Как сообщает известный военно-морской аналитик H. I. Sutton в материале "Chinese Increasing Nuclear Submarine Shipyard Capacity", опубликованном на американском ресурсе "USNI News", Китай ведет подготовку к резкому наращиванию объемов строительства атомных подводных лодок. Для этого, согласно данным спутниковых снимков, на головном китайском предприятии атомного подводного кораблестроения Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSHIC) в Хулудао (провинция Ляонин) ведется строительство нового судостроительного эллинга с двумя стапельными линиями для постройки атомных подводных лодок (АПЛ) - в дополнение к уже законченному строительством в конце 2016 года новому судостроительному эллингу с тремя стапельными линиями. Каждая из линий новых эллингов обеспечивает нахождение на ней двух АПЛ.
Строительство нового эллинга с двумя стапельными линиями для постройки атомных подводных лодок на китайском судостроительном предприятии Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSHIC) в Хулудао. Справа выше от него - законченный строительством в конце 2016 года судостроительный эллинг с тремя стапельными линиями для постройки атомных подводных лодок. Спутниковый снимок от 19.09.2020 (с) Kompsat. Графика H. I. Sutton / news.usni.org
Следует отметить, что в эллинге, законченном строительством в 2016 году, пока что не было построено ни одной АПЛ, так что, видимо, работы по общей модернизации и расширению предприятия BSHIC еще продолжаются. Однако, судя по строительству нового эллинга, когда эти работы будут закончены, то возможности BSHIC по постройке АПЛ возрастут фактически в несколько раз. Так что можно ожидать, что Китай планирует перейти к массовому строительству АПЛ темпом несколько единиц в год с целью добиться численности атомного подводного флота, сопоставимой с ВМС США.
Сейчас ВМС США имеют в строю 69 АПЛ всех типов, однако, согласно недавно объявленным министром обороны США Марком Эспером планам, к 2045 году американцы намереваются иметь в составе флота 70-80 многоцелевых АПЛ плюс 12 новых атомных ракетных подводных лодок типа Columbia.
Изначально строительство «китайского Северодвинска» (бывший завод № 431) в Хулудао велось по специальному советскому проекту и с советской технической помощью с 1953 года и до начала 1960-х годов. Завод был с самого начала ориентирован на военное кораблестроение и является единственным предприятием КНР, занимающимся строительством атомных подводных лодок. Здесь в 1970-1980-е годы были построены все пять атомных многоцелевых подводных лодок проекта 091 и единственная китайская атомная ракетная подводная лодка проекта 092. После 2000 года была развернута постройка китайских атомных лодок нового поколения - атомных многоцелевых подводных лодок проекта 093 (построено восемь единиц) и атомных ракетных подводных лодок проекта 094 (построено шесть единиц). Фактически с 2006 по 2020 годы верфь сдала таким образом ВМС НОАК только 14 АПЛ - в среднем по одной в год. В Бохае производится и средний ремонт китайских атомных подводных лодок. Тем не менее, относительно вялые до последнего времени темпы атомного подводного кораблестроения в Китае привели к тому, что с 1994 года доминирующим в продукции завода является гражданское судостроение.
Конструктивно завод Бохай изначально был подобен советским предприятиям Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре с использованием технологии строительства кораблей и судов в закрытых эллингах со спуском на воду через передаточные док-камеры, хотя после 1990 года неоднократно модернизировался и расширялся. Два новых эллинга, построенных или строящихся на BSHIC, сохраняют тот же принцип постройки. Основной "старый" эллинг еще "советской" постройки имеет семь судостроительных линий, хотя на каждой из них может находиться только одна АПЛ. Имеются два открытых сухих строительных дока размерениями 480 х 107 м и 294 х 50 м, две передаточные док-камеры, а также два больших наклонных стапеля, позволяющие строить суда тоннажем до 150 тыс. GT, В целом завод BSHIC способен строить коммерческие суда тоннажем до 400 тыс. GT с общим заявляемым объемом якобы до 4 млн GT в год.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю