Победа Байдена на американских выборах еще под вопросом, однако офис президента Украины уже на 100% лег под демократов.
И первыми от этого пострадали китайские инвесторы, которые во времена Дональда Трампа решили прикупить «Мотор-Сич». В домайданные времена это был один из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, а также газотурбинных установок.
Китайских покупателей в первую очередь интересовали военные технологии, имеющиеся на предприятии, в частности двигатели для крылатых ракет. Президент компании Вячеслав Богуслаев в начале 2019 года объявил о продаже акций китайской фирме Beijing Xinwei Technology Group. Китай купил более 50% акций «Мотор Сич». Но штаты оперативно заблокировали сделку, высказав «серьезную обеспокоенность». Об этом в конце августа 2019 года заявил советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.
И я с американцами полностью тут согласен. Как проданное Штатам (вместе со страной) можно было продать еще и Китаю? Украинские власти «заморозили» акции предприятия. Сделка зависла. Кидалово на госуровне ибо халява по над усэ.
Китайцы наняли украинского олигарха второго дивизиона Александра Ярославского, чтобы он помог им разблокировать работу завода, который де-факто принадлежит уже компании из КНР. Буквально до декабря оставалась возможность завершить оформление китайской инвестиции в «Мотор-Сич». При этом Пекин постоянно заявлял о готовности обратится в международный арбитраж, если Киев будет продолжать блокировать сделку по приказу из Госдепа США.
И вот этот день настал: китайские инвесторы официально уведомили правительство Украины о направлении инвестиционного спора в международный арбитраж с целью взыскания с украинского государства ущерба, оцениваемого в размере $3.5 млрд. Бизнесмену Ярославскому не удалось решить вопрос с разблокированием акций предприятия «Мотор-Сич» в украинских судах. Блок, поставленный в Вашингтоне, оказался эффективным.
Была слабая надежда, что после переизбрания Трампа на второй срок позиция Киева изменится, но теперь и она развеялась. Шансы получить с Украины три с половиной миллиарда долларов у Пекина очень велики (хотя, если честно, вся Украина сейчас столько не стоит). Китайская сторона действительно осуществила покупку, перевела деньги, начала реализовывать план по инвестированию в производство двухсот миллионов долларов и в результате понесла убытки.