"Нам нужно любой ценой искоренить исламский фашизм на всей территории страны" - так мэр Ниццы отреагировал на новый теракт - убийство трех человек (одна из которых была обезглавлена) в соборе в этом приморском городе.
Второе отрезание головы за две недели - после убийства выходцем из Чечни школьного учителя, демонстрировавшего (в соответствии с методичкой) на уроках карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала "Шарли Эбдо".
А убийство учителя произошло буквально через несколько дней после того, как президент Макрон решил взяться за французское исламское сообщество - сепаратизм (не желают жить по законам светского общества) не пройдет, будем контролировать муфтиев и строительство мечетей на иностранные деньги. Ну и вообще - нам нужен просвещённый ислам, который будет жить в мире с республикой. Освободим французский ислам от внешнего влияния - реформируем и улучшим!
В ответ - отрезание голов и шок. И ссора с мусульманским миром - потому что убитому учителю во Франции устроили торжественные похороны (с награждением орденом Почетного легиона), а карикатуры из "Шарли Эбдо" стали проецировать на стены зданий.
Турецкий президент Эрдоган назвал Макрона сумашедшим, в разных мусульманских странах прошли антифранцузские демонстрации - при этом Париж не намерен отступать. Более того - большая часть оппозиции заявила о поддержке Макрона, ведь "отечество в опасности" и пора наконец-то заняться мигрантами, угрожающими французской идентичности.
Неужели Франция проснулась?
Но какая Франция? Светская республика? Часть единой Европы? Наследница великой католической империи?
Проснулась французская элита? Недоволен французский народ?
Проблема Франции в том, что в ней нет согласия насчет того, какой должна быть страна - раскол на правых (националистов) и левых (интернационалистов) ловко используют правящие элиты, подсовывающие избирателям центристов и "реформаторов" вроде Макрона.
Правым не нравятся массовая миграция, толерантность и размывание национальной идентичности - левые считают, что крупный капитал это общий враг для всех французов, что белых, что черных. Элиты дискредитировали сами себя, но держат круговую оборону против несистемных политиков вроде правой Марин Ле Пен и левого Меланшона.
Несколько миллионов мигрантов - в основном арабов и негров - не интегрируются во французское общество, предпочитая исламскую идентичность. Да и куда им интегрироваться?
Старой патриархальной Франции уже давно нет - ее тень осталась лишь в провинции. Большие города с их многонациональным, многорасовым населением не сохраняют никакого традиционного национального уклада - а католицизм сдает свои и так давно уже слабые позиции.
В кризисе даже институт семьи - все больше детей (если уже не большинство) рождается вне брака, не говоря уже о падении рождаемости среди белых, то есть настоящих французов.
Мигранты-мусульмане (а это не только недавно приехавшие - но и их потомки даже в третьем поколении) все это прекрасно видят - и им смешны призывы интегрироваться во французское общество. Куда интегрироваться?
В умирающее общество - в котором верхи (богатые и политический класс) живут своей жизнью и озабочены сохранением власти, а низы не доверяют верхам?
В общество, в котором нет ни скреп, ни объединяющих все ценностей - кроме безграничной "свободы и терпимости", которые проявляются в высмеивании всего и вся, включая религиозные чувства?
Если сами французы не верят в будущее Франции - почему в него должны верить обосновавшиеся в Париже марокканцы и сенегальцы?
Зато они верят в силу ислама - и хотят жить по его законам. Да, во Франции - но кто сможет их остановить? Никакого "французского ислама" быть не может - не говоря уже о том, что исламская умма (общество) считает себя единым целым по всему миру, во Франции у ислама нет никаких корней. Это не Россия - в которой испокон веков живут исповедующие ислам народы, в той или иной степени адаптировавшие его под себя (как северокавказские горцы с их адатами).
Ислам мог бы быть на своем месте в религиозной Франции - если бы большинство жителей страны было католиками, а исповедующие ислам мигранты и их потомки составляли небольшую часть населения страны.
Но католической Франции нет - а светская депрессивная Франция неспособна противостоять горячей вере последователей пророка.
Есть ли выход?
Выслать миллионы понаехавших и их потомков уже невозможно - как и переделать салафитов в читателей "Шарли Эбдо".
Убедить мусульман в том, что Франция это не их страна? А чья? Евроинтеграция размыла не только границы, но и культуру, уклад, цивилизацию - поэтому придется убеждать их в том, что Европа это не место для ислама? Но ведь та же Меркель говорила, что ислам это часть немецкой идентичности - и почему в других странах ЕС мусульманские общины не имеют права считать себя такими же местными, как и коренные жители?
У Франции, как и у Европы в целом, нет никакого ответа на исламский вызов - просто потому, что для того, чтобы ответить на него, нужно вначале разобраться с тем, кто же вы такие сами по себе?
Кто вы, французы? Что вас объединяет и вдохновляет, что вы цените и во что вы верите? Если ваш идеал это космополитичный потребитель-гедонист, то вы обречены - и вам некого винить в этом, кроме самих себя.
Чтобы вам не отрезали головы, нужно быть с "царем в голове", то есть с определенной четкой иерархией ценностей, разделяемых большинством народа.
Но готова ли Франция быть честной сама с собой?
Петр Акопов