Для построения коммунизма нужно всего два условия.
Первое – смелость честно, перед собой и людьми, публично, подробно и конкретно, т.е. детально описывать свои мечты, желания, цели и средства для них, нужды и потребности. Ничего не стесняясь, от самых маленьких, до самых больших.
Второе – смелость признаться себе в том, что живешь уже много лет только ради себя самого и ни смысла, ни радости в такой жизни не видишь. И даже обычные развлечения не приносят прежнего удовольствия, так как приелись, а на новые нет средств, а если есть средства – то нет сил и даже желания.
Второе условие – есть причина того, что люди заводят детей или уходят в монастырь, начинают путешествовать и записываются в различные волонтерские организации. Потому что дети – свежи и полны желаний, потому что Вечность – восполняет собой то, что человек чувствует как нужду, но не может сформулировать. Потому что новые впечатления и обстоятельства меняют человека, делают его самого как бы ребенком. И наконец: потому что когда человек реализует чью-то настоящую, насущную нужду – он чувствует себя нужным и оправданным в своем существовании перед миром, людьми, самим собой. Мы ведь что только не делаем, чтобы развеять тоску, экзистенциальный ужас перед жизнью, перед бытием.
Технически это можно было реализовать всегда – с тех времен, когда люди научились говорить, и более того, наверное все то время что живые существа общаются друг с другом, создавая некий социум. Ведь все что нужно – это 1) дать понять другому, что тебе что-то нужно так, чтобы для него это было очевидно, ясно и просто 2) увидеть, что другой в чем-то нуждается и просит тебя об этом, и ты можешь это ему дать. Сегодня это можно реализовать не только при физической встрече двух людей. Которые, как правило, полны страхов и подозрений, и все равно с вероятностью больше 50% могут вспыхнуть внезапной симпатией друг к другу, и как следствие – стать способны на выполнение этих двух пунктов. В средневековье уже можно было рассылать письма или бросать устный клич по миру – и это работало! В новое время появилась возможность давать объявления в газетах. Всего сто лет назад появилась возможность на весь мир заявить о себе и своей нужде через радио. Сегодня у нас есть Сеть и всевозможные сервисы, социальные сети, сайты объявлений и прочие полезные штуки.
Возможности человеческого рода? Безграничны – было бы желание и смелость тех, кто может его исполнить. Технологии можно придумать, материалы – собрать, оборудование построить и т.д. Даже инвестиции для этого скопить в складчину. Этот механизм тоже уже есть – краудфандинг называется. Смелость людей – принять эту свою способность и сорганизоваться наилучшим для этого образом. Все лучшее, что люди делали в мире – делалось не ради денег, не ради выживания, не ради набитого брюха. Всегда были великие цели. И всегда находились те, кто, загоревшись ими, вел за собой массы, превращая их могучие социальные организмы, социальные машины: институты, организации, учреждения, предприятия, движения, общины, союзы, партии и т.д. И эти человеческие структуры находили способы превратиться в совершенный инструмент достижения великой цели, чьей-то мечты. Которая всегда рождалась в начале в одной единственной голове.
Коммунизм по данной схеме – не то, что убивает капитализм. Не нужно ничего разрушать – все, что отжило свое, само отсохнет. Эта схема не уничтожает денежный обмен или бартер – она лишь дополняет их. Достаточно сделать ее равноценным правилом. Каждый человек может осознать свою способность стать волшебным джином, могущественным исполнителем желаний. Каждый человек может обнаружить, что он не один в этом мире, и хотя может быть многим, и даже большинству людей пока что все еще наплевать на него (по привычке, от усталости, страха, собственных болячек или недоразвитости), но очень и очень многим – нет. Просто потому что он – есть. И тем самым априори заслуживает право быть, не сдохнуть от голода, холода, тоски и равнодушия окружающих. И деньги здесь – не главное.
Сам Бог, воплотившись в человеке, сказал – да любите друг друга! Любить друг друга совершенным образом – это очень и очень большой подвиг, потому что надо уметь любить душу, делать все для того чтобы она росла и становилась сильнее, не вредить ей и т.д. Это не многие родители умеют по отношению к своим детям, что уж там о чужих по сути людях. Исполнить же самые простые, самые легкие, самые маленькие желания тех, кто живет рядом и осмелился о них заявить – это уже будет первым камушком, что стронет лавину. Лавину любви в сердце человека.
Не обязательно исполнять все желания. Абсурдные, несбыточные, чрезмерные – отвалятся просто потому что во-первых не найдется для них исполнителя, а во вторых потому что человек – существо непостоянное, и многое чего нам сегодня хочется – может завтра пройти как сон. У нас огромное количество иллюзий, ложный желаний, глупых идей, которые родились либо от противного – то есть от боли, от разочарования, от усталости по отношению к чему-либо, либо от буйного, богатого, но не дисциплинированного воображения. Мы задавлены нуждами, страхами, фрустрацией, завистью, истощены обязательствами перед всеми вокруг и перед самими собой – но исполняем ли мы свои настоящие нужды? Не факт. Исполняем ли мы нужды тех, кто вокруг нас? Тоже не факт – в большинстве случаев мы отбываем номер, исполняем кучу формальных телодвижений, которые нужды только для того, чтобы не испугать друг друга еще больше.
Большинство этих телодвижений мы делаем только потому, что боимся признаться себе в том чего мы хотим на самом деле. И в том, что у нас нет сил исполнять свои настоящие желания и отказывать окружающим в их по сути бессмысленных (для них же самих!) требованиях. Разве всегда виноват человек в том что у него нет сил? Кто-то может и скажет «это его выбор», но прошу прощения – если десять раз сделать один и тот же неправильный выбор, легко ли его исправить в одиннадцатый? Это уже не вина, а беда людей, которые привыкли мучить себя и окружающих своей слабостью, и не обвинять их следовало бы, но помочь. Прежде всего – помочь поверить в себя, что не все потеряно и не все зря, а помаленьку, по капельке можно все исправить. Без насилия, без разрушительных рывков и надрывания печонок. Спокойно, плавно и с удовольствием для всех участвующих в процессе.
А уж о том, чтобы публично высказать свои сущностные требования к миру – и вовсе ужас-ужас! Засмеют, заклюют, или еще хуже – проигнорируют. Все ли? Или найдется кто-то, кто поймет и может быть даже поможет? Пусть не на луну слетать – но донести тяжелую сумку от магазина до подъезда, хотя бы. Тоже ведь дело! И тоже любовь. К ближнему. Та самая. В конкретном поступке. Начинать можно и нужно с малого – чтобы не пугать себя и друг друга. Но привыкнув к самой идее – что я могу что-то сделать безкорыстно для другого, не навязав ему помощь, не откупившись смс-кой через неизвестный фонд, который хорошо если не отберет себе половину пожертвований, или банковским переводом на неизвестный же расчетный счет, а непосредственно: своими руками, прямо на виду у того, для кого это делается. Или не на виду, анонимно – для тех, кто любит сохранять инкогнито и желает стяжать награду в других измерениях. Привыкнув, мы обнаружим, что нам это может быть нравится, может быть нет – но пожалуй не хуже, чем когда мы не подозревали даже о такой возможности. Это как минимум очень полезное знание – знать что ты можешь быть по-настоящему полезен другому.
И ведь наверняка большинству из нас достаточно как можно подробнее сформулировать свое желание, продумав детали вплоть до мелочей, чтобы понять его избыточность. И от некоторых – официально отказаться, волевым решением. Другие – переформулировать на что-то более жизненное, может быть приземленное, но не менее интересное. А третьи наоборот – развернуть из сугубой прагматики в некий масштаб, о котором стыдно и страшно было даже в мыслях заикаться. Почему? Да просто привычка – видеть себя маленьким, забитым, никчемным человечком, с маленькими запросами, привычками и делами.
Почему только два этих условия? Потому что в этом механизме посредники не нужны. Нужны только технические средства – и сегодня их организовать легко, как никогда. Деньги – это посредник. Мы исполняем с их помощью свои желания, но далеко не все. Банки рисуют деньги из воздуха, когда дают кредиты друг другу, производителям, распространителям и потребителям – и берут за это неиллюзорные проценты, даже не трудясь покрывать свою деятельность достаточными резервами. Любая организация может быть посредником, но всегда возникает вопрос – на каком основании люди, которые берут и распределяют ресурсы, решают – сколько у них осядет комиссионных. И с одной стороны за работу всегда полагается награда, а с другой – она всегда кажется избыточной для тех, кому в результате не хватает на собственные нужды. Не стоит питать иллюзий: пока есть рынок, такие люди будут всегда. Потому что в любой момент может наступить кризис, или менеджеры с акционерами могут решить, что для повышения показателей требуется оптимизировать издержки. В том числе – на людей. Следовательно, механизм должен быть прозрачен и заключаться исключительно в свободной коммуникации людей по поводу их желаний и возможностей их исполнить друг для друга. Люди публикуют запросы – и затем, имея свободное время и средства (не только финансовые – любые, время и силы и даже само внимание это тоже ресурсы) – смотрят, кому бы они могли помочь исполнить тот или иной запрос.
Рынок не плох как механизм, кроме одного момента – если человек не умеет защитить свои интересы, в том числе коллективные, в плохих обстоятельствах он проигрывает. И кроме того, он обезличивает товары и услуги. Маркс назвал это отчуждением – но отчуждение лишь одна сторона обезличивания, сторона производящего работника. Со стороны потребителя услуга и тем более товар еще более обезличен – потому что сама идея массового потребления предполагает что для ускорения и максимизации прибыли и ускорения роста все лишнее, в том числе человеческое тепло из товаров и услуг должно быть удалено. Механизм исполнения запросов – так, пожалуй, следует назвать ту систему, которую я предлагаю, исправляет оба эти недостатка. Недостаточно защищенный человек обретает если не гарантию, то хотя бы дополнительную надежду на защиту и поддержку общества. И, кроме того, возвращается живой контакт двух людей, при котором один передает другому даже не то, в чем тот выразил нужду – а то самое человеческое тепло, дефицит которого испытывает сегодня весь земной шар, все 6 миллиардов человек, и которое практически невозможно монетизировать без потерь искренности и глубины взаимного расположения. Потому что договор исполнения запроса – гораздо более независим от общества, чем любой другой, почти как акт дарения. Даже на дарение иногда взимается налог, если факт такового можно юридически истолковать как доход лица, получившего имущество в дар. Но для дарения не обязательно знать того, кому ты что-то даришь, и иногда формальное дарение – просто способ решить формальные же проблемы с этим самым имуществом.
Тем временем многие вещи просто невозможно оценить в деньгах – потому что они идут от одной личности к другой. Или от личности к общности, или наоборот. Для всех остальных то, что происходит между двумя уникальными субъектами – не может быть передано без искажений третьим лицам и группам лиц, имеет уникальную же ценность. И само по себе человеческое тепло, в самой своей основе – признание в диалоге, здесь и сейчас того что я – человек, и ты – человек, и мы оба друг друга признаем и ценим друг в друге наше человеческое достоинство – это не может иметь стоимостного эквивалента и рыночной капитализации.
Мы дарим друг другу подарки на дни рождений и по другим важным обстоятельствам – друзьям и родственникам. Мы занимаемся благотворительностью и ходим на субботники собирать мусор по паркам, озерам и рекам. Мы кидаем сдачу в коробочки с фотографиями мучеников больниц и хосписов – и это все не мало, очень не мало. Но знаем ли мы – что нужно нашему соседу по лестничной площадке? О чем мечтает ваш собственный ребенок или ваши родители на самом деле (а не то что мы об этом думаем, будто знаем)? Чего не хватает нашему коллеге, чтобы приходить на работу полным сил, энергии и хорошего настроения?
Коммунизм – это просто. Это признаваться друг другу в своих желаниях и помогать их исполнять. Хотя бы самые маленькие. Для начала.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас