Они беззащитны, им нравится жить.
И все они вместе, и так было всегда.
Они последние, кто помнит, что такое свет.
Егор Летов. Мы лед под ногами майора
Третий месяц в Беларуси продолжается протестное движение. И, очевидно, что протест будет продолжаться несмотря ни на что.
Можно много говорить и писать на тему того, что там «работает рука Запада», даже у нас было много «экспертов», вдоволь повеселивших (хотя это смех сквозь слезы) сказками о злобных планах Польши по нападению на Беларусь и отжиму Гродно, но… Сложно доказать финансирование со стороны. В отличие от Украины, где все знали расценки и никто особо и не скрывал этого.
То ли в Беларуси все делают с учетом украинского разгильдяйства, и сведения о подкупе просто не просачиваются (верите?) на сторону, то ли действительно протест идет от сердца.
По прошествии двух месяцев можно сказать только одно: протестное движение не задавлено. Оно не переросло в майдан украинского образца и скорее всего не перерастет, потому что это на руку некоторым силам. Потому баррикад, разгромленных и разграбленных магазинов, скорее всего, мы никогда не увидим. Не тот народ, очевидно.
Но 9 августа стало некоей отправной точкой. Была надежда, что это просто точка, но прошедшие дни показали, что да, возврата к прошлому уже не может быть. Примерно как на Украине, но (слава белорусам) без крови. Почти без крови.
Митинги. Демонстрации. Далее продолжение: забастовки рабочих, протесты учителей, врачей, женские марши и демонстрации пенсионеров. И да, конечно, молодежь.
Фото: TUT.BY
Кто не хочет видеть массовости и разнообразности по составу протестующих, тот не увидит. Но в целом акции протеста подтвердили, что в движении против Лукашенко участвуют самые разные слои населения. Насколько реально они все ангажированы, судить сложно. Понятно только одно: чем ниже по социальной лестнице, тем больше поддержки протесту. И это совершенно нормально, поскольку тем, кто наверху пищевой цепочки, протест ни к чему.
Начали появляться сообщения в СМИ, что демонстрации то ли сбавляют свой накал (одна точка зрения), то ли наоборот, становятся малочисленнее, но жестче. Намекая как бы на то, что вот он, «майдан» во плоти. Из числа ангажированных и проплаченных маргиналов.
Однако многие считают, что непрекращающиеся акции протеста, которые не смогли остановить откровенные зверства и переборы полицейской системы, как раз подтверждают то, что Лукашенко действительно утратил легитимность, «слегка» переиграв с выборами.
Обе версии имеют право на жизнь.
Но лишним доказательством для второй служит само отношение Лукашенко к народным выступлениям. Все безапелляционные заявления и клейма, которые он щедро разбрасывал в сторону протестующих, без малейшей попытки выслушать и договориться. Или ты «за» — или предатель, оплаченный Западом.
В целом для диктатуры или тоталитарного государства нормально и оправданно. Другой вопрос, насколько это оценит Запад, с которым столь рьяно Александр Григорьевич заигрывал последние пару лет?
Запад не оценит однозначно. Там торжество демократии, пусть и в довольно извращенной форме. И именно потому, что это извращенная демократия, Лукашенко светит политическая изоляция от той самой Европы, дружить с которой он так стремился.
Понятно, что полноценной изоляции не случится, Россия, естественно, «своего» в беде не бросит. Однако здесь тоже есть нюансы.
Поддержка Россией Беларуси, точнее, поддержка Путиным Лукашенко – это реальность. Это вполне нормальная реальность, с какой стороны ее ни рассматривай, но…
Насколько сегодня «платежеспособен» Лукашенко как политик? Возникают сомнения несмотря на то, что силовики откровенно лютуют, а «порядок не наведен». Несмотря на слезоточивый газ, дубинки, ботинки и резиновые пули, которыми обрабатывали белорусов. Да и не только белорусов.
Фото: Радио Свобода – Беларусь
Но протест не утихает. Несмотря ни на что.
Между тем белорусское гражданское общество достойно самых высоких похвал как действующее исключительно в правовом поле.
Тем более стоит учитывать тот момент, что первые три дня после выборов, когда общество, мягко говоря, было удивлено сверх всякой меры результатами, оно все равно не устроило возмущение по украинскому сценарию.
А как раз МВД РБ и спровоцировало дальнейшее возмущение, попытавшись, согласно приказам, подавить протестные выступления с максимальной жесткостью. Но, по сути, именно действия МВД и не дают утихнуть протестам. Сопротивление продолжается просто потому, что бензин в этот огонь подливают силовики.
Фото: Радио Свобода – Беларусь
В Беларуси сегодня, чтобы быть избитым, нужно просто выйти на улицу и идти или ехать по своим делам. Можно и обойтись, но главное – не попадаться на глаза силовикам. Простите, напоминает некоторые моменты беларусской истории, вот только сегодня никакой аусвайс не поможет. Доказано российскими корреспондентами ТАСС.
Избиения дали совершенно обратный эффект, но и в этом случае Лукашенко решил, что лучший способ защиты – это нападение. Но тут уже возмущаться начали реально все. Даже церковь.
Потом было некоторое затишье, которое с натяжкой можно назвать оценкой ситуации. Стороны оценивали возможности друг друга, после чего власть Беларуси перешла в решительное наступление.
Странный момент: накал протестов действительно начал понемногу снижаться, но зачем-то Лукашенко устроил это совещание в СИЗО. Если исходить из довольно невнятных объяснений официальных каналов, он хотел поговорить об изменениях в конституцию… с арестованными оппозиционерами!
Интересная версия. Юридическая «шарага» в СИЗО – это более чем оригинально. Но есть и другая версия, которая говорит о попытке Лукашенко поторговаться с Бабарико и Тихановским. 4,5 часа «диалога» в стенах СИЗО – это немало. Для президента страны, который может позволить себе потратить столько времени на потенциальных заключенных, это сильный ход.
Но эти действия только всколыхнули людей. И опять власть плеснула бензина в огонь. Что ж, не будем судить.
Но здесь становится понятно, насколько низок уровень доверия к любым действиям Лукашенко.
Беларуси сегодня светит не просто кризис, а долгий и затяжной политический кризис. Классический, когда народ не хочет жить по-старому, а власть не может править по-новому.
Сегодня Лукашенко полагается исключительно на силовой сценарий.
С начала протестов, с 9 августа, милиция задержала около 14 тысяч человек. 3 человека погибли, 79 пропали без вести, из числа пропавших были найдены мертвыми 3 человека. Количество людей, избитых милицией и силовиками, оценивается тысячами. Точных цифр найти невозможно, оппозиция может преувеличивать, официальные каналы, вполне естественно, всеми силами стараются выгородить себя.
Силовой сценарий – это диктатура. А диктатуры сегодня в мире не любят. Уменьшая их количество, скажем так, всем мировым сообществом за редким исключением.
Путин выразил поддержку Лукашенко. ОДКБ, «своих не бросаем», займы и все прочее. И здесь возникает вопрос-аналогия.
Не кажется ли нам, что все это очень похоже на Украину и Виктора Януковича?
Да, многие скажут: разница есть. Янукович мог подавить «майдан» в зародыше, и ничего на Украине не случилось бы. Возможно.
В итоге на Украине мы имеем концлагерь упрощенного режима, где в роли охраны выступают откровенные нацисты, преследующие инакомыслящих.
В случае Беларуси – все то же самое, только роль украинских нацистов исполняют силовики, судьи и госчиновники.
Собственно, возникает вопрос: какая разница, кто стоит на вышке с пулеметом (утрирую, да), омоновец или тербатовец, если он все равно на вышке с пулеметом? И говорить можно только то, что приятно слышать властям? И пулемет в качестве аргумента?
Господин Лукашенко сейчас держится исключительно на обещании Путина помочь и штыках усиленно задабриваемых силовиков. Силовики будут все так же избивать и калечить обычных граждан, потому что в случае падения Лукашенко порвут уже их.
Фото: Радио Свобода – Беларусь
В Януковича был влит не один миллиард долларов. И где эти миллиарды? Примерно та же ситуация и с Лукашенко. Спасут его деньги России или будет как у украинского коллеги?.. Вопрос времени.
В любом случае позиция у Лукашенко не самая прочная, а потому Путину стоит очень четко просчитывать каждый ход, инвестируя в Лукашенко. Иначе может действительно выйти как у Януковича. А не хотелось бы.
Ведь ситуация реально похожа: и Янукович, и Лукашенко реально «достали» почти все население своих стран. А история – очень вредная вещь, там повторений хватает.
Специально говорю об обещаниях Путина, а не России. Это разные стороны медали. Но ситуация реально патовая: власть Беларуси пытается силовыми методами, не пытаясь наладить диалог, просто подавить все выступления. Протестующие, несмотря на то, что их лидеры посажены за решетку, а оставшиеся (Тихановская, например) не демонстрируют ни самостоятельности, ни четкой позиции, демонстрируют готовность продолжать акции протеста.
Фото: Влад Борисевич / Onliner
Борьба на истощение. Несмотря на то, что Лукашенко убрал с политической сцены всех конкурентов, кого за границу, кого в СИЗО, последнее препятствие ему вряд ли удастся убрать. Просто потому, что это изрядная часть народа.
Потому не стоит даже думать о том, что белорусы опустят руки и сдадутся. Наоборот, как показывает практика, очередной политический ляп Лукашенко только вызывает очередной всплеск волнений и демонстраций. Если бы проблема состояла только в пересчете голосов, то, вполне возможно, все случилось бы как в России с конституцией – пошумели и разошлись.
Но проблема Беларуси намного глубже, там не просто конфликт «верхи-низы», там полнейшее нежелание власти идти на диалог с народом, и наоборот, ярко выраженное желание жить по образцу и подобию прошлых времен.
Но мир меняется, он изменился и в данном случае, совершенно не обращая внимания на нежелание властей Беларуси измениться вместе с ним.
Я не зря в начале поставил строки из известной песни нашего Егора Летова. Они пророческие во многом. И нежелание белорусов жить по-старому действительно может стать льдом под лаковыми ботинками господина Лукашенко.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю