Такую точку зрения в беседе высказал адвокат Лиги защиты прав пациентов Дмитрий Айвазян. По его мнению, чудовищные случаи в Ростове-на-Дону и Омске свидетельствуют о том, что в регионах, в отличие от мегаполисов, практически невозможно получить вменяемую медпомощь. Подобных инцидентов стоит ожидать и в дальнейшем.
Напомним, что уже сообщалось о череде ковидных скандалов в стране. О трагедии в Ростове-на-Дону читайте в материале «В ковидном госпитале Ростова задохнулись 13 пациентов». К слову, виновными в этих смертях поспешили назвать врачей, а вначале вообще называли информацию о произошедшем фейком.
Случай в Омске, где скорая помощь 10 часов не могла передать в больницу двух тяжёлых пациентов с подозрением на COVID-19, а в итоге привезла их под здание областного минздрава, дополнил историю.
Как же так?
Состояние, в котором находится наша медицина, — прямое следствие оптимизации здравоохранения, наложенное на непрофессионализм управленцев, работающих в этой системе, полагает Дмитрий Айвазян.
«Сокращены все звенья медицинской помощи, и это привело к тому, что уменьшился доступ и возможность получить качественную, эффективную и своевременную медпомощь на всех этапах оказания», — прокомментировал эксперт ситуацию в отечественной медицине.
Он назвал основные составляющие оптимизации: сокращение коечного фонда, уменьшение количества медучреждений, сокращение числа медицинских работников.
Раньше хирургический или инфекционный больной мог находиться в стационаре неделю или две. В результате оптимизации время пребывания на больничной койке резко сократилось. Причиной этого называлась якобы экономия в расходах на специалистов, лекарства и коечный фонд. С этим связано уменьшение количества коек в стационарах, уточняет эксперт.
Далее в большей части регионов произошло сокращение числа медицинских учреждений: амбулаторий, поликлиник, стационаров в больницах. Чиновники объясняли это тем, что больницы будут укрупняться, но этого не произошло.
В этом же ряду — сокращение поставок специализированного диагностического и лечебного оборудования, снижение фармакологического обеспечения.
«Чтобы там ни говорили, это имеет место, хотя у нас трубят, что жизненно необходимых лекарств достаточно — но это только на бумаге. Реально получить что-то действенное в регионах очень сложно», — подчеркнул адвокат Лиги защиты прав пациентов.
К слову, чтобы убедиться в справедливости замечания эксперта, ходить далеко не надо. На этой неделе благотворительные фонды обратились к президенту и федеральным властям с сообщением, что в России грядёт катастрофа с лекарствами для онкобольных. Читайте об этом в материале «В России закончились лекарства для больных раком».
Ситуацию усугубила оптимизация числа медработников, как среднего, так и врачебного звена в результате перепрофилирования организаций.
В итоге мы получили сокращение бюджетного финансирования, направленного на фонды заработной платы и содержание медицинских учреждений, подчеркнул Дмитрий Айвазян.
По его мнению, власти приступили к оптимизации здравоохранения не сейчас, не год и не два назад, а ещё в начале двухтысячных.
«Хитроватые чиновники поняли, что здесь есть возможность сэкономить на людях. И на всех властных уровнях указывалось, и это не скрывалось, что в приоритете у нас вообще-то не медицина и качественное оказание медпомощи. Приоритеты у нас другие — оборона, силовые ведомства, структуры, связанные с охраной и так далее», — убеждён эксперт.
При этом он не снимает вины с самих медиков, которые не смогли за себя постоять.
«Потому что у медиков на это нет ни желания, ни сил, ни воли, ни возможностей. Если мы говорим о профсоюзах или каких-то сообществах — всё раздроблено, фактически у нас нет какого-то сплочённого сообщества, которое могло бы защитить себя и пациентов», — подытожил Дмитрий Айвазян.
Егор Самойлов