Настойчивость украинского президента в попытках выпросить у Вашингтона деньги и хоть какое-то летальное оружие достойна лучшего применения. Возможно для него сам процесс попрошайничества уже вошел в столь закоренелую привычку, что стал ему жизненно необходим. Как известно, Штаты согласились на поставку так называемого оборонительного нелетального вооружения, а также есть одобрение Конгресса США в предоставлении Киеву финансовой помощи, на этот раз в сильно урезанном виде. Долгий вояж Петра Порошенко за океан на этот раз не принес ожидаемых результатов. Давайте разберемся в дилемме: чего хотел пятый президент Незалежной и чего он добился. А также окончательно проясним для себя, что значит летальное и нелетальное оружие на языке американцев, что из себя представляет финансовая американская помощь, предоставляемая Киеву. К тому же президент Порошенко в последнее время очень часто заявляет о возвращении Крыма и Донбасса под юрисдикцию Украины, не объясняя, как он это намерен сделать. Оценим шансы Киева воплотить в жизнь его слова.
МИЛИТАРИЗМ ПО-УКРАИНСКИ
Президент Украины уже наскучил всем и вся своими заявлениями, что, мол, украинская армия самая мощная в Европе. Эти его байки уже давно никого не забавляют. Возможно, для того чтобы вернуть к ним интерес, Петр Порошенко подписал указ № 278/2017 от 17 сентября, в соответствии с которым на 2018 год на оборону и державную безопасность планируется потратить более 165 млрд гривен, это примерно 6,3 млрд долл. США. Одновременно Совет национальной безопасности (СНБ) Незалежной поручил кабинету министров заложить в проект закона о госбюджете на 2018 год расходы на обеспечение национальной безопасности и обороны в объеме не менее 5% от валового внутреннего продукта. Ранее, 13 сентября 2017 года, был подписан другой документ «О предложениях к проекту закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины». К тому же полтора года назад был подписан указ президента № 92 от 14 марта 2016 года, в котором речь идет о финансировании государственной целевой программы создания и освоения производства боеприпасов и продуктов специальной химии на период до 2021 года и государственной целевой программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2021 года в объеме 0,5% от валового внутреннего продукта (но не менее 6 млрд грн), сверх объема расходов на финансирование сектора безопасности и обороны, определенного Концепцией развития сектора безопасности и обороны Украины.
Для реализации этого указа предусматривается финансирование на 2018 год. Что касается бюджета, выделяемого для госбезопасности и военного ведомства, то складывается впечатление, что Киев готовится к серьезной войне. Для нужд Вооруженных сил Украины (ВСУ) и других силовых структур Киев намерен выделить 165 млрд 372,3 млн грн, 158 млрд 997,3 млн грн отчислит общий фонд госбюджета и специальный фонд опустеет на 6 млрд 375 млн грн. Общие затраты за силовиков на 6,3 млрд долл. США в год позволят Незалежной обойти Египет и Таиланд, но при этом она не попадает даже в топ 30.
Военное ведомство в 2018 году, возможно, получит из основного фонда 81 млрд 689,2 млн грн, а из специального фонда 1 млрд 625,3 млн грн. Национальной гвардии Украины (НГУ) на тот же финансовый год причитается 1 млрд 354 млн грн из общего фонда госбюджета и 739,0 млн грн соответственно из специального фонда. На финансирование Службы безопасности Украины (СБУ) должно быть запланировано 7 млрд 491,1 млн грн за счет средств общего фонда и 160,9 млн грн – за счет средств спецфонда.
Полиция может рассчитывать на 24 млрд 277,2 млн грн за счет средств общего фонда госбюджета, спецфонд направит ей 90 млн грн. Пограничной службе Основной фонд госбюджета перечислит 9 млрд 10,6 млн грн, а спецфонд – 33,2 млн грн. В 2018 году из общего фонда 9 млрд 774,6 млн грн, плюс 969,4 млн грн – из спецфонда, будут потрачены на содержание Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС).
В 2018 году первоочередное финансирование деятельности безопасности и обороны Украины предусматривается по следующим приоритетным направлениям: усиление системы противовоздушной обороны государства и возможностей авиации Воздушных сил Вооруженных сил Украины; реализация государственной политики в сфере кибербезопасности, выполнение мер по развитию и модернизации специальной связи и защите информации; выполнение Национальной разведывательной программы на 2016–2020 годы; усиление контрразведывательной защиты и борьбы с терроризмом и диверсионной деятельностью; проведение интенсивной боевой подготовки частей и подразделений ВСУ и других законных военных формирований; обустройство госграницы Украины; реализация социальных гарантий военнослужащих, в первую очередь увеличение в структуре денежного обеспечения военнослужащих удельного веса должностных окладов и окладов по военным званиям. Есть, правда, в этой чехарде документов одна загвоздка. Дело в том, что финансовые поступления в вышеуказанные фонды, которые затем пойдут на нужды госбезопасности и обороны страны, начиная с 2018 года должно обеспечивать правительство Украины. А что будет, если оно с этой задачей не справится?
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Вопрос – где взять деньги, если бюджет страны по всем позициям буквально трещит по швам. Вот и приходится главе государства «протирать шаровары на коленях», выпрашивая милостыню за океаном. Пока Конгресс США одобрил выделение Украине на 2018 финансовый год 150 млн долл., но реально планируется потратить на Незалежную лишь половину этой суммы. Причем решение не окончательное, поскольку оно не прошло все инстанции утверждения, предусмотренные законами США. Указанная сумма значительно меньше той, что давалась на нужды Киева в прошлом году. Похоже, указу Петра Порошенко № 278/2017 от 17 сентября 2017 года не суждено быть исполненным. Придется ВСУ довольствоваться тем, что есть. А в распоряжении украинских военных не так уж много средств. Вот в 1992 году Незалежная действительно обладала весьма значительным арсеналом, ей достались вооружение и вся инфраструктура Киевского и Прикарпатского военных округов, большая часть материальных средств Одесского округа и солидный куш от поделенного с Россией Черноморского флота. На сегодня большая часть всего этого богатства продана за рубеж (доходы осели в карманах частных лиц), а многое из того, что осталось, израсходовано (в том числе методом хищения) в ходе карательной операции против мятежного Донбасса. Некогда мощнейшая украинская оборонная промышленность сейчас не просто лежит на боку, а безнадежно находится при смерти. Киев получает остатки советского вооружения и боеприпасов от стран Восточной Европы, бывших членов Варшавского договора, но опять же это старье не достается Незалежной бесплатно.
А воевать Петру Порошенко жизненно необходимо, поскольку его правление зиждется на идее «возвращения» Донбасса, ну и Крыма заодно. Отказ США поставлять так называемое летальное оружие правитель Украины подслащивает якобы готовностью Канады взять на себя этот гуж, но, конечно же, не бесплатно. Киевский правитель к тому же уверен в высоких технических качествах оружия, производимого на Украине, что, впрочем, не подтверждается практикой его использования.
ОРУЖИЕ США ДЛЯ КИЕВА
Украинский президент неоднократно заявлял о возможности получения Киевом военной помощи из США в виде поставок различного вооружения, как летального, так и нелетального. Чтобы разобраться с этими терминами окончательно, придется вернуться к событиям двухмесячной давности, когда вовсю обсуждалась возможность таких поставок, правда, речь шла только об оборонительном вооружении. Петр Порошенко, ожидая визита министра обороны США Джеймса Мэттиса, так и говорил: «Процесс предоставления оборонного оружия идет очень активно… более того, во время встречи с министром обороны, что было подтверждено и во время встречи в Белом доме, позицию по поводу поставок оборонного оружия попробуют решить еще в пределах текущего бюджетного года». Глава украинского МИДа предпочитает не разделять оружие на летальное и нелетальное, а говорить только об оборонительном оружии в комплексе. Откровенно говоря, не представляю себе, как можно провести черту между оборонительным и наступательным вооружением. Оружие есть оружие, любой его образец (ну, разве что кроме минно-взрывных заграждений) можно использовать как в обороне, так и в наступлении.
В качестве летального оборонительного оружия американцами почему-то на этот раз считались противотанковые ракетные комплексы «Джевелин». А под термином «нелетальное оружие» подразумевались обмундирование, снаряжение, бронежилеты, учебное стрелковое оружие и оборудование для стрельбищ, средства связи и радиолокаторы различного назначения и прочие материальные средства, то есть то, что в принципе не убивает. Но как можно обмундирование причислить к вооружению?
Впрочем, не в этом дело. Америка, к примеру, отрицает поставки летального оружия в Незалежную. Но как быть с информацией, которую распространяют украинские журналисты, явно не симпатизирующие ЛДНР: «После поставок партии снайперских винтовок калибра 12,7 мм «Барретт» М82 и М107 Вооруженным силам и Нацгвардии Украины США осуществили новую поставку – ручные гранатометы PSRL-1. В апреле 2017-го Нацгвардия купила 100 таких гранатометов у американской компании AirTronic USA». В руках бойцов тербатов и Нацгвардии в кадрах видеохроники войны в Донбассе порой можно увидеть американские штурмовые винтовки М16 и другое оружие.
В 2014-й в адрес ВСУ из-за океана были направлены легкие противоминометные радарные системы, но в штучном количестве. В 2015 году вслед за Великобританией (продавшей Киеву совершено бесполезные броневики «Саксон») США предоставили Украине старые бронированные внедорожники «Хамви» без вооружения, а также кое-что из снаряжения. Очевидно, Вашингтон и тогда колебался в решении вооружать или не вооружать Незалежную, и тому были и остаются сейчас веские основания. Вопрос о снабжении Киева вооружением рассматривался неоднократно, продвижение вперед он получил в конце президентства Барака Обамы, в сентябре 2016 года. Тогда палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за закон, в котором говорилось о поставках именно летального вооружения Украине, но этот документ не успел пройти все инстанции одобрения, предусмотренные американским законодательством. С приходом к власти Дональда Трампа об этом законе забыли.
РЕИНТЕГРАЦИЯ ДОНБАССА И КРЫМА
На протяжении уже долгого времени киевские власти ведут речь о возвращении Донбасса под свою юрисдикцию, тон время от времени меняется, то делается ставка на политическое урегулирование, то на сугубо силовые действия. Президент Порошенко, кабинет министров – в первую очередь силовики, и парламентское большинство не желают признавать того факта, что военным путем Незалежная не в состоянии одолеть мятежные самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР. Что только Киев не перепробовал. На поле боя ВСУ, Нацгравдия и добровольческие батальоны показали свою полную беспомощность. Ведение войны силами специальных операций Минобороны Украины и СБУ тоже не очень получается. Даже привлечение для участия в боевых действиях иностранных солдат не дает нужного результата.
В настоящее время Киев пытается привлечь иностранные военные силы под эгидой ООН (голубые каски) якобы для проведения миротворческой операции, на самом деле в этом акте просматривается намерение ликвидации самопровозглашенных республик. Москва не против миротворцев, но настаивает на размещении международных сил только на линии противостояния. Киев выдвинул свой план (а Вашингтон поддержал его), согласно которому миротворцы должны находиться на всей территории мятежного Донбасса, и главным образом они должны перекрыть границу с РФ. Расчет команды Петра Порошенко прост, он основан на провокациях против голубых касок, если таковые будут введены в Донбасс. Таким образом, мировое сообщество будет втянуто в военный конфликт против ЛДНР, а Москва окажется в сложной ситуации. Не секрет, что Киев пытается спровоцировать Россию на военные действия любого уровня, в надежде, что Запад окажет ему всестороннюю, в том числе и военную, поддержку.
Поэтому и возвращение Крыма Украина рассматривает в увязке с Донбассом. Коль скоро международные силы будут уже втянуты в войну, почему бы не предложить все тем же международным силам одновременно захватить полуостров и вернуть его под власть Киева. К тому же чаяния украинских правителей и Вашингтона в отношении полуострова совпадают. США по-прежнему рассматривают его как удобное место для размещения своей военной базы. Америка умело использует международные организации для достижения своих целей. Мировое сообщество, несмотря на веские доводы Москвы, упорно не желает признавать Крым и Севастополь российскими. В опубликованном недавно докладе Управление Верховного комиссара ООН по правам человека называет полуостров «оккупированной территорией», ведет статистику (которую получает из украинских источников, в основном из блогосферы) о якобы нарушениях прав человека и рекомендует Москве в Крыму и Севастополе применять украинское законодательство.
Так что введение миротворцев на территорию Донбасса, ныне неподконтрольную Киеву, вполне может получить весьма драматичное продолжение в виде очень большой войны, в которой Россия будет противостоять очередной международной коалиции. Поэтому Москве нужно чрезвычайно осторожно подходить к самой идее присутствия голубых касок на юго-востоке Украины, это вопрос для обеспечения безопасности и даже целостности России более чем принципиальный.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас