Новое правительство назначено. Президент контролирует политическую ситуацию. Силовики и армия поддерживают порядок в столице. Протесты проходят в мирном режиме и уже не так многочисленны и агрессивны, как в первые дни. Проще говоря, революционный задор и тяга в разрушению проходят. Лидеры протеста согласились договариваться мирно, без крови и вооруженного противостояния.
Есть у революции начало, нет у революции конца
Если рассматривать то, что происходит в Киргизии, поверхностно, не вникая в суть процессов, создастся впечатление, что президенту и парламенту республики удалось сбить активность радикалов. Более того, у протестующих выбили из рук их «знамена». Выполнили основные требования. Итоги голосования отменили. Премьером стал человек, которого выпустили из тюрьмы радикалы.
Красивую картинку портит одно обстоятельство. Бунт никогда не заканчивается просто сменой личностей во властных структурах. Он всегда имеет продолжение. Победители мстят побежденным. Начинается террор. Где-то он принимает радикальные формы, когда политические противники уничтожаются физически, где-то противников просто прячут в тюрьмах и лагерях, тем самым выключая их из политической жизни страны.
Лично у меня нет сомнений в том, что протестующие, заставившие ЦИК и парламент Киргизии признать выборы недействительными, заставившие президента и парламент принять их условия игры, не остановятся на этом. Следующей целью явно станет президент и Жогорку Кенеш. Депутатов и Сооронбая Жээнбекова не спасут уступки, которые ими сделаны. Как мне кажется, выдвижение этих требований всего лишь вопрос времени.
Что уже сделано президентом и правительством республики
Прежде всего вопрос об уходе президента Киргизии уже запущен в общество новым премьером Садыром Жапаровым, утвержденным парламентом. Как я понимаю, разговора между президентом и премьером по этому поводу не было. Жапаров просто поставил вопрос в форме ультиматума. Если не цитировать нового главу правительства, а просто озвучить его мысль, то выходит, что правительство дает Жээнбекову три дня на добровольную отставку.
Три дня и гарантии того, что, в отличие от других бывших президентов, ему гарантируется статус «бывшего президента». Тем более что Жээнбеков сам заявлял о своей готовности уйти с поста после стабилизации обстановки в стране. В переводе на общепонятный язык это звучит как предложение альтернативы: либо уходишь сам и получаешь все льготы, положенные бывшему президенту и гарантии личной безопасности, либо через три дня будешь сметен народным гневом и неизвестно, чем это для тебя закончится.
Мне было интересно наблюдать за реакцией президента на это заявление премьера. Восток — дело не только темное, но и достаточно витиеватое. Ведь именно он рекомендовал Жапарова на должность премьера. С точки зрения европейца премьер должен быть человеком Жээнбекова. Ответ последовал от пресс-службы киргизского президента. Пресс-секретарь Толгонай Стамалиева озвучила ответ президента:
Есть ещё один факт, о котором в Бишкеке предпочитают не упоминать. Да и в наших СМИ об этом сообщений почти нет. Сторонники нового премьер-министра негативно относятся к русскоязычным журналистам. Открытым текстом говорится о том, что российские журналисты предвзято освещают события и действия протестантов. Работать в Бишкеке становится небезопасно.
Страна находится в очень сложном экономическом положении. Практически провалена программа борьбы с коронавирусом. Гастарбайтерам, приехавшим из России, просто негде работать и зарабатывать. И киргизы хотят «сохранить картинку». Хотя бы видимость того, что очередной бунт — всего лишь «личное дело» киргизов. А журналисты в этом деле очень плохие помощники.
Наверное, в этом есть рациональное зерно. Если учесть, что «народный бунт» не такой уже и бескорыстный. Красивыми лозунгами о свободе и счастье для народа прикрыты обычные бандитские налеты, грабеж, воровство и мародерство. Я в начале событий писал о принадлежащем российской компании месторождении золота «Джеруй». События там развиваются как раз по сценарию обычного бандитского налета. По сообщению главы Международного делового совета Аскара Сыдыкова, в результате беспорядков и набега мародеров предприятию нанесен ущерб в размере 20 миллионов долларов (1 млрд. 545 млн. рублей).
Ничего ещё не закончилось
Спокойствие, царящее в информационном пространстве по поводу событий в Бишкеке, обманчиво. Тишина, которая сегодня царит в киргизской столице, держится на наличии огромного количества силовиков и киргизской армии. Причины, которые вызывали народные волнения в прошлом, не устраняются. Скажу больше: новое киргизское правительство, как и предыдущие, самоустраняется от решения экономических и социальных проблем, международных и межнациональных вопросов.
Я подсчитал количество народных волнений, бунтов, протестов, которые потрясли землю Киргизии в 21 веке. По моим подсчетам, последние волнения — «юбилейные», десятые. Этакий мрачный юбилей борьбы за химеру власти народа. Чтобы не быть голословным, приведу список волнений. Возможно, я что-то упустил.
17.03.2002 года: аксыйские события. Расстрел демонстрации в селе Боспиек Аксыйского района Джалал-Абадской области.
8.01.2005 года. Пикеты у здания парламента в поддержку кандидата Розы Отунбаевой и против кандидата, дочери президента Акаева Бермет Акаевой.
4-5.03.2005 года. Протесты в Оше и Джалал-Абаде против результатов выборов в парламент.
14.03.2005 года. Протесты в Оше, Узгене, Алае, Джалал-Абаде, Базар-Коргоне, Кочкоре, Таш-Кумыре против результатов выборов в парламент.
24.03-11.04. 2005 года. Тюльпановая революция, свержение Аскара Акаева.
7.04.2010 года. Свержение президента Бакиева.
10-14.06.2010 года. Столкновения на межэтнической почве на юге Киргизии между киргизами и узбеками.
10.04.2014 года. Протесты против продажи киргизских аэропортов России. Требование отставки президента Атамбаева.
7-8.08.2019 года. Штурм резиденции бывшего президент Атамбаева и его арест.
5-6.10.2020 года. Протесты против результатов выборов в парламент. Признание выборов несостоявшимися, отставка правительства.
Государственность Киргизии все ещё находится на этапе формирования, точнее, поиска приемлемой формы правления. Именно поэтому события, происходящие сейчас, — не последние.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю