На часах четыре утра, само собой, обстановка будет сегодня меняться быстро, посему не собираюсь предвосхищать события и строить прогнозы. Итак, каша заварилась около девяти-десяти вечера 23 июня, Интернет начал качать тему с «обращением» Евгения Пригожина: российские военные обстреляли ракетами лагерь ЧВК «Вагнер», «погибло огромное количество бойцов». Дальше нить развития событий упустил, Сеть просто сошла с ума. «Марш справедливости» на Ростов-на-Дону, военный переворот, угрозы Пригожина сбивать самолёты ВКС России над колоннами «вагнеров», уничтожать блок-посты.
Кроме аудио-записи с голосом ничего не было, пока Министерство Обороны экстренно не выпустило официальное заявление: обвинения Пригожина являются информационной провокацией. Следом ФСБ сообщило, что заведено уголовное дело, «слова и действия предпринимателя Евгения Пригожина фактически являются призывами к началу вооруженного гражданского конфликта на территории РФ».
Точку в сомнениях относительно серьёзности ситуации поставил призыв представителей ФСБ к бойцам и командирам ЧВК «Вагнер» не выполнять «преступные приказы Пригожина, принять меры к его задержанию». А Национальный антитеррористический комитет сухо приказал «немедленно прекратить противоправные действия».
Оперативно отработал Кремль, Дмитрий Песков сказал, что Президент проинформирован о ситуации вокруг Пригожина, необходимые меры принимаются. В два часа ночи Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов доложил Владимиру Путину о возбуждении уголовного дела о попытке организации вооруженного мятежа и сообщил о законности юридических действий (ФСБ, нужно думать), конец цитаты. А экстренный выпуск новостей Первого канала (в час тридцать ночи) ситуацию начал запутывать, сообщения об ударах по местам расположения «Вагнера» были названы фейками:
«Заявления от имени Пригожина распространялись в формате аудио-голосовых сообщений. Telegram-канал «Рыбарь» … зафиксировал метаданные аудиофайлов. Все они одинаковые, записаны в одно и то же время и публиковались в отложенном режиме.
И, наконец, третий признак фейка: с момента публикации видео (об ударе по лагерю, авт) с последствиями якобы удара до момента появления первого ролика с заявлением прошло не более 15 минут. При всех современных технологиях вряд ли возможно за столь короткое время собрать все доклады с мест, проанализировать последствия и записать сообщение»
Ростов-на-Дону и Москва начали публиковать видео о движении бронетехники по улицам, ТАСС (со ссылкой на источники в правоохранительных органах) оповестил, что штаб Южного военного округа и Генштаб России взяты под усиленную охрану, по тревоге подняты подразделения ОМОН, СОБР и Росгвардии. А ещё больший градус тревожности поднял генерал Суровикин, примчавшийся с передовой и записавший видео-обращение к бойцам и командирам ЧВК «Вагнер»:
«… Я обращаюсь к руководству, к командирам и бойцам ЧВК «Вагнер». Мы вместе с вами прошли трудный тяжелый путь, мы вместе с вами воевали, шли на риски, несли потери, мы вместе побеждали. Мы одной крови, мы воины.
Я призываю остановиться. Противник только и ждет, когда у нас обострится внутриполитическая обстановка. Нельзя играть на руку противнику в это тяжелое для страны время.
Пока не поздно, и нужно, и необходимо сделать — это подчиниться воле и приказу всенародно избранного Президента Российской Федерации, остановить колоны, вернуть их в пункты постоянной дислокации и районы сосредоточения, решить все проблемы только мирным путём под руководством верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации.»
Ожидаемо накалилась обстановка на фронте, Минобороны РФ сообщило:
«Воспользовавшись провокацией Пригожина по дезорганизации обстановки, киевский режим на Бахмутском тактическом направлении сосредотачивает на исходных рубежах для наступательных действий подразделения 35-й бригады морской пехоты и 36-й механизированной бригад ВСУ»
Новости продолжают поступать, лента перед глазами. Липецкий губернатор провёл экстренное совещание с региональным оперативным штабом, призвал граждан воздержаться от поездок в южном направлении, в Воронежскую область – в частности. Воронеж объявил о начале операции «Крепость» (срочный сбор всех силовиков и перевод их на усиленный режим несения службы). Останавливаюсь на этом, главным поведенческим правилом (долного прояснения ситуации) выберу … «воздержись».
От комментариев любого рода. Было фейком или нет обращение Пригожина, не было. Идут колонны «вагнеров» на Ростов или отдыхают в местах расположения. До тех пор, пока Верховный Главнокомандующий и специально назначенные люди не скажут своего слова – любые рассуждения и домыслы будут выглядеть безответственно. А что этим воспользуются наши враги – не нужно даже гадать, не удивлюсь, если «удар по лагерям» были организованы именно ВСУ.
Единственное, в чём крепнет уверенность: интрига последних месяцев о некой «хитрой многоходовочке» с нападками Евгения Викторовича на Министерство Обороны, как о согласованном с Президентом элементе информационной войны и дезинформации противника – не интрига, а действительно попытка вооружённого мятежа. Сообщения, что «Владимир Путин проинформирован о ситуации, принимаются все необходимые меры», любые «хитрые планы» дезавуируют. Впутывать в столь опасные игры Самого … такого не бывает.
Пока ясно одно: Евгений Пригожин подозревается в вооружённом мятеже, Генпрокуратура прямо заявила – речь о статье 279 УК РФ. Что будет дальше? А как положено, по закону. Задержат, потом арестуют, а потом разберутся. Никаких бессудных репрессий, теорий заговора, сведения счётов и «конфликта интересов». Единственное, что напрягает действительно – риск отрытых боестолкновений, деградация дел на фронте. Чтобы ни случилось, такие вещи нужно давить в зародыше, провокация это или нет. Нервный срыв потерявшего берега бизнесмена это … или заранее спланированный заговор.
Думать нужно о Бахмуте и Ореховском направлении сейчас, концентрация ударных бригад ВСУ на этих направлениях более весомая угроза. Переброска сюда резервов состоялась ещё несколько дней назад, сняты украинские части из Николаевской области, Запорожского направления. Ещё вчера была холодная уверенность, эти шесть бригад с разбегу опять расшибутся о бетонную стену русской Армии, но вот случился демарш Пригожина и обстановка резко меняется. И возникает вопрос: такое случилось по роковому стечению обстоятельств или «попытка вооружённого мятежа» является частью чудовищного предательства, заранее согласованного с врагом.
Вопрос риторический, и есть надежда, что русские люди в рядах ЧВК «Вагнер» сами разберутся в обстановке, прислушаются к нашим генералам и голосу разума. Не поддадутся на провокации, не станут бить в спины своим боевым побратимам на линии фронта, которая в ближайшие часы испытает невиданное ранее напряжение, киевский режим обязательно воспользуется на краткий миг приоткрывшимся «окном возможностей». Если достигнет некоторых тактических успехов, речь пойдёт не о «попытке мятежа», а о первом в истории новой России факте военной измены.
Холодным рассудком понимаю, что реальной угрозы Ростову-на-Дону или Москве, Воронежу и Липецку нет. Колонны на марше уязвимы, БК у потенциальных мятежников не может быть много (если вдруг лихие людишки действительно что-то постараются учинить), а дух воинского братства не позволит «вагнерам» поднять оружие против солдат в такой же форме. Угроза будет купирована действиями антитеррора, вспышка неадекватности нейтрализована переговорами и разоружением.
А пока все должны сохранять спокойствие и холодную голову. Ждать официальную информацию, помнить: идёт война, как бы она не маскировалась под другие юридические формы. А на войне бывает враг, циничный, коварный и беспощадный. Что происходит сейчас – работает в его пользу, устраивать истерики и бегать курицей без головы по Интернету сейчас … принимать противоправные действия против своей Родины.
Являться источниками провокаций и паники. Запасаемся терпением, ждём официальной информации, держим кулаки за наших парней на фронте. Подозреваю, у них горячие деньки только начинаются. А любому, кто усложнит им задачу – несмываемый позор, военный трибунал и не вегетарианские 20 лет по статье 279 УК РФ, а расстрельная стенка.