Уважаемые читатели, давайте представим гипотетическую ситуацию: 1969 год, советско-китайские отношения на самой нижней точке, в районе острова Даманский разразился приграничный конфликт. И вот некий командир заставы, например в районе Благовещенска, решает по собственной инициативе «наказать агрессора» и отомстить за погибших у Даманского товарищей и самочинно производит обстрел сопредельной территории.
Какова была бы реакция вышестоящего командования, вплоть до высшего руководства страны? Наградили бы такого командира орденом? Крайне сомнительно, мягко говоря. Еще более маловероятно, чтобы санкции за «самоуправство» ограничились лишением отпуска или даже понижением в должности.
Практически наверняка такого «героя» ждал бы военный трибунал и очень суровое наказание. Всегда и везде решение о применении оружия, кроме ситуации, когда стороны находятся в состоянии «горячей» войны, не ограниченной соглашениями о перемирии и т. п., активных боевых действий в случае необходимой самозащиты, принимается высшим политическим руководством. Ведь в любом нормальном государстве армия лишь инструмент руководства страны.
Если уж говорить о конкретных исторических примерах, то можно вспомнить, что силы ПВО СССР не пресекали полеты залетевших в воздушное пространство страны корейских лайнеров до тех пор, пока такая команда не была получена с самого верха. Последствия «инициативы» командование на местах отлично понимало.
Этот экскурс в историю я вспомнил, когда СМИ опубликовали приказ Минобороны Украины № 330, в котором устанавливаются новые премии военным. И указываются условия, когда их могут срезать. Среди таких условий ― запрет на открытие огня без приказа вышестоящего командира. Речь в том числе об огне ответном. Правда, делается важная оговорка: «кроме случаев военной необходимости». Цифры варьируются: снимают от 30 до 70 процентов премии, в зависимости от количества нарушений. Сама же премия составляет от 5 до 18 тысяч гривен.
В тексте документа не скрывается, что целью он ставит исполнение условий перемирия, но военных не пугают взысканиями, а пытаются мотивировать премиями не стрелять лишний раз на Донбассе. То есть это не строгий запрет под угрозой мер дисциплинарного воздействия, вплоть до уголовной ответственности за прямое нарушение приказов и самовольные действия, на которых держится дисциплина в любой армии.
То, что власть Зеленского испытывает страх перед радикальной улицей до «мокроты в штанах», давно уже стало общим местом. Но теперь выяснилось, что аналогичным образом обстоят дела и с регулярной армией. Приказ № 330 ― это своеобразный «камингаут», которым Минобороны показало не просто слабую управляемость своих подразделений, но и страх перед ними, проявляющийся в нежелании перейти к реальным мерам дисциплинарного воздействия, страх, имеющий ту же природу, что и страх политических властей Украины перед ура-патриотическим «сообществом».
Чтобы сохранить режим тишины, его пытаются сделать материально выгодным для комсостава, причем «санкции» сводятся к гипотетической потере 5–10 тыс. гривен. Других методов нет или же их крайне боятся применить. А если некая «заинтересованная сторона» предложит конкретному командиру больше?
И этого, к слову, долго ждать не пришлось. Комментируя приказ, Петр Порошенко заявил: «У меня сейчас есть очень хорошая идея. Я обращусь к одному из объединений ветеранов и предложу, чтобы каждому военному, которого власти решатся оштрафовать, мы смогли компенсировать эту сумму. И ни в коем случае не допустить, чтобы наши военные, которые защищают нашу землю, пострадали».
Крупный политик открыто предлагает военным денежное вознаграждение (ведь лишь «компенсацией» недополученной премии дело не ограничится) за невыполнение приказов, за, по сути, ведение военных действий по собственной инициативе.
Впрочем, и опубликовал приказ близкий к нему главред издания «Цензор, нет» Юрий Бутусов, а это, замечу, действие, прямо подпадающее под ст. 238 УК Украины (Разглашение государственной тайны), поскольку приказы Минобороны секретны по определению. Но можно ли сомневаться в том, что и это действо окажется совершенно безнаказанным?
А ведь, казалось, отличный повод обвинить «патриотическую оппозицию» в преступлении против «национальных интересов» и провести против прямо нарушивших закон серьезную кампанию? Ведь о еще одном моменте в связи с утечкой документа и разразившимся скандалом следует сказать: из него однозначно следует, что виновниками по крайней мере значительной части нарушений режима тишины за прошедшие годы являются украинские силовики (и это тоже можно назвать «камингаутом»), что, естественно, добавит «козырей» противоположной стороне на переговорах, т. е. разглашение государственной тайны нанесло прямой и непосредственный ущерб интересам Украины. Но сомнительно, чтобы это имело для Бутусова и тех, кто за ним стоит, какие-либо последствия. Всё указывает на то, что никаких изменений не предполагается.
В этом плане весьма показательно заявление, с которым выступило Минобороны после случившейся утечки: «Все выводы и оценки преждевременны. Министром обороны Украины к приказу было высказано предостережение. Работа над документом продолжается. Его цель: дополнительно мотивировать наших военных, которые сейчас сдерживают вооруженную агрессию Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях. Министерством обороны изысканы необходимые средства. Осталось уточнить детали».
По сути, Минобороны срочно «сдало назад», причем фактически приняло убеждать «патриотическую общественность», что, дескать, клерки напортачили, а министр обороны «высказал предостережение. Чушь, конечно, когда у начальства есть замечания к положенному на стол проекту документа, то он отправляется на доработку, а министр Таран его подписал, причем понятно, что именно попытка как-то «стимулировать» соблюдение перемирия было главным лейтмотивом его принятия.
Скорей всего, в ближайшее время приказ будет «изменен», т. е. нарушать перемирие можно будет совершенно безнаказанно, более того, вся катавасия с принятием, а затем отменой приказа № 330 наглядно это показала потенциальным нарушителям, так же, как и то, что «партия войны» готова «спонсировать» срыв перемирия, о чем прямо заявил Порошенко без всяких для себя последствий.
И сколько теперь это действительно самое эффективное за весь период конфликта перемирие продержится? А главное, какой смысл о чем-либо договариваться с нынешней киевской властью, если она не только чутко прислушивается к любому «чиху» со стороны «патриотов», но и не контролирует даже собственную армию, полевые командиры которой что хотят, то и творят?
Какой смысл в изнуряющих переговорах, если Зеленский не состоянии выполнить любую достигнутую договоренность? Собственно, об этом и заявил Сергей Лавров буквально накануне публикации украинскими «патриотами» приказа № 330.
«Я не думаю, что при нынешнем украинском правительстве, как и при предыдущем президенте, будет какой-либо прогресс в выполнении Минских соглашений». И хотя пока речь идет не выходе из переговорного процесса, а о «мнении», но, когда официальное лицо столь высокого ранга говорит о бесперспективности ведущихся переговоров, не проявляя даже «дежурного оптимизма», это всегда очень серьезный демарш. Причем очередного подтверждения такого пессимизма, как видим, ждать пришлось совсем недолго.
Конечно, «мнение» еще не официальная позиция государства о бессмысленности дальнейших переговоров, а скорее сигнал, направленный не столько Киеву, сколько европейским партнерам по нормандскому формату. Им дают понять, что Москва действительно может отказаться от бесконечного «переливания из пустого в порожнее», в которое все более превращается минский процесс, причем «виноватой» все равно оказывается Россия, даже тогда, когда со стороны Киева следует фактически прямое признание своей вины.
Тем паче что, как показывает опыт и ситуация последних дней, и на других направлениях «добросовестная» линия результатов не приносит.