Ситуация повторилась на следующий день после празднования независимости Венесуэлы от Испании. Праздник традиционно отмечается 5 июля. Несмотря на шумные праздничные мероприятия, которые проводились по всей стране, 6 июля сотни одетых в белое венесуэльских женщин, распевая гимн страны, прорвались через закрытую границу Колумбии в надежде найти продовольствие в соседней стране. Бойцы национальной гвардии пытались сдержать их, однако женщины, перед которыми стояла цель накормить свою семью, прорвали оцепление. «Мы решили пересечь границу, потому что у нас дома нет еды, а наши дети голодают», - приводит их слова ряд СМИ. «Я внезапно осознала, что трагедия не в том, что мне приходится от чего-то отказываться, а в том, что я начала считать это нормой», - так отзываются местные женщины о продовольственном кризисе, охватившем страну.
Политически Венесуэла разделена на два лагеря: сторонников и противников власти. Правда, политика нынешнего президента Николаса Мадуро привела к росту последних. Схватки между этими группами людей происходят не на жизнь, а на смерть. Единственное место, где они прекращают свои споры – это очереди в магазинах, ведь голод чувствуют все, вне зависимости от своих политических взглядов.
Экономика на грани краха
Голодные бунты стали следствием кризисных явлений в экономике. Главной их причиной называют падение цен на нефть, зависимость от которой огромна: почти половина доходов бюджета, четверть ВВП и 95% валютных доходов. По признанию самого Мадуро, за последние шесть лет доходы страны от продажи нефти сократились на 4 200%.
Годовая инфляция на уровне 181%, которая по прогнозам МВФ вырастет до 720%. Доллар подорожал к местной валюте в 100 раз. У 87% населения не хватает заработка для того, чтобы прокормиться. Размер валютных резервов ЦБ сократился до рекордно низких объёмов в 1,5 млрд долларов. При этом из-за немалых активов государственной нефтяной компании PDVSA за рубежом, дефолт объявлять невыгодно.
Венесуэла страдает и от нехватки медикаментов, поставки которых сократились в 5 раз. Впервые с 1996 года были подняты цены на бензин, но и это не помогает выплыть.
Ситуация на данный момент патовая. Купить продукты по низким ценам можно только в государственных магазинах, в которые товары распределяются правительством. При этом чиновники не гнушаются зарабатывать даже на этом, распределяя лишь половину продуктов в магазины. Остальное они продают перекупщикам, которые поднимают цены на товары в среднем в 3-4 раза, а на некоторые и в 10 раз. Для большинства населения такие цены неподъёмные. Чтобы купить товар в государственном магазине, необходимо в строго определённый день (пропуск в магазины по последним цифрам паспорта) отстоять 5 часов в очереди.
Кризис сопровождается ещё одной проблемой, вызванной климатическим феноменом «Эль-Ниньо», который характеризуется продолжительной засухой. На фактически мёртвое сельское хозяйство эти погодные явления не оказывают никакого влияния. Колоссально пострадала от засухи энергетическая отрасль, поскольку более 65% потребности населения в энергии удовлетворяет одна гидроэлектростанция «Гури». Проблемы ГЭС начинаются тогда, когда для вращения турбин не хватает воды в резервуарах. Сейчас до «зоны коллапса», при которой ГЭС по сути прекратит свою работу, остаётся чуть больше 1,5 метров.
Правительство пытается спасти положение ограничительными мерами. Отели и магазины 9 часов в день должны работать за счёт своих генераторов. Предприятия в области тяжёлой промышленности обязаны снизить энергопотребление на 20%. До начала дождей сокращается количество рабочих дней. В апреле пятница стала третьим выходным днём, а рабочая неделя госслужащих сократилась до 2 дней. Мадуро также предлагает передвинуть стрелки часов на полчаса вперёд, чтобы люди ложились спать раньше, а значит не тратили электроэнергию за счёт включения света.
Может ли водитель автобуса управлять государством?
Правительство Венесуэлы выглядит на деле прямо, как завещал товарищ Ленин, говоря о том, что кухарка сможет править государством. Только вместо кухарки страной правит бывший водитель автобуса. Это, впрочем, один из любимых козырей оппозиции, которая всячески пытается дискредитировать президента. Для этих целей по всей видимости был создан сайт Maduradas, где большинство новостей подаётся с точки зрения провалов президента. Чаще всего статьи скатываются в банальный стёб над правительством социалистов и обсуждений стоимости кроссовок чиновников. Это типичное проявление политической жизни Венесуэлы, где и правительство, и оппозиция спокойно отпускают грязные шутки в сторону друг друга.
На деле дискредитировать Мадуро сайтом в нынешней ситуации – бесполезная трата времени, поскольку он сам буквально зажал себя в тупик. Что делать, когда больше половины страны требует отставки, а остальная часть ждёт, что только наследник Чавеса может спасти Венесуэлу от краха?
Взять тот же энергетический коллапс. Он по сути вызван тем, что в 2002 году были заморожены тарифы на электроэнергию. В то же время люди массово скупали бытовую технику. Всё это привело к росту энергопотребления, которое не сопровождалось улучшением инфраструктуры и строительством новых электростанций. По данным независимого статистического подразделения в структуре Министерства энергетики США (EIA), с 2003 по 2012 годы потребление электричества в стране выросло на 49%, при этом мощности возросли лишь на 28%. Еще при Чавесе произошло сокращение инвестиций в развитие энергетической инфраструктуры, ничего не изменилась и после 2007 года, когда электросети перешли в собственность государства.
Продовольственный кризис стал следствием упадка в сельском хозяйстве, которое окончательно добило регулирование цен и чрезмерная централизация. При этом правительство довело импорт продуктов аж до 70%, что для тропической страны само по себе выглядит странно. Конечно, когда есть деньги от продажи нефти, можно импортировать продовольствие и чувствовать себя при этом прекрасно. Проблемы начинаются тогда, когда денег нет, а население шуточно называет бифштексами манго, у которого сейчас самый сезон.
Однако и оппозиция с американским уклоном, которая вынашивает планы по повальной либерализации, приватизации и кредитованию со стороны МВФ не сможет исправить ситуацию с таким подходом. Неолиберализм американского образца для Аргентины уже обернулся дефолтами «нулевых», проверять модель на Венесуэле – это сознательно топить страну. Поэтому водитель автобуса, жена которого, к слову, продвинутый юрист и управленец, здесь не причём.
Когда оппозиция ничуть не лучше власти
Как часто народ сталкивается с выбором из двух зол? Пожалуй, в истории каждой страны была такая ситуация. Что чависты, что оппозиционеры в Венесуэле борются за власть и за доступ к «кормушке», используя население.
Сейчас формальным лидером оппозиции является глава Национальной Ассамблеи, юрист Энри Рамос Аллуп. Он является лидером исторической партии Демократическое действие, которая появилась в 1944 году.
Изначально она представляла левые социалистические взгляды, будучи при этом антикоммунистической. С прогрессивных и антиимпериалистических позиций партия постепенно ушла к центристским взглядам, а затем взяла в свой арсенал неолиберальную экономическую политику. Во время правления Чавеса всегда находилась в оппозиции к режиму и поддерживала кандидатуру Энрике Каприлеса на президентских выборах.
Рамос Аллуп, однако, в отличие от остальных оппозиционных лидеров, не был замечен в связях с США. Тем не менее громко заявить о себе ему удалось не так давно, несмотря на 72-летний возраст. Вполне вероятно, что определённые факты ещё могут появиться в прессе – дело времени.
Венесуэльский журналист BBC Mundo Даниэль Пардо описывает его как человека, который меньше всех доверяет точке зрения чавистов. Корреспондент верит, что Рамос Аллуп олицетворяет политика «старой гвардии» и выбран лидером парламента неслучайно. «Он символизирует собой единение оппозиции», - отмечает журналист, поскольку во время протестов 2014 года, когда были задержаны ключевые фигуры оппозиции, он выступил переговорщиком с правительством. Тогда он помог урегулировать кризис, а теперь, когда недовольный официальной политикой народ всё чаще отворачивается от политики, его риторика несколько изменилась. Почувствовав вкус власти, ему разонравилось разговаривать с чавистами.
На первой сессии парламента Рамос Аллуп заявил:
Другим лидером оппозиции остаётся губернатор штата Миранда Энрике Каприлес. Дважды он пытался пробиться к президентскому креслу, представляя либеральную оппозицию. Дважды ему это не удавалось. Дважды собирал протесты. Тем не менее достичь президентского кресла ему не удалось. Даже несмотря на поддержку со стороны США, которые вместе с Канадой и Парагваем не признали результатов выборов. При этом избирательная система Венесуэлы незадолго до выборов была названа одной из наиболее надёжных. Её тестировал сам Каприлес и даже бывший президент США Джимми Картер, заявивший, что её невозможно обмануть. Для того чтобы проголосовать, помимо паспорта наблюдатели проверяют отпечатки пальцев.
Во время последней избирательной кампании всплыла и интимная для Каприлеса тема: в СМИ появилась информация о том, что кандидат в президенты от оппозиции – гомосексуалист. Сам оппозиционер упорно отрицал нетрадиционную ориентацию, а после скандала в сеть внезапно стали с завидной регулярностью попадать видео, где он обнимается с девушками. Однако выглядело это малоубедительно и даже нелепо.
Не далеко от Каприлеса по своему бэкграунду ушёл и перспективный лидер оппозиции Леопольдо Лопес, который после протестов угодил на 13 лет за решётку. Школа в Принстоне, Кеньон-Колледж в Огайо и Гарвард – это уже достаточно характеризует этого противника власти. И Каприлес, и Лопес ратуют за неолиберализм и приватизацию. При этом во время президентской гонки он обещал свернуть все проекты с Россией. В особенности в военной сфере. Выводы напрашиваются сами собой.
Никакого диалога
С очередным обострением кризиса Мадуро обратился к оппозиции с просьбой начать диалог, который позволит «урегулировать и улучшить отношения внутри страны между всеми общественными силами». Он подчеркнул, что уже трижды обращался к Аллупу с предложениями урегулировать институциональный кризис. На эти призывы тот ответил безапелляционно:
Оппозиция отрицает все возможные варианты урегулирований институционального кризиса. Со сбором подписей против президента они почувствовали перевес на своей стороне и теперь отказываются от любых форм диалога. В мае, например, состоялись переговоры между властью и оппозицией при содействии международных посредников, среди которых были бывшие президенты Доминиканской республики и Панамы, а также экс-премьер Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро.
По итогам этих консультаций стороны изъявили желание к дальнейшим переговорам и урегулированию кризиса. Но тогда оппозиция находилась в сложном положении. Часть подписей правительство отказывалось признавать, а на носу был суд по подделке документов. Сейчас, когда подписи признаны действительными и есть все шансы на проведение референдума, Каприлес буквально заявляет, что Сапатеро вообще не должен иметь никакого отношения к Венесуэле, а правительство использует медиаторов для того, чтобы избежать референдума. Оппозиция, таким образом, перешла в наступление.
Единственное, что они не учитывают, – это серьёзный военный ресурс, который пока полностью лоялен власти. Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес высказал мягкую поддержку армии действующего президента Мадуро:
Кроме того, Мадуро постепенно начал укреплять отношения с Колумбией, несмотря на недавний конфликт на границе. Колумбийский президент даже пообещал запустить процесс по открытию границ, что может помочь получать необходимое продовольствие. У президента за плечами и Китай, который пока не отказывается от выдачи кредитов в обмен на нефть. Всё это, конечно, хорошо. Однако при дальнейших провалах правительства и росте нестабильности международная поддержка может уйти. Опыт истории говорит о том, что и лояльная армия может стать злейшим врагом. Президент уже опасается и угрожает Аллупу, чтобы тот «не связывался с армией».
Конец социалистической Венесуэлы?
Таким образом, пока ситуация в Венесуэле радужных перспектив не открывает: страна находится в экономическом, политическом тупике и скатывается к гражданской войне. Не будет преувеличением сказать, что под угрозой вся эпоха боливарианской революции. После смерти легендарного Уго Чавеса его наследник Мадуро попытался продлить чавизм, но это больше похоже на агонию. В случае краха нынешней Венесуэлы это станет еще одним примером того, как замороженный и отсталый социализм в отдельно взятой стране, несостоятелен в столкновении с экономическими реалиями господствующего капитализма.
Социализм способен функционировать и даже давать отличные результаты, если он реформируется и подстраивается под мировую экономику - как в Китае или с недавних пор в Кубе. Однако социализм венесуэльского образца выглядит как умирающий динозавр и не имеет возможности сдерживать удары и развиваться. Заниженные цены, которые правительство называет «справедливыми» (precio justo), регулируемый курс валюты, огромные программы в пользу бедных и экспроприация частного бизнеса, которая за время правления Чавеса и Мадуро достигла 17 млрд долларов, – всё это привело к коллапсу.
Невысокий профессиональный уровень управления лично Мадуро и отсутствие харизмы Чавеса только приблизили печальный конец. Впрочем, как бы справился сам Чавес с назревшими проблемами в условиях нефти ниже 50? Не исключено, что так же плохо, как и Мадуро. Его всегда спасала умело направляемая любовь народа, которой он мог мобилизовать страну, но зависимость от нефти и стратегические провалы вряд ли бы исправил.
Нынешний коллапс чрезвычайно выгоден оппозиционерам, которые пытаются оторвать свой кусок власти на фоне дискредитации правительства. За их плечами по традиции стоят США, которые предвкушают крах Мадуро и готовятся к либерализации и приватизации Венесуэлы. Чтобы ускорить процесс, принимаются разнообразные усилия: к примеру, племянников жены президента обвиняют в поставках кокаина в Соединённые Штаты.
Но гораздо страшнее то, что рядовому венесуэльцу буквально нечем питаться, а люди с серьёзными заболеваниями гибнут сотнями без необходимого лечения.
Источник: http://politrussia.com