Главная » 2020 » Декабрь » 2
14:00

Карабах – история ошибок и возможностей.

Карабах – история ошибок и возможностей.
        Примерно полторы недели назад мне попалось видео канала ANNA-News, в котором говорилось о вводе в Карабах российских миротворцев и прекращении данного конфликта. Сразу бросаются в глаза ряд спорных моментов и явных упущений в данных событиях, что и хотелось бы отметить подробнее.

                                                             Краткая предыстория конфликта.

      Противоречия между армянским и азербайджанским народами по поводу принадлежности Нагорного Карабаха восходят еще к событиям ПМВ, когда прекратила свое существование Османская империя. Противостояние христиан и мусульман в Средней Азии восходит корнями еще в глубь веков, чуть ли не ко времени рассвета Персидской империи… По понятным причинам, я не буду останавливаться на данных, столь отдаленных исторических этапах данного конфликта.

     Современный этап противостояния начался в конце 1980-х, когда в связи с горбачевской перестройкой фактически не стало Советского союза (юридически СССР оставалось существовать еще пару лет), что привело к нарастаю противоречий и экстремистских настроений в наиболее проблемных окраинах СССР. “Изюминка” противоречий по поводу Нагорного Карабаха заключалась в том, что практически все население данного региона было православным, и считали себя армянами, в то же время, юридически данный регион входил в состав Азербайджанской союзной республики… В результате, видим типичный пример юридически тупикового противоречия, который, кстати, затем стал весьма популярным среди юристов и политиков примером противоречий в правовой среде ООН:

  - С одной стороны, каждый народ (то есть, население того или иного региона) имеет право на самоопределение, что позволяет проводить референдум о принадлежности к тому или иному гос-ву, и даже основать свое гос-во. То есть, Нагорный Карабах вполне мог стать отдельным гос-вом, или войти по своему хотению в состав Армении.

  - С другой стороны, каждое гос-во (в данном контексте, читай – страна) имеет право на целостность, то есть, на сохранение своей исконной территории, и право защищать свои земли с применение ВС от любой агрессии, как внешней (нападение стран или военных блоков), так и внутренней (терроризм, экстремизм, и пр.).

     Юридически проблема оказалась не решаемой… Но, в ходе военных действия между Арменией и добровольческими силами самообороны Нагорного Карабаха с одной стороны, и Азербайджаном (при некоторой помощи дружественных мусульманских стран) с другой стороны, относительную точку в конфликте поставили военные. И Нагорный Карабах получил суверенитет, но, здесь-то и начинаются проблемы, хотя, об этом несколько ниже.

                                                            Позиция, ошибки и недосмотры.

Азербайджан.

     Чисто юридически, Азербайджан имеет некоторые права претендовать на территорию Нагорного Карабаха. Чисто теоретически, Азербайджан имеет право на реванш в вооруженном конфликте. Но, на практике… любая попытка подобного реванша является простой ничем немотивированной вооруженной агрессией против суверенного гос-ва, со всеми вытекающими. Посему, все жертвы данной войны автоматически на ответственности азербайджанского правительства, а вина за развязывание конфликта обязана повлечь за собой соответствующие санкции, как со стороны ООН, так и со стороны отдельно взятых стран.

Турция.

      Если у Азербайджана есть хотя бы теоретические поводы и права в этой войне, то Турция приняла в ней участие совершенно спонтанно, не имея вообще никаких прав. То есть, просто по беспределу вмешавшись в совершенно её не касающийся конфликт, как обычный грабительский набег третьей стороны. Следовательно, последствия карательных санкций должны быть не меньше, чем по отношению к Азербайджану.*

* - Этот момент любопытно отметить на фоне недавних приключений Крымского полуострова, когда в связи с военным переворотом в Киеве, местное население в лице органов местного самоуправления заявило о намерении выхода из состава Украины, и был проведен референдум о принадлежности Крыма. В ходе совершенно мирного, самостоятельного, и беспристрастного референдума, проведенного органами местного самоуправления в рамках положений ООН, и с участием всех выразивших желание участвовать иностранных наблюдателей, было большинством голосов осуществлено право на самоопределение полуострова. Что-то около 95% населения проголосовало за вхождение в состав России. В свою очередь, Россия, не только отозвалась на просьбу помочь обеспечить безопасность проведения референдума, но и, уважая положения законов ООН о самоопределении народов, приняла Крым в состав РФ… И что же?, почти сразу весь блок НАТО ввел против РФ широкий пакет экономических и политических санкций, которые не отменили по сей день. Значит, стране НАТО можно единолично вторгаться безо всякой на то причине, и без объявления войны в любые другие страны с любыми целями, а прочие страны не имеют даже прописанных в уставе ООН прав?... Типичный пример системы двойных стандартов.

Да, и меня всегда интересовало, что Турция вообще делает в НАТО (ибо, НАТО, как и Евросоюз, являются центральными адептами европейской системы ценностей https://aftershock.news/?q=node/654250 ), и почему Азербайджан (который также является исламским гос-вом) ищет дружбы с ними. Ведь европейская система ценностей на дух не переносят, как религии вообще, так и классические патриархальные системы, так и ислам в частности...

Армения.

     Позиция Армении в этой войне вызывает наиболее много вопросов. С одной стороны, именно Армения пришла на помощь Нагорному Карабаху в 1990-х, и помогла завоевать независимость. Но, сразу же возникает логичный вопрос: а почему Армения не ввела Нагорный Карабах в состав страны?, зачем у него остался никчемный суверенитет? (опять отсылка к событиям 2014-го года, на тему, а что было бы, если бы РФ не приняла Крым, а лишь помогла бы ему сохранить независимость?...). Ведь уровень жизни в Нагорно-Карабахской республике (далее – НКР) в результате стал значительно ниже, чем в Армении. Да и промышленные мощности НКР незначительны, и не способны обеспечить, не только экономический суверенитет, но и содержание достойной армии. ВС НКР не значительны.*

* - Сей момент весьма показательно можно сопоставить с видением лжеисториками вооруженных сил СССР накануне ВОВ, или пропаганду особой опасности армии Ирака НАТОвскими СМИ накануне “Бури в пустыне”. Во всех трех случаях мы видим попытку “высосать” слона из мухи, отталкиваясь от домыслов, мифов и журналистских сказок. Про Ирак и СССР, в двух других примерах, сказано уже много и по делу (например, про СССР и вермахт здесь - http://army.armor.kiev.ua/hist/divisii-rkka-werm.shtml). Например, у ВС НКР официально указано около 300 танков, причем, цифра взята простым суммированием всех переданных или иным путем попавших в НКР танков за все время существования НКР. Логично, что большая часть из них или уничтожена в боях начала 1990-х, или списана по причине естественного износа, или не имеет запасов боеприпасов, ГСМ, запчастей, и пр. Не говоря уже о том, что среди этого парка полно машин, выпущенных более 40-50 лет назад, и на данный момент частично или полностью неисправных. Аналогично и с артиллерией, и с ПВО, и с другими родами войск.

         Мало того, что Армения не приняла НКР в состав страны в 1990-х г., она еще и не разместила на территории НКР своих миротворцев (по крайней мере, официально и в значительном количестве). Кроме того, никто не позаботился о состоянии ВС НКР, ни о численности, ни о вооружениях, ни о запасах МаТеС (материально-техническое снабжение), ни об обучении личного состава. В начале конфликта Армения заняла весьма пассивную позицию, ни оказав ВС НКР практически никакой помощи. И лишь под занавес конфликта, когда уже ничего нельзя было сделать, поучаствовала в заключении мира, причем, от лица НКР (типа, своего правительства у НКР нет? Тогда почему НКР так и не вошла в состав Армении?).

      (Одни вопросы и никаких ответов. Даже напрашиваются странные выводы о том, что кто-то из правительства Армении умышленно “слил” НКР за банальные взятки… Хотя, в данном случае, это сугубо мое субъективное мнение, в котором даже я не до конца уверен.)

НКР.

       Позиция НКР в течение всего времени существования данного гос-ва мне так и осталась не ясной. Почему они сами не выразили желания в самом начале войти в состав Армении (видать, гордыня и честолюбие давили отдельно взятых чинушей в только что сформированном правительственнишке практически не признанной страны…)? Почему не увидели очевидных вещей, что в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, они юридически и фактически, запросто могут остаться один на один с врагом? Или они надеялись одержать победу? Какими силами?

       Почему НКР (по примеру Югославии, Абхазии, или более свежему и наглядному примеру Южной Осетии в 2008 году) не попросила РФ ввести своих миротворцев? Пригласили бы создать военную базу, бесплатно выделив территорию.

         И наконец, напрашивается логический вопрос, почему к началу войны не было ничего сделано для обороны НКР? Ведь логично, что войска даже одного Азербайджана (без участия ВС со стороны Турции или кого-то еще) многократно превосходят ВС НКР по всем пунктам, начиная от новизны техники и запасов боеприпасов, и заканчивая выучкой военнослужащих и инфраструктурой тылового обеспечения. Логично, что в случае войны, азербайджанские ВС, как более сильная сторона, сразу перейдут в наступление. Следовательно, ВС НКР окажутся в глухой обороне. А современная глухая оборона зиждется на минных полях, инженерных войсках в целом, заблаговременных мерах фортификации, и ПВО ( https://aftershock.news/?q=node/542220 ). И что же мы имеем…

        Инженерно-саперных войск у НКР нет как класса. ПВО крайне слабое и на вооружении фактически оказалось лишь незначительное количество ПЗРК “Стрела-2” и “Стрела-2М” советского изготовления, да несколько ЗРК “Оса” в плохом состоянии, и с незначительным запасом ракет. Ходили слухи, что Армения успела в свое время передать НКР вроде один недоукомплектованный комплекс “Панцирь”. Но, даже если и передала, то: во-первых, в неизвестном техническом состоянии, во-вторых, с малым запасом ракет, в третьих, НКР не проводили полноценных учений, то есть, не умели данным ЗРК пользоваться, от слова совсем. Зенитные пулеметы калибром 12,7 мм, да автоматические пушки ЗУ-23-2 сегодня могут более-менее эффективно применяться в качестве средства ПВО лишь против вертолетов да некоторых дозвуковых самолетов, да и то, на высотах не более 1,5 км и дальностях не более 3 км. А когда речь заходит о боевых действиях против превосходящего противника, тогда ствольная артиллерия в ПВО применяется лишь из засад, что резко ограничивает гибкость её использования.

      Что касается заблаговременной фортификации, то в условиях гористой местности есть прекрасные возможности заблаговременно подготовить оборону путем прокладки минных колодцев. Как это, например, широко практиковалось в Германии в течение всего 20-го века. Минный колодец это предварительно обустроенная ниша в конструкции моста, дороги, эстакады, элемента горного серпантина, железнодорожного переезда, насыпи автотрассы, и пр., предназначенная для закладки заряда БВВ или ядерного боеприпаса мощностью от 0,5 до 10 кТ. Минный колодец может быть оформлен после возведения данного строения или изначально заложен в конструкцию (например, тело платины ГЭС или опору моста). В мирное время минный колодец пустой, а вход в него закрыт дверью с замком. В военное время в колодец помещается заряд БВВ (обычно массой от 20 до 500 кг) или ядерный боеприпас с целью разрушения данного элемента коммуникаций для замедления продвижения противника. Разумеется, в ракурсе практики НКР никакой речи об использовании ядерных боеприпасов не идет, но, гористая местность весьма располагает к разрушению немногочисленных дорог зарядами обычных БВВ (в том числе, кустарных) https://aftershock.news/?q=node/595249.

      И что мы видим? ничего… заблаговременно не было сделано ничего, кроме небольших блокпостов и ДОТов на границе, которые враг смял первым ударом в течение нескольких часов. Ни в одной сводке или репортаже даже вскользь не упоминается про использование инженерно-саперных войск, применение фугасов, разрушение дорог, и пр.

   То есть, данная война была проиграна задолго до её начала. Как и следовало ожидать, азербайджанские войска при поддержке турецких сил, особо не напрягаясь, смяли и оттеснили немногочисленные войска НКР. В самой НКР упор был сделан на мобилизацию и отправку на фронт максимальных сил, а так же, на применение бронетехники. Бронетехника в современном вооруженном конфликте это почти исключительно оружие сильной, наступающей стороны, в обороне она намного менее полезна, ибо, сильная сторона сметет её авиацией (своей авиации у НКР не было совсем, а ПВО в крайне плачевном состоянии, хотя, некоторое прикрытие танкам обеспечила гористая местность, но, незначительно). Для эффективного применения артиллерии необходимо тесное взаимодействие с авиацией, что в условиях господства в воздухе авиации противника, невозможно. Поэтому, артиллерия могла более-менее успешно действовать лишь из засад, и как следствие, недолговременно (пока враг не навел свою артиллерию и авиацию). Все это аксиомы, о которых мы говорили уже не раз.

        Ближе к концу войны армия НКР оказалась обескровленной, немногочисленные имеющиеся танки и артиллерия были почти полностью уничтожены. Связь между подразделениями плохая. Например, в ходе боев за г. Шуши войска НКР использовали оставшиеся у них на тот момент батальонные минометы, но, в связи с отсутствием ВВС, примитивностью средств связи, и численным превосходством противника, они не могли наводить и корректировать огонь, поэтому вели лишь беспокоящий огонь по примерному расположению сил противника, не на много замедляя его продвижение.

       Даже в условиях отсутствия инженерно-саперных войск, ни пехота, ни ополчение, ни даже мирное население не догадались предпринять мер по разрушению коммуникаций. Ни завалов на дорогах, ни подкопов под дороги, ни огневых фугасов, ни разрушения мостов и переходов через горные перевалы. Нет никаких упоминаний об использовании импровизированных противопехотных или противотанковых мин (а без мин, как было многократно сказано ранее, современная оборона выстоять не способна по определению).

      Последним большим упущением НКР стала пассивность в политическом решении проблемы. Ведь они могли и ранее попросить РФ ввести миротворцев (на ЛЮБЫХ, приемлемых для России, условиях), чем прекратили бы военные действия, навсегда заморозив бы этот конфликт. Да и что им мешало ранее провести референдум о принадлежности НКР, попросились бы в состав РФ, в конце-то концов…

Россия.

     Как и Турция, Россия не имеет к войне в Нагорном Карабахе никакого непосредственного отношения. Поэтому вмешиваться в инициативном порядке не может (в отличие от стран НАТО, Россия не нарушает законы международного права и положения устава ООН). Армения и/или НКР могли официально попросить РФ помочь в урегулировании данного конфликта, как например, в свое время, с подобной просьбой обратилась Сирия. Но, они не обратились.

      Конечно, нет ничего хорошего в том, что страна НАТО расширила свою сферу влияния у границ России (пусть и на столь скромный клочок земли, как отвоеванная Азербайджаном часть НКР). Но, в целом, в стратегической ситуации ничего не изменилось. Есть явные причины ввести санкции против Турции и Азербайджана, но, выгодны ли они сейчас для РФ, сказать сложно (Кремлю в этом плане виднее).

      Можно отметить незначительный положительный эффект данного конфликта – из зоны боевых действий и с отвоеванной территории НКР хлынул значительный поток пророссийски настроенных беженцев, которые могут пополнить население РФ. В России плотность населения чуть больше 8 человек на квадратный километр, что самый низкий показатель в мире, нам явно не хватает кадров для развития страны. Это при том, что средняя плотность населения в мире в пересчете только на площадь суши, сегодня составляет около 58 чел./кв.км. С учетом наших геоклиматических показателей, нам сегодня нужна плотность населения порядка 20-30 чел./кв.км., то есть, минимум в два раз больше имеющейся численности населения.

   Из незначительных отрицательных моментов стоит отметить расходы на содержание миротворческого контингента российских ВС на территории НКР. Там разместили чуть меньше 2 тыс. чел., что с учетом увеличения расходов на содержание данных войск по сравнению с дислокацией на территории РФ, приведет к увеличению военных расходов страны примерно на 0,01-0,02%.

 
Комментарий автора: 

     Россия в ходе данного вооруженного конфликта ничего не получила и ничего не потеряла. Турция и Азербайджан получили солидный минус к престижу и положению на международной политической арене, в то же время, Азербайджан получил часть территории НКР (пусть и в плачевном состоянии, без промышленности, и практически без населения). Позиция Армении в данной ситуации так и остается не ясной.

   В перспективе, российский контингент миротворцев в НКР обеспечит прекращение данного противостояния (если он там останется навсегда). Если же Азербайджан при чьей-либо поддержке попытается вновь начать интервенционистскую агрессию, тогда с высокой степенью вероятности повторится Грузинско-Южноосетинский сценарий 2008 года.

    Оптимальным, исчерпывающим результатом многолетнего конфликта, способным поставить точку в противостоянии и бесполезных жертвах, может стать референдум НКР на тему принадлежности республики. Они должны присоединиться или к Армении, или к РФ… ведь лучше поздно, чем никогда.



Источник

Просмотров: 323 | Добавил: kravcov_ivan | Карабах – история ошибок и возможностей. | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх