней в относительно целом виде – что ж, тем интереснее была задача.Как и всегда на старте подобной работы, наши коллеги обобщили все имеющиеся в распоряжении источники и наметили направления их поиска. Важнейшими материалами для разработки трехмерной модели танка являются, конечно же, чертежи. Из их возможного многообразия наилучший вариант – это заводские чертежи, как наиболее аутентичные для воспроизведения конструкции серийно выпускавшихся машин. Ну а говоря «чертежи», мы подразумеваем архивные исследования.О работе в архивах нередко бытует превратное представление: ученые приходят в некое учреждение, в котором условно все есть, шагают между стеллажей до потолка, снимают с полок пухлые папки с бумагами… Вуаля, искомое нашлось. В кино такие эпизоды часто умещаются в полминуты благодаря монтажу. На деле же архивный поиск может потребовать месяцев работы, порой без какой-либо гарантии результата. Бумага очень уязвима для любого воздействия, включая воду и даже свет: видели когда-нибудь угасающий текст, выцветший до степени неразборчивости? Документы в архивах часто обрабатывают ядом (буквально, от всевозможных вредителей), и работать с такими бумагами – мягко говоря, неполезно для здоровья. Так что труд в архивах сродни ежедневной охоте, подчас лишь начинающейся.
Тем не менее, комплект конструкторской документации на Т-34 с Л-11 нашелся, пусть и не сразу: исследователям довелось потрудиться и в государственных, и в ведомственных архивах, и в частных коллекциях. Но… Вернее, сразу несколько «но». Во-первых, история не сохранила эти документы полностью, до последней детали. На многих чертежах за давностью лет качество чернил оставляло желать лучшего, о чем уже упоминалось выше. А еще следовало учесть, что над машиной при проектировании работало даже не одно бюро, а целый завод. При взаимодействии отделов в документации неминуемо возникали неточности. Вот почему уже на этапе создания модели в случае с противоречивыми данными приходилось искать ошибку, либо дополнительную информацию.Наконец, даже чертежи – это лишь полдела. Полностью собранный и сошедший с конвейера танк не сможет отправиться в бой, и такой памятник был бы неполон без множества важных элементов и деталей. Так, наряду с архивным поиском велась работа с машинами в музеях и на постаментах.Да, ранее прозвучало, что тридцатьчетверок с пушкой Л-11 не сохранилось, но есть же танки с отдельными деталями, которые обогатили бы модель. Благо, хотя конструкция танка Т-34 и менялась постоянно на всем протяжении его производства и крупных неизменных производственных серий не было, но танки с пушкой Л-11 последнего выпуска отличались от танков с пушкой Ф-34 первых выпусков только самой пушкой, ее установочными деталями и бронировкой. Другое дело, что увековеченные танки отнюдь не собраны в одном месте. За ними тоже нужно поохотиться, проехав ни одну сотню километров, чтобы сфотографировать или образмерить тот или иной элемент. Например, довольно аутентичная для 1941 года машина из состава 6-го мехкорпуса находится к экспозиции парка «Патриот». Еще один танк производства СТЗ – в Медыни Калужской области. Затем для нескольких промеров башни тридцатьчетверки наши коллеги поехали в Тольятти. Т-34 с высоким ящиком ЗИП и сталинградскими крюками для дополнительных топливных баков – это Всеволожск Ленинградской области. Сами допбаки отлично сохранились на машине в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина»… И это всего лишь несколько примеров, их список мог быть больше. Но даже в музеях и мемориалах на сегодняшний день сохранилось не все – многое по-прежнему ждет в земле, чтобы стать обнаруженным.В работе над виртуальным памятником Т-34 первых дней войны мы сотрудничали и с поисковиками. Инициировать отдельные поисковые работы, чтобы найти тридцатьчетверку, возможности, конечно, не было. Однако благодаря сделанным ранее находкам удалось сверить модель, например, маски пушки Л-11 или таких хитрых деталей на днище танка, как крышки шахт подвески, чертежей которых у нас не было. Этот пример интересно рифмуется с другим достижением поисковиков: несколько лет назад ими была найдена и поднята редчайшая башня тяжелого танка КВ номер М-9617 тоже с пушкой Л-11, установленной всего на 141 танк (сегодня эта находка украшает экспозицию «Линии Сталина»). Нет нужды объяснять, насколько тяжел труд поисковиков, и хотелось бы только выразить им искреннюю благодарность за безвозмездную помощь. А затем - перейти к этапу разработки модели.
Она началась с компоновки машины, то есть с таких крупных узлов, как корпус, подвеска, башня и орудие. Конструктору требовалось внимательно изучить и сопоставить весь массив доступной документации, чтобы отыскать или вычислить размеры определенных деталей. Кроме того, во всех секторах вращения башни проверялись углы вертикальной наводки пушки. Задачу упрощало то, что работа многих механизмов танка описана в целом ряде технических описаний, руководств и т. п. изданий. Кроме того, здесь следует добавить, что к работе над моделью присоединились одни из лучших в мире специалистов по истории тридцатьчетверки из музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34». Их консультации служили важным подспорьем в нашем начинании.После утверждения габаритной модели танка конструктор приступил к более детальной проработке отдельных элементов танка. Большинство из них создавалось по заводским чертежам; если чертежей не было или их оказывалось недостаточно, то детали чертились по фотографиям. Приоритет отдавался историческим фотоснимкам, но ведь их число и качество по умолчанию ограничены. Из всех имеющихся фото выбирались кадры с наиболее удачными ракурсами для минимального искажения проекций, и с них снимались размеры. Результат дорабатывался, пока не становился наилучшим.Не обходилось и без сложностей иного рода: например, местами смоделированные детали не стыковались между собой. Как правило, это было связано с допусками на доработки деталей по месту и неточностями при изготовлении чертежей. До появления плоттеров они не только выполнялись вручную, но и порой доработки и уточнения вносились в конструкторскую документацию посредством извещений позже, уже при производстве машин.Отдельной проблемой стало моделирование надгусеничных полок. Будучи тонкими и непрочными, они часто гнулись, отрывались и т. д., а ремонтировалось уже силами ремонтных мастерских. Как следствие, полки пришлось воссоздавать по видам из каталога запасных деталей, коих было отнюдь не много. Еще одной переменной являлся обвес вообще, и комплект шанцевого инструмента – в частности. Кто-нибудь может подумать: пустяки, дело житейское! Однако известны примеры, когда на войне в тяжелейшие моменты целые танковые подразделения не вводились в бой из-за отсутствия… двуручных пил, по одной на танк. К тому же нам требовался аутентичный обвес. При его воссоздании выручали все тот же каталог запасных деталей и чертежи общих видов. Пожалуй, выделение, поиск и учет размеров всех деталей и стал наиболее сложной частью работы над моделью. Местами она оказывалась сродни ювелирной – это может выглядеть преувеличением с учетом габаритов танка, но это так. Подтверждением тому могут послужить и буквально несколько цифр. Согласно каталогу деталей танка Т-34, изданному ГАБТУ КА в 1942 году, их общее количество составляло не меньше 3850; еще для по крайней мере 45 деталей число не уточнялось, а в графе значилось «по требованию». Общее же число компонентов в разработанной 3D-модели равняется 3663, притом, что многие значения, составляющие это число, были укрупнены, а часть деталей – объединена.
В пылающем июне 1941-го танкисты Красной Армии на своих Т-34 готовились к главным боям в их жизни. 80 лет спустя команда World of Tanks посвящает модель этого танка памяти тех, кто завоевал для нас саму эту возможность и право на жизнь.